Экологическое образование детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

Экологическое образование как системообразующий фактор образования

1.4 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.

Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Методика констатирующего эксперимента

2.2 Результаты диагностического исследования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

экологическое образование детей дошк.возр..docx

— 125.35 Кб (Скачать файл)

После того, как будут рассмотрены все предметы, воспитатель делает общее заключение: «Вот как много разных предметов сделано из бумаги! Бумага очень важный материал, она нужна людям. Бумагу нужно беречь и экономить, её не следует рвать и пачкать. Делают бумагу из древесины. Для этого используются деревья, которые растут в лесу. Когда вы станете старше, то узнаете еще много интересного про бумагу. И про бумажные изделия, и про древесину, из которой их делают».

Раздается стук в дверь, «приходит »Елочка в виде девочки, наряженной в бумажные платочки и фартучек. Воспитатель приветствует, её выражает свою радость от того, что она пришла. Говорит, что дети сейчас сами будут выклеивать елочки. Рассматривает елочку, отмечает, что она красивая, фартучек у неё сделан из плотной бумаги, а платочек - из мягкой, салфеточной.

2 часть Дети встают и относят предметы, которые они рассматривали, на стол педагога. Затем берут комплекты для аппликации «Елочка» (этот организационный момент заменяет физкультминутку). Воспитатель сообщает, что сейчас все дети будут составлять и наклеивать ёлочки - каждый на своем листе бумаги. Затем они украсят елочки снегом или елочными игрушками. Кто пожелает сделать свою ель живой (как на участке), тот украсит её снегом, шишками. Кто пожелает сделать свою ель искусственной, тот нарядит её игрушками, а снизу приклеит крестовину, чтобы дерево прочно стояло на полу. Потом из всех детских работ будет сделан альбом под названием «Елочка».

Воспитатель дает указание сначала выложить елочку на бумаге, начиная снизу, а затем начиная с верхней детали приклеить ее. вместе с Елочкой помогает детям. после того как все работы будут готовы, воспитатель в присутствии детей делает обложку для коллективного альбома. Дети помогают украсить её, приклеить название «Елочка». Затем воспитатель сшивает страницы и обложку в альбом. В дальнейшем воспитатель при рассматривании альбома может записать короткий рассказ каждого ребенка о своей елочке, не забыв при этом указать фамилию и имя автора.

Приложение № 2

Комплексное занятие

Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»

Цель: дать детям представление о людях, создающих книгу, - писателе и художнике - иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом иллюстрации); объяснить, что книгу можно сделать самим. Для этого надо интересно рассказать о событиях, записать рассказ, нарисовать картинки.

Материал: книга В. Бианки «Мышонок Пик», магнитофон, изопринадлежности, трафареты мышонка, клетка с хомяком.

Ход занятия: воспитатель беседует с детьми о книге: «нравится ли вам книга «Мышонок Пик»? Почему? Кто её автор?». Затем сообщает: «мы можем сделать свою книгу про мышонка Пика. Это совсем несложно. Каждый из вас расскажет про какое - нибудь приключение мышонка. Рассказы надо записать и нарисовать к ним рисунки. Рисунков может быть много. Рассказы и рисунки надо сложить в стопку и прошить - получится книга.

А теперь давайте рассмотрим книгу, которую изготовили в типографии».

Воспитатель демонстрирует книгу В. Бианки, обращает внимание детей на картонную обложку, плотную бумагу страниц, показывает титульный лист, объясняет, что на нем и на обложке написаны фамилия и имя автора, который придумал и написал эту интересную сказку, фамилия иллюстратора, а также название города, где ее напечатали. Специально останавливается на рисунках художника, подчеркивая, что без них книга не была бы такой интересной. Объясняет, что художник может изобразить разные эпизоды, и что каждый художник рисует по-своему.

«книга, которую мы сделаем, будет наша - мы станем ее авторами, художниками и изготовителями. У каждого из вас есть любимый эпизод, какое - нибудь приключение мышонка. Вы его сначала нарисуйте, а потом опишите словами. К рассказу надо придумать заглавие.

В книге мы напишем имена и фамилии ребят, которые рассказали про Пика и изобразили его на бумаге. Будет особенно интересно. Если каждый м из вас по - своему расскажет о любимом герое и нарисует его».

2 часть дети садятся рисовать иллюстрации. Воспитатель помогает каждому уточнить сюжет, композицию рисунка; помогает изобразить детали сюжета (раздает трафареты, обращает внимание детей на иллюстрации в книге, делает наброски рисунка).

3 часть детей, которые быстро справились с рисованием, воспитатель приглашает рассказать про приключения Пика и про их рисунки. Воспитатель поясняет: «чтобы в книге появились страницы с рассказами, сначала запишем ваши сообщения на магнитофон, а потом уже с него на бумагу». Четверо - пятеро детей по очереди пересказывает выбранные ими фрагменты, демонстрирует рисунки, а остальные слушают и завершают работу.

В последующие дни в свободное время воспитатель дает возможность всем, кто хочет, закончить рисунки, и записывает детские рассказы на магнитофон. Готовые работы вывешивают на стенд. Следующий этап - изготовление книжных страниц с текстом. Воспитатель вместе с детьми прослушивает магнитофонные записи и на отдельных страницах пишет от руки или на машинке текст каждого рассказа. После заглавия, придуманного самим ребенком, следует указать автора, например: «рассказал и нарисовал Миша Федоров».

В дальнейшем при брошюровке книги текст и рисунок располагают на развороте.

Приложение № 3

Комплексное занятие

«Что за зверь?»

Цель: учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание делать простейшие опыты.

Материал: рассказ Е. Чарушина «Что за зверь? », изопренадлежности.

Ход занятия:

1 часть Воспитатель сообщает, что многие писатели любят природу, наблюдают за ней, сочиняют сказки и пишут короткие рассказы для детей. Среди них - Виталий Бианки и Евгений Чарушин. Предлагает прослушать рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?».

Читает рассказ медленно, выразительно, делая логические паузы.

2 часть воспитатель беседует с детьми о прочитанном. Вопросы: что Катя заметила на крыльце на снегу? Как Катя выяснила, кто бегал под дверью? Что она клала на крыльцо в первый раз, во второй и в третий? Кто попался в западню? Как устроили жизнь зайца в доме?

3 часть воспитатель повторно читает рассказ, предлагая детям представить, что они затем нарисуют по его содержанию, далее дети рисуют. А воспитатель оказывает индивидуальную помощь в выборе сюжета, построении композиции

4 часть. На прогулке воспитатель организует поиск следов животных. Предлагает положить в некоторых местах приманки, а затем понаблюдать за ними. В последующие дни идет обсуждение результатов опыта.

Приложение № 4

Комплексное занятие

«Письма заболевшим детям»

Цель: воспитывать у дошкольников ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит: у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щеках, стройное тело, крепкие мышцы; здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеётся, приветлив с другими детьми и взрослыми, имеет хороший аппетит, с удовольствием играет и занимается любимыми делами; больному ребенку плохо, он плачет, не может играть, должен лечиться, принимать лекарства, сидеть дома; воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям - взрослым и детям; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от ребят из группы - оно помогает ему выздороветь; учить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

Материал: кукла Айболит, книга К. Чуковского «Айболит», зеркало, чистая бумага, конверты, изопринадлежности.

Ход занятия:

1 часть. На занятие приходит Айболит в облике куклы, сообщает ребятам, что он только что самолетом прилетел из Африки, где лечил больных зверей: «Вы, наверное, помните. Как заболели все звери. Когда я до них добрался, то увидел ужасную картину - все плачут, стонут, рыдают от боли, у всех высокая температура. Больные звери такие некрасивые, печальные. Писатель К. Чуковский очень хорошо рассказал про этот случай. Вот послушайте». Воспитатель читает отрывок из «Айболита».

Айболит продолжает: «Как жалко тех, кто болеет! Сразу румянец исчезает, кожа становится бледной или покрывается красными пятнами, глаза мутнеют, слезятся, тело становится дряблым, больному ничего не хочется делать - даже есть. Плохо быть больным!

А вы ребята не болеете? Надо вас проверить. Подходите сюда к зеркалу по двое: смотрите на себя и друг на друга. Если вы улыбаетесь, румяны, под глазами нет синяков, мышцы крепкие, тело стройное, спина прямая, это значит, что вы здоровы и красивы. Можно радоваться и заниматься любыми делами».

Дети парами подходят к зеркалу, воспитатель совершает игровые действия с куклой: Айболит трогает у детей мышцы на ногах и руках, осматривает горло, заглядывает в глаза, отмечает тех, кто улыбается. Часто повторяет, что дети красивые, здоровые, что на них приятно смотреть. Бледным ребятам дает совет больше гулять, так как свежий воздух очень полезен для здоровья. Маленьким и слабым - лучше есть, заниматься физкультурой, чтобы развивать свои мускулы, тело.

Затем Айболит спрашивает все ли дети пришли в детский сад, может быть, кто - то заболел и остался дома, Предлагает написать больным ребятам письма - им будет очень приятно, что о них помнят, что им сочувствуют. Это поможет им выздороветь.

2 часть. Написание 1-2 писем. Воспитатель делает краткие пояснения о том, как писать письмо: сначала поздороваться, затем рассказать об интересных событиях в детском саду и далее пожелать скорейшего выздоровления и возвращения. В процессе составления письма Айболит дает свои советы: проветривать комнату, принимать вовремя лекарства; стараться хорошо есть, не хныкать - и тогда болезнь скорее пройдет.

Воспитатель показывает детям конверт с маркой, пишет на нем адрес больного ребенка (по ходу объясняет, что такое адрес), вкладывает письмо в конверт, но не заклеивает.

3 часть. Воспитатель сообщает, что больным ребятам приятно получить не только письма, но и рисунки. Предлагает тем, кто особенно хочет порадовать друзей, нарисовать что - нибудь интересное.

Детей, которые не хотят рисовать воспитатель не принуждает к этому, но хвалит тех, кто решил отправить свои подарки. Вечером конверты окончательно оформляются и запечатываются, на следующий день вся группа идет к почтовому ящику. Чтобы опустить письма. Там же воспитатель рассказывает, что будет с письмами дальше: кто их вынет, куда отвезет, как их получат адресаты.

Приложение № 5

Комплексное занятие

«Для чего животным хвосты?»

Цель: дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.

Материал: книга В. Бианки «Хвосты», картинки с изображениями животных, о которых идет речь в сказке; шапочки и хвосты для разыгрывания ролей животных в инсценировке.

Ход занятия:

1 часть. Воспитатель предлагает детям рассказать об их наблюдениях за мухами. Выслушивает и рассказывает сам: «Муха - удивительное насекомое! Летает быстро, неровно, чтобы ее никто не поймал; ползать может. Где угодно: по стене, по стеклу, по тонкой веревке. Даже вверх ногами по потолку может ползать быстро. Ест муха все подряд: и крошки хлеба, и капельки варенья, и на мясо мухи садятся, и на любые другие продукты. У мухи шесть лапок, ими она чистит себя: передними - голову, средними и задними - крылышки и заднюю часть тела. Вот только я не заметила, есть ли у неё хвост или нет. Но про это мы можем узнать из книги В. Бианки. Он написал интересную сказку « Хвосты». Сейчас я ее прочитаю, а вы запоминайте слова. Потом будем её инсценировать».

2 часть. Воспитатель читает книгу, по ходу показывая иллюстрации и отдельные картинки с изображениями животных, о которых идет речь. Затем проводит беседу. Примерные вопросы: хвост - важная часть тела или нет? Кому нужен хвост? Кому хвост помогает передвигаться? Кому хвост нужен как опора? Кто с помощью хвоста обманывает? Кому нужен хвост, чтобы не растерять детей? А кому он нужен, чтобы избавиться от мух?

3 часть. Воспитатель раздает тем, кто захочет, шапочки и хвосты. Эти дети будут артистами, а остальные - зрителями. На себя берет роль человека. При разыгрывании сказки воспитатель не требует от детей дословной передачи авторского текста - достаточно смыслового понимания ребенком содержания и правильного отражения его в речи.

В конце занятия воспитатель хвалит артистов и зрителей. Предлагает подумать, зачем нужны хвосты другим животным. Говорит, что дети еще будут разыгрывать сказку и с новыми животными, про которых сами расскажут, для чего им хвосты. Предлагает всем желающим нарисовать дома или в детском саду рисунки по этой сказке. Если соберется достаточное количество рисунков, воспитатель оформляет книжку - альбом иллюстраций к сказке «Хвосты». Атрибуты инсценировке (шапочки и хвосты) воспитатель дает детям для свободного пользования.

Приложение № 6

Прогулка № 1

«Первый снег»

Наблюдение:

Понаблюдать, как окружаться первые снежинки, как затягиваются лужицы непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег, рассказать детям о поздней осени, определить отличия поздней осени от ранней. Ноябрь - последний месяц сени, скоро настанет зима. Заметить, что реки покрылись льдом. По приходу в группу детям можно предложить нарисовать состояние погоды (деревья, лужицы, снег, небо)

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста