Экологическое образование детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

Экологическое образование как системообразующий фактор образования

1.4 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.

Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Методика констатирующего эксперимента

2.2 Результаты диагностического исследования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

экологическое образование детей дошк.возр..docx

— 125.35 Кб (Скачать файл)

В возрасте от 2-х до 12-ти лет дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства, выполнять посильные сельскохозяйственные работы. При этом Руссо настаивает на необходимости формирования у детей реалистических представлений о предметах природы без суеверий и страхов. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, отвратительных, причудливых животных, но не иначе, как постепенно, исподволь, пока не освоится с ними и, видя, как другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и выросши он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное» [11, с. 217].

Повседневную практику, личный опыт ребенка, его наблюдения Руссо признает лучшим источником приобретения знаний.

 «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучит науку, а выдумает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игруш-

кой чужого мнения» [11, с. 254].

Под влиянием взглядов Руссо швейцарский педагог И.Г. Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоничном развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к совершенствованию. Обеспечить гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей» Песталоцци определяет содержание первого круга представлений маленьких детей, призывает развивать их способность к синтезу и анализу. До 5-ти лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благо-творны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Педагог указывает на три ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и мышление. Этим ступеням соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.

Немецкий педагог Ф. Фребель уловил вырабатывающуюся в науке идею органической эволюции и первым применил ее к воспитанию. Эта идея лежит у Фребеля как в основе понимания природы, так и в основе его педагогических методов. «Все последующее должно исходить из предшествующего» – в этой форме заключается и понимание процесса развития ребенка, и основное методическое требование Фребеля. Философское мировоззрение Фребеля близко к пантеизму, поэтому понимание им естествознания своеобразно. Подобно тому, как в процессе жизни и развития человека Фребель видел внешнее проявление внутренней жизни, отраженный свет божественного начала, так и в природе он видел «откровение бога».

Поэтому Фребель требует, чтобы детей с ранних лет ставили в близость с природой. Ничто не сближает так воспитателей и детей, как обоюдные стремления заниматься изучением природы.

В работе «Детский сад», в XVIII главе «Сады детей в детском саду» Фребель говорит, что в каждом детском саду должен быть садик для детей (описывает форму, размеры, расположение). Сад служит для того, чтобы ребенок ухаживал за природой. Сад изображает отношение ребенка к своей семье, поэтому является не только развивающим, но и воспитывающим, поучитель-ным. Ребенок познает природу в сравнении: сравнивая плоды и растения, стоящие рядом, познает их свойства. «При обсеменении, возделывании и засаживании общего поля показываются, следовательно, и различные семена растений детям для сравнения, сопоставляются между собой, отыскиваются общие, равно как и отличительные признаки их, чтобы ребенок был в состоя- нии назвать различные растения и отличить их семена друг от друга»[8, с. 242].

Как видим, Ф. Фребель считал природу важным средством нравственного воспитания. Для решения его задач он рекомендовал привлекать детей к уходу за растениями и животными, к практическому освоению мира природы.

В оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М. Монтессори приближается к Ф. Фребелю: «Наилучший способ укрепить силы ребенка – это погрузить его в природу. Ребенок принадлежит природе и должен черпать из ее силы, необходимые для развития его тела и духа. Природа влияет даже материально на рост организма» [19, с. 9].

Монтессори критикует родителей и воспитателей, находящихся во власти предрассудка, считающих, что хорошее воспитание заключается в приказании не рвать цветов и не мять травы, когда ребенок бегает между цветочными клумбами, «как будто для удовлетворения физиологических потребностей своего тела ему довольно двигать ногами и вдыхать свежий воздух!» [19, с. 13].

М. Монтессори в работе «Дом ребенка» выделяет ряд положений, раскрывающих влияние природы на жизнь ребенка:

1. Ребенок, приступая к наблюдению природы, постепенно начинает заботиться о живых существах.

2. Ребенок самостоятельно  учится предусмотрительности, когда узнает, что жизнь растений, посаженных им, животных зависит от его заботы о них. Монтессори полагает, что между ребенком и живыми организмами зарождается какая-то таинственная связь, заставляющая его выполнять известные, определенные акты без вмешательства педагога.

3. В процессе труда  в природе дети приучаются к терпению, доверчивому ожиданию, когда они кладут в землю семя и ожидают его всходы, видят первое проявление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают происходящие с ними изменения, сравнивают. Так дети постепенно приобретают спокойную уравновешен-ность сознания.

4. Ребенок должен следовать по естественному пути развития человечества, такое воспитание приводит в гармонию эволюцию отдельной личности с эволюцией всего человечества.

Для осуществления этого при Домах ребенка должны быть животные и грядки растений. Кое-где имеются рыбки в фонтане или голуби, американские курочки, садики, участки земли, где это невозможно – расставлены на террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения. Монтессори, подобно Фребелю, считает в крайнем случае годным для этой цели даже гор-шок цветов на окне.

Таким образом, Монтессори сходится с Фребелем в признании важности для детей ухода за животными и растениями.

Монтессори разработала специальные занятия, в основе которых лежали упражнения, опыты, т.е. дошкольникам предлагался инструмент самостоятельного познания природы. Например, переливание воды с целью ознакомления с ее свойствами, ориентировки в окружающем мире; уход за срезанными цветами с целью формирования представлений о способах составления букетов, о необходимости для жизни растений воды; развитие эстетических чувств, координации движений и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2. Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

 Для становления экологического  образования дошкольников в России  огромное значение имеет учение К.Д. Ушинского о природе в первоначальном обучении. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным средством воспитания детей. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня. Естественнонаучные взгляды Ушинского сложились на основе изучения новейших открытий в области естествознания его времени.

В 40–50-е гг. в России стало развиваться так называемое биологическое направление. Ярким его представителем являлся профессор К.К. Рулье. К.К. Рулье основал научно-популярный журнал «Вестник естественных наук», в котором пропагандировал идеи эволюционизма в природе. Передовые идеи додарвинского эволюционизма отразились в практическом естественнонаучном материале Ушинского, представленном в «Детском мире» и «Родной речи» К.Д. Ушинский был знаком и с учением Дарвина об эволюции органического мира. Он считал, что оно придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детей и юношей. Ушинский ратует за использование в воспитании детей естествознания, обогащенного могучими идеями Дарвина, полагая, что мысль Дарвина «придает смысл и жизнь той части наук, которая известна под именем описательной ботаники и описательной зоологии». Ушинский указывает, что учение Дарвина может принести практическую пользу в области воспитания. Однако в оценке учения Дарвина он проявляет непоследовательность. К.Д. Ушинский определяет природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указы- вает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, не- приятной искусственностью» [33, с. 251]. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем ничто не может заменить воспитывающих душу впечатлений природы. Место учебных заведений – вне городов. День, проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Уже в Предисловии к «Детскому миру» Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, прежде чем ребенок выучится читать. Надо учить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать». В «Родном слове» – книге для учителя – Ушинский вновь под- черкивает значение наглядного обучения. Первая задача первоначального обучения – дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль. Дитя мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями вообще» [33, с. 187]. Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений – значит сделать его доступным ребенку. Ушинский полагал, что верность наших заключений зависит от верности данных и от верности вывода. Отсюда задача: учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые становятся элементами его мыслительного процесса. Таким образом, Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума. К.Д. Ушинский определяет и требования отбора материала из обширного мира природы, который можно использовать в первоначальном обучении детей. Ушинский рекомендовал уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществлять как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи, –значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. «…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучить дитя рассуждать…живыми и верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов» [33, с. 175]. Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время. Несомненной ценностью обладают мысли Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях. К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности. Кроме того, К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета прежде всего приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у детей перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? Из чего он создан? Какова его величина сравнительно с другими предметами? Сколько ног? Сколько крыльев? и т.д. От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет, педагог предлагает перейти к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, кото- рую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями). Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие. Однако дошкольников необходимо учить сравнению.

 В славной плеяде  последователей К.Д. Ушинского почетное  место принадлежит Е.Н. Водовозовой. Сочинение Е.Н. Водовозовой «Умственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» было настольной книгой каждой матери и воспитательницы. Став библиографической редкостью, эта книга не утратила педагогического интереса и в наше время. Одна из глав основного сочинения Е.Н. Водовозовой называется «Воспитание ума». Под умственным воспитанием дошкольников автор понимает «умение понимать…материал, пригодный для разнообразных знаний ребенка, для игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей природой» [4, с. 233]. Е.Н. Водовозова разработала программу наблюдений для маленьких детей, отобрав определенный круг явлений и предметов из окружающей жизни. Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знако- мить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. «При развитии ребенка в первом возрасте мы больше всего останавливаем его внимание на животных, так как в это время ре- бенка особенно занимает все живое и движущееся» [4, с. 73]. Наблюдения в природе следует проводить в разное время года и обращать внимание на происхо- дящие сезонные изменения» [4, с. 248]. Е.Н. Водовозова показывала детям явления природы в статике и динамике: знакомила с развитием насекомых, земноводных, растений. Она рекомендовала педагогам осуществлять это на- глядным путем в естественных и специально созданных условиях. Е.Н. Водовозова рекомендовала устроить для детей 6–7 лет «маленький естественноисторический кабинет» (в современном понимании – уголок природы). Он должен служить местом для разнообразных систематических наблюдений и опытов. В нем следует сосредоточить все необходимое и ценное в воспитательном отношении: растения, цветы, посадки, распускающиеся вет- ки с почками и листьями, банки с водяными животными, садки с насекомыми, ежа, рыбку и др. Ребенку можно разрешить собирать в свой «кабинет» все интересующие его природные объекты и приучить его их охранять. Большое место Е.Н.Водовозова отводила опытам и наблюдениям в уголке природы. «Пусть ребенок сам вырастит цветок, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства» [4, с. 45]. Таким образом, дети самостоятельно и естественно познакомятся с характерными признаками предметов; позднее в школе они смогут делать выводы из накопленных наблюдений, а не только заучивать обобщенные правила. В уголке природы хороший воспитатель должен организовать наблюдения детей за развитием растений в различных условиях, как, например, посадку растений (горох, бобы, пшеница) в земле, в воде. Е.Н. Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организация живых уголков, детский огород и цветник, беседы, художественный рассказ педагога, использование картин художников, календаря природы. Из них она справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой.

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста