Экологическое образование детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

Экологическое образование как системообразующий фактор образования

1.4 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.

Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Методика констатирующего эксперимента

2.2 Результаты диагностического исследования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

экологическое образование детей дошк.возр..docx

— 125.35 Кб (Скачать файл)

Экологическое образование детей дошкольного возраста

 

План

 

Введение

 

Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.

 

    1. Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

 

    1. Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

 

    1. Экологическое образование как системообразующий фактор образования

 

1.4 Особенности экологического  образования детей дошкольного  возраста.

 

Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

 

2.1 Методика констатирующего  эксперимента

 

2.2 Результаты диагностического  исследования

 

Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако, ознакомительный характер процесса экологического образования, ориентирование на формальное заучивание, а не на анализ, размышление, оценку экологических ситуаций и поступков людей в окружающей среде, утрата способов существования в природе, оторванность от природы, отражающаяся на образе жизни ребенка, его поступках, не позволяют говорить о высокой результативности экологического образования.

 Экологическое образование  должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

 
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

 

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.

В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.

Решение задач экологического образования дошкольников осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры. Именно педагог призван закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Формирование такого отношения у дошкольников невозможно без соответствующей подготовки будущих специалистов системы дошкольного образования.

Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.

Предмет исследования: система занятий как средство экологического образования дошкольников.

Гипотеза: сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детского дошкольного возраста.

В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) Изучить состояние проблемы  экологического образования детей

2) Выявить сущность и специфику  организации комплексных мероприятий  в работе с дошкольниками

3) Определить особенности экологического  образования детей дошкольного  возраста

4) Выявить уровень экологических  знаний и эмоционального отношения  к природе у детей старшего  дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в зарубежной и отечественной педагогике и методике экологического образования специфики применения системы занятий с дошкольниками; определении особенностей процесса экологического образования детей.

База исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе МОУ «Попенкский детский сад» и охватила 12 детей в возрасте 5-6 лет.

 

Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.

1.1. Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Современному педагогу полезно знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт.

Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.).

Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я.А. Коменский. Он жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы. Коменский, глубоко изучая природу, предпринял попытки создать «Пансофию» – энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его

взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления следует ряд глубоких выводов:

1. Проявления природы  заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразную книгу и источник для изучения не только мира природы, но и проявлений бога. Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи.

2. Понятие природы у  Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей свойства целесообразности, самопроизвольного движения каждой вещи к заложенному в ней богом. Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения детей. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса.

Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа – дошкольное воспитание в семье, где основным педагогом является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании заключается в накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления.

По мнению Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2–3-х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысления воспринятого разумом.

В книге «Материнская школа» Коменский наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков, что, по сути, является началом организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Необходимыми условиями обучения являются здоровье ребенка, учет возраста и развития.

Центральной частью работы является IV глава, где Коменский излагает программу обучения. В средневековых школах совершенно отсутствовало изучение явлений природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, ка-

сающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названия частей тела и их назначение: уши, ноги т.д. Понятно, что Коменский во всех этих случаях предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, то есть сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть. Коменский подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования. Коменский – сенсуалист. Его заслугой является то, что исходя из утверждения: «Ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях», он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [11, с. 71].

Книга «Мир чувственных вещей в картинках» представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Коменского в их практическом применении к системе обучения по его дидактическим принципам. Главные идеи книги: признание внешних органов чувств главнейшими источниками познания окружающего; идея развития внешних органов чувств у детей; наглядность преподавания; дидактические правила о переходе от конкретного к отвлеченному, от общего к частному и более специальному, от простого к сложному. Наиболее ярко сказывается здесь одна из излюбленных Коменским идей – идея реального энциклопедического образования. Книга содержит краткий обзор окружающего нас мира, состоит из рисунков, наименований и описаний предметов.

В своих трудах Коменский подчеркивал, что точный порядок школы надо заимствовать у природы, что следует исходить из наблюдений над теми процессами, которые повсюду проявляет природа в своих действиях. В своем знаменитом сочинении «Великая дидактика» он формулирует общие закономерности природы, применяя их к обучению:

1. Природа тщательно приспосабливается  к удобному времени.

2. Природа подготавливает  себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.

3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.

4. Природа не смешивает  своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.

5. Всякое свое действие  природа начинает изнутри.

6. Всякое формирование  природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.

7. Природа не делает  скачков, а идет вперед постепенно.

8. Начав что-либо, природа  не останавливается, пока не доведет начатое до конца.

9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.

Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой); все в природе, включая человека, подчиненно единым законам. Эта мысль имеет важное значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

Великий французский просветитель, мыслитель Ж.-Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании» разработал план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой. Эмиль у Руссо воспитывается не в школе и не наукам, а в поле, в лесу, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.

Руссо считал, что современные учебники и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. Только в природе он видел образование людей. «Все, чего мы не имеем при рождении, дает нам воспитание… Это воспитание мы получаем от природы… Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам воспитание, есть воспитание со стороны вещей» [8, с. 103].

«Живя в деревне, ребенок получает некоторое восприятие о полевых работах… Увидев раза два, как возделывают сад, как сажают, собирают, разводят овощи, он в свою очередь захочет заниматься огородничеством.» [11, с. 235].

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста