Реализация 
данной задачи возможна при условии, 
если менеджмент рассматривает предприятие 
с позиции социально-технической 
системы и развивает социально - психологическую 
составляющую.
В данной работе 
в целях совершенствования СПК 
коллектива предложено сосредоточить 
усилия на разработке и использовании 
следующих направлений.
1. Разработка 
политики управления персоналом 
МП «Тепловые сети» ориентированной не на техническую, 
а на социальную составляющую:
- готовность 
действовать в интересах предприятия;
- признание 
корпоративных норм и требований;
- вознаграждение 
за заслуги;
- развитие коммуникаций;
- знание персоналом 
целей, задач, общей стратегии предприятия;
- равенство 
всех перед нормами;
- поддержание 
и вознаграждение самостоятельности, 
инициативы.
2. Создание системы 
управления карьерой руководителями 
(работниками АУП) предприятия, 
которая позволит:
- иметь "портрет" 
перспективных руководителей;
- стимулировать 
руководителей по средствам возможности 
карьерного роста;
- иметь резерв 
работников АУП;
- формировать 
команду руководителей на основе 
корпоративной культуры;
- сократить 
время "вхождения руководителя 
в должность";
- реализовывать корпоративную политику выдвижения 
собственных кадров;
- система оценки 
и отбора "страхует" от некомпетентных 
работников;
- при назначении 
используется комплексный подход 
в оценке: профессионализм, позиция 
в коллективе, собственная оценка, 
что позволяет получить компетентного и "социального" 
руководителя, оптимиста, который верит 
в свои силы и человеческий ресурс команды;
- предлагаемые 
способы оценки результатов деятельности 
системы управления карьерой 
позволяет оценить ее эффективность 
и скорректировать работу.
3. Одна из 
основных проблем менеджмента  
- отсутствие социальной информации 
о неформальных структурах коллективов 
предприятия. Предложенная методика 
позволяет:
- иметь программу 
исследования СПДК;
- показатели, подлежащие 
анализу;
- определить 
цели и ценности персонала, их коррекцию 
внутри группы и целями предприятия;
- определить 
лидеров неформальных групп их 
позиции, отношения с формальными 
руководителями;
- позиции членов 
коллектива в группе, их статус 
и ролевые функции.
Полученные 
результаты позволяют определить ведущее 
звено в коллективе, его позиции, способы 
взаимодействия и влияния. Взаимодействие 
формальных и неформальных структур обеспечит 
эффективное развитие коллектива в целом 
и решения им производственных задач.
4. Без реорганизации 
и изменений функционала отдела 
кадров менеджмент сталкивается с проблемами:
- обеспечения 
методической базы;
- отсутствия 
профессионального консультирования 
по вопросам управления персоналом;
- отсутствия 
базы данных и информации, обеспечивающих 
принятие решений по предприятию как социально-технической 
системы.
Данные рекомендации 
объективны, реальны не требуют значительных 
экономических затрат, так как 
их внедрение зависит от реорганизации 
отдела кадров и разработок директора 
по социальным вопросам данной программы действий, ожидаемый эффект 
социального характера - формирование 
социально ориентированной корпоративной 
культуры, позволяющей в дальнейшем обеспечивать 
производственные цели:
- качество работ;
- своевременность;
- надежность;
- инициативность 
и рационализаторство.
 
Библиографический 
список
  - Балковская Т.З., Голикова И.В. Социально – психологические и организационные основы управления персоналом. Ч.1. Социология труда: Учеб. пособие. Хабаровск. ХГАЭП, 1997.  
 
  - Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.
 
  - Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.: Дело, 1991. –205 с.
 
  - Ваше преуспевание в ваших руках. -М.: Республика, 1992. –177 с.
 
  - Грачев М. Капиталистическое управление, уроки 80. -М.: Экономика, 1991. –366 с.
 
  - Грачев М. Суперкадры. -М.: Дело, 1993. –231 с.
 
  - Друкер П. Менеджерская организация // Директор. –1996 -№ 8,9. –С. 3-15.
 
  - Кричевский Р. Если вы руководитель. -М.: Дело, 1991. –174 с.
 
  - Козлова А. Организация управления промышленным предприятием. -М.: Экономика, 1981. –372 с.
 
  - Курс для высшего управленческого персонала, Под ред. Терещенко. -М.: Экономика 1971. –288 с.
 
  - Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. -М.: Экономика, 1989. –226 с.
 
  - Кузьмин Е., Волков Н. Руководитель и коллектив. -М.: Экономика, 1989. –395 с.
 
  - Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 1990. – 216 с.
 
  - Неймер Ю.Л. Социально – психологический климат коллектива предприятия // СОЦИС. 1990.- № 11.
 
  - Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. –М.: Наука, 1971. – 186 с.
 
  - Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Экономика, 1986. –216 с.
 
  - Подполек Я. Практические вопросы психологии управления. -М.: В/Ш, 1987. –377 с.
 
  - Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.
 
  - Свеницкий А. Социальная психология управления. -Л.: 1986. –315 с.
 
  - Социальная психология: Хрестоматия \ Под ред. Е.П. Белинской. М.: Аспект Пресс, 1999. – 475 с.
 
  - Социально – психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979 г. – 176 с.
 
  - Степкин Ю.Авторитет руководителя. -Л. 1982. –330 с.
 
  - Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособие. 2 – е изд.- Ростов – на – Дону: Феникс. 1997 г.
 
  - Страков С. Шведская модель управления // Управление персоналом. –1997. -№6. –С. 16-22.
 
  - Старобинский Э. Как управлять персоналом. -М.: Бизнес школа, 1998. –С. 4-11.
 
  - Таранов П. Золотая книга руководителя. -М.: "SН", 1996. –126 с.
 
  - Терещенко К. Социально-психологические аспекты руководства. -К., 1973.
 
  - Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально – психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования.- Минск: Изд- во Белорусского филиала НИИ труда СССР, 1990. – 218 с.
 
  - Управление - наука и искусство. -М.: Республика, 1991. –281 с.
 
  - Хоскинг А.  Курс предпринимательства. -М.: Отношения, 1993. –218 с.
 
  - Хекхаузен Х.  Мотивация и деятельность. -М.: ВШ, 1986. –388 с.
 
  - Шанхалов Ф. Американский менеджмент. -М.: Наука, 1993. –319 с.
 
  - Шекшня С. Управление персоналом современной организации. -М.: "ИС", 1996. –274 с.
 
  - Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.
 
  - Шмунк И.Я., Топильский А.И. Задачи социального развития трудового коллектива в условиях перехода к рынку. – М.: Высшая школа, 1991. – 216 с.
 
  - Эртов В. Управление персоналом предприятия в современных условиях // РЭЖ. –1997. -№6. -С. 18-25.
 
  - Юшкевич С. Современные методы управления персоналом // Директор. –1995. -№6. –С. 7-14.
 
  - Яхнович С. Культура и управление персоналом // Кадры. –1993. -№9. –С. 22- 27.