Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в изучении теоретических аспектов формирования социально – психологических взаимоотношений в коллективе, сопоставлении полученных знаний с действительностью, выработке рекомендаций, разработки мероприятий по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия.
Оценку социально-
2. Характеристика формальной структуры:
- персонал 16 человек;
- руководитель 2 человека;
- работники 14 человек.
Возраст: до 30 лет – 3
30 – 40 лет – 11
> 40 лет– 2
пол: 37,5% мужчины
Рис. 3.2. Структура коллектива
стаж
работы до 1 года – 1
до 4 лет – 5
4-10 - 5
> 10 - 5
стаж
совместной < 4 лет - 12
работы > 4 лет - 4
руководитель- возраст 45 лет
-стаж в должности – 8 лет
- образование высшее
главный инженер – возраст 41 лет
- стаж в должности 4 года
- образование высшее
Для изучения коллектива используем:
1. стратометрический метод
2. социометрический метод
   Методом 
опроса определяем индекс ЦОЕ 
(ценностно-ориентационного 
Целями коллектива являются:
- занятие лидирующих позиций в службе;
- достижение 
высоких показателей в 
- создание климата 
доброжелательности и 
- уважение друг к другу.
Значимыми ценностями в общении являются:
1. уважение
2. открытость
3. ответственность
4. порядочность
5. безотказность в случае необходимой помощи.
Оценка собственной группы ее членами совпадает с эталоном - "хорошая группа".
В таблице 3.1. представлена стратометрическая оценка руководителей.
Таблица 3.1.
Стратометрическая оценка руководителей
Профессионализм, компетентность  | 
  Справедливость, уменее руководить  | 
  Чуткость, уважение, внимание  | |
Директор  | 
  5  | 
  4,95  | 
  4,87  | 
Главный инженер  | 
  5  | 
  4,9  | 
  4,92  | 
Директор характеризуется как лидер-организатор.
Главный инженер - лидер коммуникатор.
Социометрический анализ позволил получить следующие результаты:
1. Социограмма группы методом опроса (5 вопросов по основным сферам отношений:
- кому подчиняться;
- с кем работать;
- с кем дружить;
- с кем отдыхать;
- кто рядом в критической ситуации.
Определялись "связи" в группе, выявлялись лидеры, статусные члены, изгои, итоговые данные отображены на социограмме на рисунке 3.3.
Анализ социограммы показывает: лидеры - директор, главный инженер; статусные лидеры – менеджер по снабжению, менеджер складского хозяйства, начальник отдела кадров, специалист по социальной работе, более 5 обратных связей; изгоев нет.
В целях дальнейшего изучения структуры и определения ее параметров построим социограмму, для этого методом опроса (с кем вы хотите работать в смене, список членов смены и ответы: да-+; безразлично -0; нет -).
Рис. 3.3. Социограмма
Далее, получаем необходимые данные и заполняем матрицу, представленную в таблице 3.2.
Определяем следующие индексы:
-потребность в общении;
-статус;
-совместимость;
-групповое единство;
-групповую разобщенность;
-сплоченность.
Таблица 3.2.
Матрица
И потр. в общ = (К+- К-)/(Н-1)*100
И статуса = (Кп+- Кп-)/(Н-1)*100
И совместимости = (К++- К--)/(Н-1)*100
И гр. единство = (СК++/н(Н-1))*100
И гр. разобщенности = (СК--/н(Н-1))*100
И сплоченности = И гр. единство - И гр. разобщенности
Полученные расчетные данные сведены в таблицу 3.3.
Таблица 3.3.
  | 
  Ип  | 
  Ис  | 
  Исов  | 
  Иге  | 
  Игр Исил  | 
Директор  | 
  87,5  | 
  87,5  | 
  100  | 
  ||
Гл. инженер  | 
  75  | 
  87,5  | 
  100  | 
  ||
Менеджер по снабж. (2)  | 
  62,5  | 
  62,5  | 
  75  | 
  ||
Менеджер склада  | 
  50  | 
  62,5  | 
  62,5  | 
  56,9  | 
  0 56,9  | 
Бухгалтер - расчетчик  | 
  62,5  | 
  62,5  | 
  62,5  | 
  ||
Гл. бухгалтер  | 
  25  | 
  25  | 
  -12,5  | 
  ||
Нач-к. ОК  | 
  62,5  | 
  25  | 
  50  | 
  ||
Спец.по соц. вопросам  | 
  62,5  | 
  62,5  | 
  62,5  | 
  ||
Менеджер по снабж. (1)  | 
  37,5  | 
  37,5  | 
  25  | 
  
Расчеты позволяют сделать следующие выводы:
1. Наибольшая потребность в общении: директор, гл. инженер, менеджер по снабжению (2), бухгалтер - расчетчик, начальник ОК, социальный работник.
2. Наименьшая потребность: гл. бухгалтер, менеджер по снабжению (1).
3. Наибольший статус: директор, гл. инженер.
4. Высокий статус: 
менеджер по снабжению (1), менеджер 
складского хозяйства, 
5. Низкий: гл. бухгалтер, менеджер по снабжению (1).
6. Наибольшая совместимость: директор, гл. инженер, менеджер по снабжению (2).
7. Наименьшая совместимость: гл. бухгалтер, начальник отдела кадров, менеджер по снабжению (1).
Следовательно, в целях повышения штатности, необходимо решить проблему гл. бухгалтера, который по данным социометрии претендует на отношения с начальником больше, чем по отношению с группой.
Сопоставим результаты социограммы и социометрии, получаем общую картину структуры группы:
1. Формальные руководители - являются неформальными лидерами.
2. Достаточно тесные связи в группе.
3. Связующим звеном является руководитель.
4. Целесообразно 
решить проблему отношения гл. 
бухгалтера и членов 
Таким образом, данная методика социально-психологической оценки трудового коллектива позволяет определить:
1. Ценности и цели коллектива их коррекцию с политикой предприятия.
2. Сплоченность группы.
3. Ролевой анализ коллектива.
4. Эмоциональные отношения в коллективе.
5. Роли лидеров.
6. Ведущее звено структуры.
Целесообразно использовать данную методику в процессе динамики коллектива, сравнение результатов позволит делать выводы о действенности и необходимости воздействия внешних переменных.
Данные предложения (по разработке корпоративной стратегии управления персоналом; созданию системы управления карьеры менеджеров - экономистов предприятия; оценки социально-психологической структуры коллектива).
1. Не потребует 
значительных экономических 
2. Обоснованы 
к использованию  и необходимы 
на основе исследования 
3. Сегодня любая 
производственная система 
4. Реализация предложений позволит:
- повысить стимулирование руководителей;
- иметь "портрет" руководителя;
- иметь "портер" группы;
- формировать коллектив на основе единых норм, требований;
- перейти к методам общего контроля;
- руководителям 
сосредоточится на вопросах 
Таким образом, были предложены следующие мероприятия по совершенствованию социально – психологического климата в коллективе:
- Разработка корпоративной стратегии управления персоналом, т.е. внедрение принципа открытости, искренности в общении и работе, единения целей организации и отдельных работников, коллективное решение проблем.
 - Разработка 
системы планирования и 
- Внедрение 
методики комплексного 
Использование 
вышеуказанных предложений 
- повысить удовлетворенность работой;
- предоставить возможность сделать карьеру;
- повысить удовлетворенность отношениями с начальником и в группе.
То есть, будет скорректирован "климат" коллективов предприятия, что обеспечит положительное воздействие на производственные показатели:
- качество:
- надежность;
- своевременность;
- соблюдение технологического цикла;
- инициатива и рационализаторство.
Заключение
Целью данной работы было: изучение социально – психологического климата коллектива МП «Тепловые сети» города Хабаровска, и внутриорганизационных факторов формирования СПК, определение мер по его совершенствованию.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. В коллективе 
АУП формируется неустойчиво 
благоприятный (в трудных 
Менеджмент 
предприятия имеет систему 
2. Основными 
направлениями деятельности 
а) Определение четких, ясных и понятных организационных требований к сотрудникам предприятия;
б) Обеспечение подбора высокопрофессиональных работников, их оценки и развития;
в) Создание организационных, профессиональных и бытовых условий работникам с целью повышения производительности труда;
г) Разработка и 
корректировка системы 
3. В целом, 
в условиях настоящей 
Вместе с тем изучение процессов, протекающих в коллективе работников аппарата управления МП «Тепловые сети», подтверждает теоретический постулат - "удовлетворенная потребность перестает быть таковой", имеет место тенденция увеличения показателя текучести кадров, и, как следствие этого, - ухудшения СПК в коллективе. Изучение использования менеджментом МП «Тепловые сети» элементов системы управления показало:
1. Эффективно реализуются:
- подсистема 
подготовки персонала по 
- подсистема 
вознаграждения персонала 
2. Менеджмент 
использует, как правило, организационно-
- имеет место 
четкая регламентация 
- функционал 
и технологическая картина 
- документальные фиксирования распоряжений и приказов;
- система контроля за деятельностью персонала;
- учет действий и исполнение задач персоналом;
- формы экономического 
стимулирования предполагают 
3. Основные проблемы 
сосредоточены в области 
Менеджмент не владеет системой социального стимулирования как совокупности лимитов:
- исследования 
и оценки социальной 
- изучение структур коллективов предприятия;
- изучение работника 
с позиции личностно-
- неэкономического (морально – психологического) стимулирования персонала.
Это способствует формированию негативного СПК в коллективе и динамике выявленных проблем:
а) управление карьерой руководителя;
б) использование 
социально-технологических 
Среди основных причин можно выделить:
1. Роль отдела 
кадров сводится к учету 
2. Слабые знания 
и навыки менеджмента по 
Таким образом, 
существующая система управления персоналом 
на МП «Тепловые сети» позволяет 
удовлетворить базовые