Шпаргаока по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

шпаргалка по возрастной психологии.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7–8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

 

Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться.

 

Рассмотрим некоторые  данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте.

Замечено, что такое  свойство восприятия, как предметность, т. е, отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков.

Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни.

 До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды.

После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.

В 8—12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

 

Специфика ассоциативной  памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха.

Из видов зрительной памяти первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

Если яркую игрушку  спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все  дети находят игрушку через 1-3 секунды  после того, как ее спрятали. Большинство  из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет исходного объекта.

Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

 

Речь и мышление младенца

 

Хотя развитие речи и  мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее, в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.

Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике.

Первичному  развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук и совершенствование работы органов чувств.

Для дальнейшего  развития этой формы мышления необходимо совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности младенцев.

 

Основные этапы развития речи в младенческом возрасте:

- в первый месяц жизни наблюдается повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков;

- в возрасте около месяца начинается произнесение простейших звуков типа а-а, у-у, э-э;

- в 2–4 месяца от рождения возникает гукание, ребенок как бы «кряхтит», «гукает»;

- в 4–6 месяцев наблюдается повторение простых слогов, «гуление» — протягивание гласных;

- с 6 месяцев в речи ребенка появляются слоги, лепет;

- в 9–10 месяцев младенец способен произнести первые слова.

Уже в комплексе оживления  проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

 

В развитии речи ребенка  можно выделить несколько аспектов - лексический аспект речи (произнесение слов), семантический аспект (понимание слов), интонационно-эмоциональный аспект речи.

 

Развитие лексической  стороны речи.

В возрасте около 1 месяца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э.

Около двух-четырех месяцев от рождения возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев — гуление, повторение простых слогов.

В 4—8 месяцев ребенок начинает произносить односложные слова типа «баба», «мама».

Во втором полугодии жизни появляется лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются первые псевдослова — сочетания звуков, которые выполняют сигнальную функцию и еще не обладает постоянными значениями.

Качество и частота лепета ребенка  в первом полугодии его жизни  не предопределяют речевое развитие ребенка в более поздние годы. Во второй половине первого года жизни  у младенцев появляется явное  намерение общаться с окружающими, причем соответствующую потребность ребенок вначале выражает языком мимики и жестов. Младенцы знают и понимают гораздо больше слов, чем произносят.

Около одного года слова, произносимые ребенком, приобретают определенный смысл, отнесенность к конкретному предмету или человеку.

 

Развитие интонационно-эмоциональной  стороны речи. Появление и развитие интонационно-эмоциональной стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. На основе интонационного структурирования речи возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок начинает овладевать речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.

 

Развитие семантической  стороны речи.

Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия жизни. Это проявляется в том, что на отдельные слова и фразы он реагирует специфическими комплексами выразительных движений. Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова, и это, по-видимому, говорит о том, что способность к восприятию и правильному пониманию языка мимики и жестов является у человека врожденной. Начиная со второго полугодия жизни степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться.

В 6–6,5 месяцев ребенок способен связать предмет со словом, его обозначающим.

К концу первого  года жизни малыш понимает приблизительно 10–20 слов.

7–8 месячный  ребенок выполняет простые движения в соответствии со словесной инструкцией - в ответ на называние предмета: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование.

В последние месяцы первого года может устанавливать простейшие связи между предметами. Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и речевым общением у ребенка появляется новая его форма — предметное общение. В ответ на называние взрослым какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

 Эти отношения между предметами устанавливаются при помощи практических проб, что является проявлением наглядно-действенного мышления. Как правило, малыш понимает связи между теми предметами, которые ему показал взрослый.

Уровень понимания слов ребенком мало зависит от уровня развития у него продуктивной речи. Средний  запас слов, используемых полуторагодовалыми детьми, равен примерно 50. Поначалу дети приписывают словам иные значения, чем взрослые. Одно слово для ребенка может выражать мысль, заключенную для взрослого в целом предложении и даже нескольких связанных друг с другом фразах.

Таким образом, к концу младенческого возраста на основе организованных взрослыми действий возникают элементарные формы мышления, первые слова, активно развивается пассивная речь.

 

Эмоционально-личностное развитие

 

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми.

В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью.

В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие — громко плачут.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

 

 

13. Сенсомоторное  развитие ребенка. Кризис первого  года

 

Первую стадию развития ребенка Пиаже называл сенсомоторной. Дети появляются на свет готовыми реагировать на воздействия окружающей среды посредством уже развитых у них сенсорно-перцептивных и моторных способностей.

Согласно Пиаже, основные паттерны сенсомоторного поведения, начинающиеся как рефлексы, приводят младенцев к формированию схем через процессы ассимиляции и аккомодации. Уже заложенные в них паттерны, такие как взгляд, зрительное слежение, сосание, хватание и плач (крик), представляют собой кирпичики, из которых строится когнитивное развитие. На протяжении следующих 24 месяцев они превращаются в ранние понятия (представления) детей о предметах, людях и о самих себе.

Таким образом, именно в  сенсомоторном поведении заложены истоки интеллекта.

Стадии сенсомоторного развития. Пиаже разделил сенсомоторный период на шесть достаточно выраженных стадий, кратко описанных в табл. В ней описываются некоторые процессы и когнитивные достижения, происходящие по мере прохождения стадий.

Таблица

Шесть стадий развития сенсомоторного интеллекта по Пиаже

 

Стадия

Возраст, месяцы 

Характерные признаки

1

0-1

Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание

2

1-4

Адаптация основных сенсорных  и моторных структур (например, сосание  различных предметов)

3

4-8

Развитие стратегии  продления интересных впечатлений

4

8-12

Действия становятся более преднамеренными; возможен недолгий поиск спрятанных предметов

5

12-18

Активное исследование методом проб и ошибок («маленький ученый»)

6

18-24

Мысленное представление  действия перед его совершением;

    использование умственных комбинаций


 

Переходный  период между младенчеством (0-1)  и ранним детством(1-3) называют "кризис 1 года"

Информация о работе Шпаргаока по "Возрастной психологии"