Шпаргаока по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

шпаргалка по возрастной психологии.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

-Сензитивный период восприятия порядка от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.

- Сензитивный период сенсорного развития от 0 до 5.5 лет

- Сензитивный период восприятия маленьких предметов от 1.5 до 2.5 лет

- Сензитивный период развития движений и действий от 1 года до 4 лет

- Сензитивный период развития социальных навыков 2.5 - 6 лет

 

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

 

 

9. Возрастная  периодизация развития в трудах  зарубежных и отечественных психологов.

 

Существуют различные  точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время  предпочтение отдается дискретной позиции  развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.

 

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития.

 

Заззо Рене, французский психолог, глава парижской школы генетической психологии. построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства:

0–3 года – раннее  детство; 

3–5 лет – дошкольное  детство; 

6-12 лет – начальное  школьное образование;

12–16 лет – обучение в средней школе;

17 лет и старше –  высшее и университетское образование.

 

Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.

 

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

 

3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.

1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.

2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

 

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) 2—3-й годы жизни  – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3) 4—5-й годы жизни  – третья стадия, отличающаяся  появлением предприимчивости и  чувства вины;

4) 6—11-й годы жизни  – четвертая стадия, где появляется  ощущение неполноценности и формируются  умения;

5) 12—18-й годы жизни  ребенок начинает осознавать  себя как личность, путая социальные  роли;

6) начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;

8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.

На каждом этапе формируется  новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные  черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

 

Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев);

2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет);

3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);

4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).

 

Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков. К этой группе можно отнести следующие периодизации.

Периодизация Л.С. Слободчикова:

1 ступень – оживление (от рождения до 1 года);

2 ступень – одушевление  (от 1 года до 5–6 лет);

3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет);

4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет).

 

А. Дистервег установил три возрастные стадии:

1 стадия – господства  ощущения:

2 стадия – господства  памяти;

3 стадия – господства  разума.

 

Проблема выделения  основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так  как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития ребенка, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным, которая сейчас считается общепринятой в возрастной психологии (табл.).

 

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Основные новообразования

I

Младенчество (от рождения до 1 года)

Непосредственно-эмоциональное  общение

Формирование потребности в общении, эмоциональное отношение

I

Раннее детство

(от 1 года жизни до 3 лет)

Предметно-манипулятивная деятельность

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

II

Дошкольный возраст

 

Младший и средний  дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.

Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.

Ролевая игра

Стремление к общественно-значимой деятельности

II

Младший школьник

от 6–7 до 10–11 лет

Учебная деятельность

Произвольность психических  явлений, внутренний план действия

III

Подросток

от 10–11 до 14–15 лет.

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам

III

Старший школьный возраст

от 14–15 до 16–17 лет

Учебно-профессиональная деятельность

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы


 

Эльконин исходил из следующих положений:

• возрастное развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

• развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;

• природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании;

• в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.

Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс  непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и  новообразования данного возраста.

Весь процесс  развития можно разделить на три этапа:

- дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет;

- младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет;

- средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.

 

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

 

 

10. Деятельность  и развитие. Понятие о ведущей  деятельности

 

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «...главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. ...Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества»

Именно в  активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

По А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития»

Леонтьев выделяет  3 признака  ведущей деятельности:

1. Возникают и дифференцируются  новые виды деятельности.

2. В ведущей деятельности  изменяется личность.

3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).

 

Ведущая деятельность - это та деятельность, которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра - это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди.

Признаком перехода от одной  возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

 

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

-  эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года., благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми.

Эта основная деятельность младенца обусловливается самой  природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий;

- предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Это деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым.

В процессе предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Информация о работе Шпаргаока по "Возрастной психологии"