Шпаргаока по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

шпаргалка по возрастной психологии.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют  свои потребности, удовлетворение которых  важно для нормального личностного  развития. Задержка удовлетворения тех  или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

 

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация.

Она выполняет несколько функций:

- побуждает поведение;

- направляет и организует его;

- придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

 

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные  функции реализуются многими  побуждениями, среди них такие, как  идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется  по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

 

Условия психологического развития ребенка

Процесс развития ребенка  происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку.

Социальная  ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

 

Вопрос о том, что  определяет развитие психики, другими  словами, вопрос о движущих силах  психического развития, является одним  из самых важных и сложных в  психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление— социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa),на которой можно написать все что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию.

Противоположной точки  зрения придерживались французские  философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологиэаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально

Отечественной психологии в рамках культурно-исторического  направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С.Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития.

 Одна из главных  идей Л.С.Выготского состоит в  том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).

Культурное  развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом счетными системами и др.

Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, — этот процесс называется «интериоризация».

Как отмечал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов.

Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

 

 

6. Культурно-историческая  теория развития высших психических функций Л.С. Выготского

 

Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский (1896—1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др. Теория культурно-исторического развития психики стала противостоять биологизаторскому направлению, имевшему глубокие корни в зарубежных исследованиях.

 

Фундаментальная идея Выготского – это идея о социальном опосредовании психической деятельности человека. «Трактовка Л.С. Выготским опосредствованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности  послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической теории — теории общественно-исторического («культурного»— в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека»,— писал А.Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского.

Здесь А.Н. Леонтьев назвал как основную идею творчества Л. С. Выготского положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных формах.

Все последующие годы вплоть до смерти (1934) связаны с систематической  экспериментальной и теоретической  разработкой основной идеи. Чрезвычайно  широк диапазон исследований Выготского: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. Все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой — проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики.

 

Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Первым изложением этого учения явилась статья «Проблема культурного развития ребенка».

 

Вопрос о  генезисе высших психических функций был главным в теории Выготского. Выготский сформулировал законы развития высших психических функций.

Опираясь на марксистское "учение об общественно-исторической природе человеческого сознания", Выготский показал, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности — высшие психические функции.

Это положение о социальном генезисе психических функций человека получило название закона развития высших психических функций. «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения  ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».

Например: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию; логическое размышление возникает не раньше, чем в детском коллективе возникает спор; волевые процессы также развиваются из подчинения правилам поведения коллектива, например, в игре; речь из внешней как средства сообщения превращается во внутреннюю как. средство мышления.

 

Основным механизмом развития высших психических функций  в онтогенезе является интериоризация. Интериоризация ("вращивание") - механизм перевода внешних действий на внутренний план.

 

Исторически возникновение высших. психических функций как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. Высшие психические функции — продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. «Только в процессе коллективной общественной жизни выработались и развились все характерные для человека высшие формы интеллектуальной деятельности».

Положение о родстве  труда и высших интеллектуальных функций привело к выводу о «психологических орудиях», в качестве которых выступают язык, число» письмо и т. п., созданные человеком, в этом смысле искусственные, социальные, а не индивидуальные по своей природе. ВПФ (высшие психические функции) возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности.

Психологические орудия отличаются от орудий труда; если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и сознательными.

Выготский считал, что  существует два типа психического развития: биологическое и историческое (культурное). Он полагал, что эти типы реально  существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом ученый видел величайшее и основное своеобразие психического развития ребенка.

 

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная линия  развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная  память.

2. ВПФ (высшие психические функции) – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, культурные, социальные по своему происхождению (абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение).

 

Натуральные психические  функции - это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций.

Высшие психические функции - это  произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции.

 

Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

 

 Схема психических процессов  в представлении Выготского выглядит  так

Высшие психические  функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

В статье 1928 г. на примере  запоминания Л.С. Выготский описал четыре стадии развития отдельной психической функции:

1) стадия примитивного  поведения: запоминание происходит  естественным способом;

2) стадия наивной психологии: дается средство, которое используется  несовершенно;

3) стадия внешне опосредствованных  актов: ребенок правильно пользуется  внешним средством для выполнения той или иной операции;

4) внешняя деятельность  при помощи знака переходит  во внутреннюю, внешний знак вращивается  и становится внутренним, акт  становится внутренне опосредствованным. 

Переход от интерпсихической к интрапсихической функции происходит в сотрудничестве с другими детьми и в общении ребенка со взрослым.

 

Выготский подчеркивал важную роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени.

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития (область доступного ребенку в сотрудничестве, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития).

Информация о работе Шпаргаока по "Возрастной психологии"