Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, шпаргалка
Психофизиология профессиональной деятельности как наука
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.
49. Функциональные состояния человека: состояние сна, характеристика и периодичность стадий сна, нейронные структуры, ответственные за их развитие.
Сон-функциональное состояние мозга и всего организма, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы с отключением сознания от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон — жизненно необходимое периодически наступающее состояние, занимающее у человека примерно около одной трети жизни. С. характеризуется специфическими соматовегетативными проявлениями, отсутствием целенаправленной деятельности и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. С. сопровождается понижением работы отдельных органов, снижением интенсивности физиологических процессов. Наиболее постоянным и существенным признаком С. является снижение активированности высших отделов ЦНС. Современная теория С. основана на электрофизиологических исследованиях и утверждает решающую роль в контроле С. и бодрствования модулирующих структур ствола мозга.Стадии сна. Выделяются следующие стадии сна:I-короткая-10-15 мин-стадия дремоты характеризуется уменьшением альфа-активности и появлением низкоамплитудных тета- и дельта-волн.II -занимает почти половину времени сна. На этой стадии регистрируются вспышки веретенообразных колебаний разной частоты.III -к ним добавляются высокоамлитудные дельта-волны.IV — дельта-волны становятся доминирующей формой активности.III и IV стадии объединяются общим названием дельта-сон и представляют собой наиболее глубокие стадии сна.V-парадоксальный сон-характеризуется ЭЭГ, близкой к ЭЭГ — картине бодрствования с наличием групп альфа-ритма. Парадоксальный сон занимает примерно 23% всей продолжительности сна.Все пять стадий сна неоднократно повторяются в течение ночи.Все стадии сна, за исключением парадоксального, сопровождаются снижением метаболизма, общим расслаблением, что указывает на осуществление восстановительных процессов.
49. Функциональные состояния: основные виды, подходы к диагностике (физиологический, психологический).
Функ.состояние-совокупность
различных характеристик,процессов,св-в,
51. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности
.Функ.состояние-совокупность
различных характеристик,процессов,св-в,
52. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: характеристика проявлений утомления и усталости, методы преодоления.
УТОМЛЕНИЕ-функциональное
состояние организма,которое проявляется
во временном снижении работоспособности,в
неспецифических изменениях физиологических
функций и в ряде субъективных ощущений,объединённых
чувством усталости в результате выполнения
интенсивной или длительной работы.При
утомлении с физиологической т.зрения:сокращаются
внутренние резервы организма,происходит
переход на более выгодные режимы работы
из-за этого замедляется темп работы,нарушается
ритмичность и координация движений,снижается
сенсорная чувствительность,увеличивается
время реакции,снижается объём,распределение,
53. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: причины, проявления и методы диагностики монотонии.
Монотония-специфическое
функциональное состояние,которое характеризуется
снижением уровня жизнедеятельности в
результате воздействия однообразных
раздрожителей.Причины монотонии:1Особенности
выполняемой работы:При преобладании
физического компонента:высокая частота
повторения трудовых действий;короткий
временной цикл выполнения трудовых операций;малоэлементный
количественный состав операции;структурное
однообразие трудовых действий;При преобладании
информационного компонента:длительное
пассивное наблюдение;недостаток притока
сенсорной информации;ограниченное воздействие
производственных сигналов и раздражителей;2Однообразный
стиль жизни иди следствия жизненных обстоятельств,которые
вызывают скуку.Признаки монотонии:1Субъективные(
57. Условия труда (санитарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстетические) и их влияние на работоспособность персонала. Методы повышения работоспособности.
Условия
труда
-это та внешняя обстановка (микроклимат),
в которой происходит деятельность персонала.
Соответствие состояния условий труда
современным нормам и стандартам является
предпосылкой нормальной работоспособности
человека. К санитарно-гигиеническим
условиям труда ,Эстетические условия труда
,Психофизиологические условия труда
характеризуются физической и нервно-психической
нагрузкой, монотонностью и травмоопасностью
труда, применяемыми режимами труда и
отдыха и т.д. Социально-психологические
условия труда - это традиции и сплоченность
коллектива, характер взаимоотношений
по вертикали и горизонтали.. Методы повышения работоспособности:Микроперерыв
55. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в предметной физической среде: неопределенная ситуация, усложненные, измененные, экстремальные условия, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска.
Неопределенная ситуация неполнота информации В ней является неопределенным само появление оперативного события (стимул может появиться, а может и не появиться). Неопределенными могут быть качественные и количественные характеристики стимула. Такая ситуация возникает, например, в ситуации медицинского и технического диагноза при неполноте информации..Ситуация с усложненными условиями. Здесь имеет место монотонный труд, длительный режим труда, сенсорная изоляция, измененная информационная среда, информационный голод, длительное лишение сна, шум, вибрация и дритуация с измененными условиями. Она характерна для необычных условий новой среды (подводная среда, космос) или природных катаклизмов (землетрясение и др.).. Ситуация риска.. Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человекаСитуация готовности к экстренному действию.В ряде опасных профессий, например, водитель, машинист, вероятность аварийной ситуации велика, и готовность к ней должна присутствовать постоянно.
56. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в социальной среде: вхождение в новую профессиональную среду, нововведения и конфликты, потеря работы, внутренние кризисы.
Ситуация
вхождения в новую
57. Психофизиология стресса: понятие, виды, условия возникновения, этапы развития, последствия, методы преодоления стресса
Стресс-особое функциональное
состояние и в то же время психофизиологическая
реакция организма на воздействия среды,
выходящие за границы адаптивной нормы.
Стресс-это сильное, неблагоприятное,
отрицательно влияющее на организм воздействие;
сильная неблагоприятная для организма
физиологическая или психологическая
реакция на действие стрессора; сильные,
как благоприятные, так и неблагоприятные
для организма реакции разного рода.Виды
стресса.1Физиологический стресс (голод,
холод, недостаток воздуха и т.д.).2.Психологический
стресс (результат злости, зависти, обиды):а)
Эмоциональный (переживается очень остро
и тяжело, т.к. разрушаются внутренние
установки и ценности; возникает при потере
близкого человека, предательстве друзей
и т.п.).б) Информационный (от огромного
объёма информации).3. Конструктивный стресс
(человек переживает различные стрессовые
ситуации ежедневно, это может способствовать
повышению адаптационных возможностей
организма).4. Деструктивный стресс (разрушение
человека, снижение его работоспособности).Каждый
человек имеет индивидуальный порог чувствительности
к стрессу – это уровень напряженности,
до которого работоспособность повышается.
Если перешагнуть этот порог, стресс становится
разрушительным, у человека появляются
признаки усталости, и он может заболеть.Условия
возникновение стресса. любой раздражитель
получает двойную интерпретацию — объективную
(в коре больших полушарий) и субъективную
(в лимбической системе). В случае, если
субъективная оценка говорит об угрозе,
т.е. имеет негативную аффективную окраску
(страх, гнев), она приобретает роль триггера,
автоматически запуская последовательность
соответствующих физиологических реакций.
В случае, когда нет восприятия угрозы,
стрессовой реакции не возникает. Этапы развития стресса.
Выделяют три стадии развития стресса:
рост напряжения (мобилизация); внутренний
стресс (дезаптация); истощения, спад внутренней
активности (дезорганизации). Стадия мобилизации
характеризуется ростом интенсивности
реакций, повышением четкости познавательных
процессов, ускорением их готовностью
быстро вспомнить необходимую информацию.
В этой стадии работникам удается сделать
много чего и вовремя. Методы преодоления стресса:Активно-
27.
Внимание- направленностьи сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсрной,интеллектуальной или двигательной активности индивида.Функции: 1отбор 2сосредоточние 3улучшение восприятия