Шпаргалка по "Психофизиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Психофизиология профессиональной деятельности как наука
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

pfpd_shpory.docx

— 109.91 Кб (Скачать файл)

 

49. Функциональные состояния человека: состояние сна, характеристика и периодичность стадий сна, нейронные структуры, ответственные за их развитие.

 Сон-функциональное состояние мозга и всего организма, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы с отключением сознания от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон — жизненно необходимое периодически наступающее состояние, занимающее у человека примерно около одной трети жизни. С. характеризуется специфическими соматовегетативными проявлениями, отсутствием целенаправленной деятельности и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. С. сопровождается понижением работы отдельных органов, снижением интенсивности физиологических процессов. Наиболее постоянным и существенным признаком С. является снижение активированности высших отделов ЦНС. Современная теория С. основана на электрофизиологических исследованиях и утверждает решающую роль в контроле С. и бодрствования модулирующих структур ствола мозга.Стадии сна. Выделяются следующие стадии сна:I-короткая-10-15 мин-стадия дремоты характеризуется уменьшением альфа-активности и появлением низкоамплитудных тета- и дельта-волн.II -занимает почти половину времени сна. На этой стадии регистрируются вспышки веретенообразных колебаний разной частоты.III -к ним добавляются высокоамлитудные дельта-волны.IV — дельта-волны становятся доминирующей формой активности.III и IV стадии объединяются общим названием дельта-сон и представляют собой наиболее глубокие стадии сна.V-парадоксальный сон-характеризуется ЭЭГ, близкой к ЭЭГ — картине бодрствования с наличием групп альфа-ритма. Парадоксальный сон занимает примерно 23% всей продолжительности сна.Все пять стадий сна неоднократно повторяются в течение ночи.Все стадии сна, за исключением парадоксального, сопровождаются снижением метаболизма, общим расслаблением, что указывает на осуществление восстановительных процессов.

49. Функциональные состояния: основные виды, подходы к диагностике (физиологический, психологический).

Функ.состояние-совокупность различных характеристик,процессов,св-в,качеств,которая обеспечивает опред.уровень активности систем,осбенности дея-сти и поведения ч-ка.Классификация:1по продолжительности:Относительно устойчивые состояния,отражающие отношение ч-ка к труду(удовлетворённость/неудовлетворённость работой);Временные ситуативные состяония,периодически возникающие в процессе дея-сти(стресс);Состояния,возникающие периодически по ходу работы(оптимальная работоспособность,утомление в течение рабочего дня);2по фазам работоспособности:Состояние врабатываемости;Устойчивая работоспособность;Утомление;3состояние,обусловленное содержанием работы:Интерес;Повышенная активность;Скука,апатия,сопливость;4по ведущему компоненту дея-сти:Мышечное напряжение;Психическое напряжение;Умственная нагрузка;5по влиянию на здоровье:допустимые и недопустимые.Для оценки функ.состояний существует 2группы методов:1психологические:методы субъективной диагностики,методы объективных измерений(наблюдения,опросы,изучение продуктов дея-сти)2физиологические:методы оценки электрофизиологических показателей,методы измерения вегетативных показателей(измерение температуры тела,давления,анализ крови на уровень гармонов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности

.Функ.состояние-совокупность различных характеристик,процессов,св-в,качеств,которая обеспечивает опред.уровень активности систем,осбенности дея-сти и поведения ч-каРаботоспособность-способность ч-ка к выполнению конкретной дея-сти в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности при оптимальном уровне затрат психофизиологических ресурсов.Компоненты:Физический статус-физическое развитие ч-ка,физическая подготовленность,показатели вегетативного обеспечения физической дея-сти.;Психический статус-показатели познавательных процессов,способность к обучаемости,адекватность к психической активности,специальные спосбности,способность к психологической защите.Динамика работоспособности(6стадий):1Врабатывания(длится пол часа):этап первичной мобилизации-(несколько минут)-характеризуется снижением всех показателей дея-сти,которое обусловлено торможением в связи с изменением внешней стимуляции;этап гипермобилизации-повышается общий уровень активации организма,формируется готовность к восприятию информации,планирование дея-сти и мысленное проигрывание ключевых этапов,работоспособность характеризуется неустойчивыми результатами,учищаются пульсы дыхания,повышается давление и нервно-психическая напряжённость;этап гиперкомпенсации-выбирается устойчивый динамический стереотип дея-сти,работоспособность начинает повышаться.2Оптимальной работоспособности-устойчивое рабочее состояние,оптимальные психофизиологические затраты,стабильные показатели дея-сти органов и систем.3Полной компенсации-снижается работоспособность,повляются первые признаки утомления(состояние усталости) -компенсация происходит за счёт волевых усилий и за счёт активизации физиологических механизмов,показателем которой яв-ся вегетативные сдвиги и состояние нервно-психического напряжения.4Неустойчивой компенсации(стадия выраженного утомления)-утомление нарастает,работоспособность снижается по тем показателям,какие психические функции испытывают большее напряжение.5Стадия конечного порыва-возникает в конце работы при (адектатном)воздействии на мотивационно-волевую сферу,при наличии значимых целей происходит кратковременное повышение результативности за счёт использования неприкосновенных психофизиологических ресурсов.6Декомпенсации-прогрессивно снижается работоспособность,быстро нарастают симптомы утомления,сдвиги всех психофизиологических показателей,проявляются срывы и отказы в дея-сти,приступы внезапного дневного сна.

 

52. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: характеристика проявлений утомления и усталости, методы преодоления.

УТОМЛЕНИЕ-функциональное состояние организма,которое проявляется во временном снижении работоспособности,в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений,объединённых чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.При утомлении с физиологической т.зрения:сокращаются внутренние резервы организма,происходит переход на более выгодные режимы работы из-за этого замедляется темп работы,нарушается ритмичность и координация движений,снижается сенсорная чувствительность,увеличивается время реакции,снижается объём,распределение,переключения внимания,снижается мобилизационная готовность памяти,снижается объём коротковременной памяти.При принятии решений предпочтения отдаётся стереотипным способам.на уровне субъективных переживаний:возникает ощущение внутреннего дискомфорта;может быть не понятно где боли;слабость,потливость,отдышка,ослабление воли,негативно окрашенные эмоциональные состояния:раздражительность,отвращение к работе,неприязнь к окружающим.ВСЕ ЭТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЕСТЬ УСТАЛОСТЬ.Методы преодоления утомления:1меры,дающие устойчивое,длительное повышение работоспособности:правильно организованное профес.обучение(эффективные технологии-не делать лишнюю работать);правильная организация режимов труда и отдыха;2меры,применяемые для временной стимуляции:активный отдых(зарядка);методы эмоциональной стимуляции(приятные слова…провокация на конфликт,чтобы взбодриться);различные,внешние раздражители(оформление интерьера,звуки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: причины, проявления и методы диагностики монотонии.

Монотония-специфическое функциональное состояние,которое характеризуется снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздрожителей.Причины монотонии:1Особенности выполняемой работы:При преобладании физического компонента:высокая частота повторения трудовых действий;короткий временной цикл выполнения трудовых операций;малоэлементный количественный состав операции;структурное однообразие трудовых действий;При преобладании информационного компонента:длительное пассивное наблюдение;недостаток притока сенсорной информации;ограниченное воздействие производственных сигналов и раздражителей;2Однообразный стиль жизни иди следствия жизненных обстоятельств,которые вызывают скуку.Признаки монотонии:1Субъективные(падение интереса к происходящему;равнодушие и апатия;скука,которая переходит в чувство усталости;повышенная сонливость);Объективные(снижение чувствительности анализаторов;увеличение времени зрительно-моторной реакции;падение артериального давления;замедление частоты дыхания;падение температуры тела).Методы борьбы с монотонией:1Организационные(смена трудовых операций;создание рациональных режимов труда и отдыха;организация активного отдыха);2Психологические(обеспечение условий для прояления личностного потенциала;поощрение производственной инициативы работника).

 

57. Условия труда (санитарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстетические) и их влияние на работоспособность персонала. Методы повышения работоспособности.

Условия труда -это та внешняя обстановка (микроклимат), в которой происходит деятельность персонала. Соответствие состояния условий труда современным нормам и стандартам является предпосылкой нормальной работоспособности человека. К санитарно-гигиеническим условиям труда ,Эстетические условия труда ,Психофизиологические условия труда характеризуются физической и нервно-психической нагрузкой, монотонностью и травмоопасностью труда, применяемыми режимами труда и отдыха и т.д. Социально-психологические условия труда - это традиции и сплоченность коллектива, характер взаимоотношений по вертикали и горизонтали.. Методы повышения работоспособности:Микроперерывы, короткие остановки, краткий активный отдых, физкультпаузы.

 

55. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в предметной физической среде: неопределенная ситуация, усложненные, измененные, экстремальные условия, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска.

Неопределенная  ситуация неполнота информации В ней является неопределенным само появление оперативного события (стимул может появиться, а может и не появиться). Неопределенными могут быть качественные и количественные характеристики стимула. Такая ситуация возникает, например, в ситуации медицинского и технического диагноза при неполноте информации..Ситуация с усложненными условиями. Здесь имеет место монотонный труд, длительный режим труда, сенсорная изоляция, измененная информационная среда, информационный голод, длительное лишение сна, шум, вибрация и дритуация с измененными условиями. Она характерна для необычных условий новой среды (подводная среда, космос) или природных катаклизмов (землетрясение и др.).. Ситуация риска.. Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человекаСитуация готовности к экстренному действию.В ряде опасных профессий, например, водитель, машинист, вероятность аварийной ситуации велика, и готовность к ней должна присутствовать постоянно.

56. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в социальной среде: вхождение в новую профессиональную среду, нововведения и конфликты, потеря работы, внутренние кризисы.

Ситуация  вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей наблюдается при вынужденной смене работы и необходимости переучиваться, при переездах в другой город, другую страну. Эти ситуации могут вызвать у человека профессиональный, социальный и культурный шок (стресс, ностальгию). Наряду с этим шлифуются профессиональная мотивация и операциональная гибкость, легкость к последующим изменениям в профессиональной среде.Ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере порой обуславливает появление у человека негативных качеств беспомощности, неуверенности в завтрашнем дне, подверженности конфликтам, ложное чувство оскорбления собственного достоинства, снижение уровня самокритичного мышления, эмоциональную напряженность, снижение работоспособности, трудового настроения. Вместе с тем возникают новые положительные психологические качества и состояния духовного подъема, ощущения причастности к решению проблем своего учреждения, открытие у себя новых профессиональных качеств, инновационная готовность, умение конструктивного выхода из конфликта и профессиональная бесконфликтность.Ситуация потери работы вызывает неизбежно негативные состояния страха, утраты перспективы, которые имеют несколько фаз: фаза неопределенности и шока; фаза наступления субъективного облегчения и конструктивного приспособления к ситуации (3-4 месяца после потери работы); фаза утяжеления и угнетения (после 6 месяцев), дефицит активного поведения в поиске новой работы, разрушение жизненных привычек, целей, интересов, истощение приспособительных возможностей человека; фаза беспомощности и примирения, апатии; непредсказуемые действия. Этим негативным проявлениям могут про-. тиводействовать: мобилизация усилий, активный поиск новых занятий, даже новых профессий, хобби; здравая переоценка своих возможностей, поиск нового шанса. Ситуация изменения менталитетов в профессии, внутренних кризисов, например, вследствие перемен в обществе . Здесь может возникать разрушение целостного образа самого себя, растерянность и застой, инволюция личности, установка на худший исход. Противостоять этим качествам могут: шлифовка человеком у себя профессиональной гибкости, изменчивости в ситуациях жизненных перемен, активизация личностного и профессионального самоопределения, переоценка своего профессионального прошлого и будущего, поиск новых критериев или новых граней своего профессионализма.

 

57. Психофизиология стресса: понятие, виды, условия возникновения, этапы развития, последствия, методы преодоления стресса

Стресс-особое функциональное состояние и в то же время психофизиологическая реакция организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы. Стресс-это сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода.Виды стресса.1Физиологический стресс (голод, холод, недостаток воздуха и т.д.).2.Психологический стресс (результат злости, зависти, обиды):а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).б) Информационный (от огромного объёма информации).3. Конструктивный стресс (человек переживает различные стрессовые ситуации ежедневно, это может способствовать повышению адаптационных возможностей организма).4. Деструктивный стресс (разрушение человека, снижение его работоспособности).Каждый человек имеет индивидуальный порог чувствительности к стрессу – это уровень напряженности, до которого работоспособность повышается. Если перешагнуть этот порог, стресс становится разрушительным, у человека появляются признаки усталости, и он может заболеть.Условия возникновение стресса. любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает. Этапы развития стресса. Выделяют три стадии развития стресса: рост напряжения (мобилизация); внутренний стресс (дезаптация); истощения, спад внутренней активности (дезорганизации). Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удается сделать много чего и вовремя. Методы преодоления стресса:Активно-познавательный(личность стремится упорядочить свою оценку стрессововй ситуации);Активно-поведенческий(поведение личности нацелено непосредственно на стрессовую ситуацию);Уклонение(личность уходит от конфронтации ос стрессом).

27.

Внимание- направленностьи сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсрной,интеллектуальной или двигательной активности индивида.Функции: 1отбор 2сосредоточние 3улучшение восприятия

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиологии"