Шпаргалка по "Психофизиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Психофизиология профессиональной деятельности как наука
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

pfpd_shpory.docx

— 109.91 Кб (Скачать файл)

Любая деять складывается из отдельных действий

  Дея-ть,системные действия,простые дейчствия,движения,психофизиологич-е ф-ии

36. Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе.

Многообразные формы трудовой деятельности принято  условно подразделять на труд физический и умственный.

Механизированная  форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и  полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой  предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейнерный труд отличается  дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный  труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий -;

3) творческий  труд -

4) труд преподавателей  и медицинских работников - 5) труд  учащихся и студентов - Энергетические  затраты человека при различных  формах деятельности.

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

Тяжесть и  напряженность труда характеризуются  степенью функционального напряжения организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Профессиографический подход к изучению профессиональной деятельности

Профессиограмма-научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам профес.дея-сти и качествам личности специалиста,которые позволяют ему выполнять требования работы получать необходимый для об-ва продукт и создают условия для развития личности работника.4 подхода профессиограммы:1комплексный.включает цель и предмет дея-сти,ср-ва условия и организацию труда,воздействие на работника и пользу для работника.2аналитический.вкл.описание объективных характеристик проф.дея-сти,описание психологической дея-сти и описание деятельно важных качеств.3психологически-ориетированный.вкл.описание внутренней и внешней картины труда.внешняя-фото рабочего дня,хронометраж,описание рабочего места,типичных ошибок.внутренняя-реакция ч-ка,его направленность,способности,его опыт,темперамент и характер,психические состояния и психические процессы.4задачно-личностный.описываются осн.решаемые задачи,которые указываются с профессиональными и личностыми качествами.Основные элементы профессиограммы: Трудограмма-представляет собой описание труда в профессии).Психограмма,вкл:Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста – мотивы, притязания, эмоции, удовлетворенность;Характеристики операциональной сферы специалиста – знания, действия, способности, саморазвитие, противопоказания, линии профессионального роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Профессиональная пригодность:

Соответствие  качеств специалиста требованиям  профессии назыв.профес.пригодностью. Компоненты системы профпригодности:Гражданские качества — моральный облик человека как члена общества;Отношение к труду, профессии, интересы и склонности;Дееспособность: физическая (состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.) и умственная (интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность и пр.);Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии;Навыки, привычки, знания, опыт.Качества профпригодности:Профессиональная направленность-система эмоционально-ценностных отношений ч-ка к миру,которая создаёт соотвествующую иерархическую структуру дея-сти и побуждает ч-ка к реализации в профес.дея-сти.Профессиональный интерес-сложный комплекс психических свойств и состояний,который проявляется в избирательной активности в процессе выполнения профессиональной дея-сти.Степени профпригодности:непригодности-отклонения в состоянии здоровья несовместимые с работой в данной области;годность к профессии-определяется когда нет противопоказаний,но и нет очевидных показаний;соответствие определенной области деятельности-когда есть некоторые личные кач-ва,соответствующие профессии;призвания-высшая степень профпригодности,которая характеризуется явными признаками соответствия профессии во всех её элементах.Предпосылки успешности формирования профпригодности:Успешность профессионализации определяется степенью соответсвия св-в личности требованиям профессии;Профессиональное развитие идёт на протяжении всей жизни ч-ка неравномерно и разновременно;Бол-во профес.важных кач-в развивается в процессе обучения и проф.дея-сти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Этапы профессионального развития личности (по Д.Сьюперу, В.А.Бодрову), их связь с общим возрастным развитием

Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную "Я-концепцию".1. ЭТАП РОСТА (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру. 2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.  3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.  4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ДОСТИГНУТОГО (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.  5. ЭТАП СПАДА (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой)

Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,

Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.

Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Общие психологические закономерности становления профессионала

 Становление профессионала  обычно опирается на общее  психическое развитие, осуществляется  на его фоне и позднее его.  Профессионал в человеке моложе  личности и индивида. Так, вначале  (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются:общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда); затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.); позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии); в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии).

Психологическое становление профессионала  означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть "приращение" к психике человека, ее обогащение.Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

 

 

59. Профессиональный отбор

Профессиональный  отбор — процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.Профессиональный отбор осуществляется путем установления:медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности;соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику эксплуатационными характеристиками обслуживаемых механизмов и оборудования.Профессиональный отбор позволяет решить ряд социально-экономических проблем. Это, во-первых, повышение производительности труда.Во-вторых, профессиональный отбор позволяет снизить количество аварий, травм.В-третьих, профессиональный отбор позволяет экономить финансовые и материально-технические средства.

47. Функциональные состояния: понятие, основные подходы к определению

4подхода  к определению функционального  состояния.

1комплексный.функ.состояние-комплекс поведенческих проявлений ,которые представляют собой системный ответ организма на изменение внешней среды и обеспечивает адекватность ч-ка к требованиям дея-сти

.2эргономический.функ.состояние-такое состояние организма,которое оценивается по рез-там трудовой дея-сти

2вида  функ.состояний:

1) Оперативный покой-особое состояние готовности к дея-сти,при котором организм ч-ка за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной дея-сти(напряжение нервных центров,нап-ние вегетативных ф-ций)

2) Состояние динамического рассогласования-состояние при котором различные системы организма,либо неполностью обеспечивают его дея-сть,либо эти системы работают на излишне высоком уровне,траты энергетических ресурсов.(экстремальное состояние).

3психофизиологический.функ.состояние-результат взаимодействия модулирующих систем мозга и высших отделов больших полушарий,который определяет текущую форму жизненной активности индивида.Модулирующие системы:ретикулярная формация;лигибическая система,которая отвечает за эмоциональное состояние.

4нейрохимический.связывает функ.состояние ч-ка с уровнем медиаторов в головном мозге.ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:функ.состояние-совокупность различных характеристик,процессов,св-в,качеств,которая обеспечивает опред.уровень активности систем,осбенности дея-сти и поведения ч-ка.психическое состояние-относительно устойчивая структурная орг-ция всех компонентов психики,которая выполняет ф-цию активности взаисодействия ч-ка с внешней средой с учётом особенностей данной конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Функциональные состояния человека: характеристика бодрствования, роль мозговых структур в его формировании и регуляции.

Бодрствование – состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. В поддержании состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них ко всем зонам коры больших полушарий .Бодрствование (обычное состояние не спящего человека) образует поле всевозможных сочетаний функций сознания – от состояния спокойного бодрствования через активное, напряженное бодрствование до выраженных аффектов.В общих чертах схема нашей психики в бодрственном состоянии выглядит так:Природа раздражений, достигающих мозга, и вместе с тем восприятия имеют двойственный характер. Одни раздражения приходят к мозгу от внутренних областей тела и обусловлены разнообразными органическими процессами. Они возбуждают в мозгу различного рода органические впечатления, оставляющие в мозгу известные следы,способные к оживлению.Совокупность же этих следов образует органическую основу личной сферы,или — в субъективном восприятии — основу “я” (note: эго).Другой порядок раздражений притекает в мозг от воздействий, идущих извнеорганизма и влияющих на мозг при посредстве так называемых внешнихвоспринимающих органов (note: анализаторов). Они являются материальной основой внешних впечатлений, субъективным показателем которых служат ощущения. Часть внешних впечатлений и образуемых ими следов вступают в соотношение со сферой личности и становятся ее достоянием.Другие же внешние впечатления и их следы до поры до времени оставаясь вне сферы личности (note: т. е. в бессознательном), тем не менее возбуждают те или другие внешние двигательные или иные реакции, которые в большинстве случаев не вступают в соотношение с личностью, — иначе говоря, остаются незамеченными нами. Сюда относится целый ряд психорефлекторных двигательных реакций, как наша ходьба, мимические движения и множество других движений,которые принято называть автоматическими.Надо, впрочем, иметь в виду, что с момента, когда эти движения возбуждают реакцию сосредоточения, они вступают уже в соотношение со сферой личности(note: т.е. осознаются) и становятся в прямую от нее зависимость. Равным образом и бессознательная ассоциативная деятельность, вступая путем внутреннего сосредоточения в соотношение со сферой личности, становится как бы ее достоянием и становится от нее зависимой в том смысле, что может быть оживляема под влиянием личных потребностей.” (В. Бехтерев) Бодрствование является тем функциональным состоянием, на фоне которого разворачивается любая психическая деятельность. Значимость этого состояния для обеспечения эффективности деятельности при ее оптимальной физиологической стоимости чрезвычайно велика. Состояние бодрствования не является однородным. В нем выделяются активное бодрствование и спокойное бодрствование.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиологии"