Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, шпаргалка
Психофизиология профессиональной деятельности как наука
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.
Любая деять складывается из отдельных действий
Дея-ть,системные действия,простые дейчствия,движения,
36. Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе.
Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный.
Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.
Труд,
связанный с автоматическим и
полуавтоматическим производств
Конвейнерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.
Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:
1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;
2) управленческий -;
3) творческий труд -
4) труд преподавателей
и медицинских работников - 5) труд
учащихся и студентов - Энергетические
затраты человека при
Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.
Тяжесть и
напряженность труда
37. Профессиографический подход к изучению профессиональной деятельности
Профессиограмма-научно-
39. Профессиональная пригодность:
Соответствие
качеств специалиста
40. Этапы профессионального развития личности (по Д.Сьюперу, В.А.Бодрову), их связь с общим возрастным развитием
Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную "Я-концепцию".1. ЭТАП РОСТА (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру. 2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать. 3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими. 4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ДОСТИГНУТОГО (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе. 5. ЭТАП СПАДА (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.
41. Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой)
Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,
Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.
Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом
42. Общие психологические закономерности становления профессионала
Становление профессионала
обычно опирается на общее
психическое развитие, осуществляется
на его фоне и позднее его.
Профессионал в человеке
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть "приращение" к психике человека, ее обогащение.Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.
59. Профессиональный отбор
Профессиональный отбор — процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.Профессиональный отбор осуществляется путем установления:медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности;соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику эксплуатационными характеристиками обслуживаемых механизмов и оборудования.Профессиональный отбор позволяет решить ряд социально-экономических проблем. Это, во-первых, повышение производительности труда.Во-вторых, профессиональный отбор позволяет снизить количество аварий, травм.В-третьих, профессиональный отбор позволяет экономить финансовые и материально-технические средства.
47. Функциональные состояния: понятие, основные подходы к определению
4подхода к определению функционального состояния.
1комплексный.функ.состояние-
.2эргономический.функ.
2вида функ.состояний:
1) Оперативный покой-особое состояние готовности к дея-сти,при котором организм ч-ка за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной дея-сти(напряжение нервных центров,нап-ние вегетативных ф-ций)
2) Состояние динамического рассогласования-состояние при котором различные системы организма,либо неполностью обеспечивают его дея-сть,либо эти системы работают на излишне высоком уровне,траты энергетических ресурсов.(экстремальное состояние).
3психофизиологический.функ.
4нейрохимический.связывает функ.состояние
ч-ка с уровнем медиаторов в головном мозге.ОБЩЕЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:функ.состояние-
48. Функциональные состояния человека: характеристика бодрствования, роль мозговых структур в его формировании и регуляции.
Бодрствование – состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. В поддержании состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них ко всем зонам коры больших полушарий .Бодрствование (обычное состояние не спящего человека) образует поле всевозможных сочетаний функций сознания – от состояния спокойного бодрствования через активное, напряженное бодрствование до выраженных аффектов.В общих чертах схема нашей психики в бодрственном состоянии выглядит так:Природа раздражений, достигающих мозга, и вместе с тем восприятия имеют двойственный характер. Одни раздражения приходят к мозгу от внутренних областей тела и обусловлены разнообразными органическими процессами. Они возбуждают в мозгу различного рода органические впечатления, оставляющие в мозгу известные следы,способные к оживлению.Совокупность же этих следов образует органическую основу личной сферы,или — в субъективном восприятии — основу “я” (note: эго).Другой порядок раздражений притекает в мозг от воздействий, идущих извнеорганизма и влияющих на мозг при посредстве так называемых внешнихвоспринимающих органов (note: анализаторов). Они являются материальной основой внешних впечатлений, субъективным показателем которых служат ощущения. Часть внешних впечатлений и образуемых ими следов вступают в соотношение со сферой личности и становятся ее достоянием.Другие же внешние впечатления и их следы до поры до времени оставаясь вне сферы личности (note: т. е. в бессознательном), тем не менее возбуждают те или другие внешние двигательные или иные реакции, которые в большинстве случаев не вступают в соотношение с личностью, — иначе говоря, остаются незамеченными нами. Сюда относится целый ряд психорефлекторных двигательных реакций, как наша ходьба, мимические движения и множество других движений,которые принято называть автоматическими.Надо, впрочем, иметь в виду, что с момента, когда эти движения возбуждают реакцию сосредоточения, они вступают уже в соотношение со сферой личности(note: т.е. осознаются) и становятся в прямую от нее зависимость. Равным образом и бессознательная ассоциативная деятельность, вступая путем внутреннего сосредоточения в соотношение со сферой личности, становится как бы ее достоянием и становится от нее зависимой в том смысле, что может быть оживляема под влиянием личных потребностей.” (В. Бехтерев) Бодрствование является тем функциональным состоянием, на фоне которого разворачивается любая психическая деятельность. Значимость этого состояния для обеспечения эффективности деятельности при ее оптимальной физиологической стоимости чрезвычайно велика. Состояние бодрствования не является однородным. В нем выделяются активное бодрствование и спокойное бодрствование.