Шпаргалка по "Психофизиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Психофизиология профессиональной деятельности как наука
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

pfpd_shpory.docx

— 109.91 Кб (Скачать файл)
  1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука

в основе психофизиологии  лежат:

Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.

Физиология-наука,изучающая закономерности функционирования живых организмов их систем,отдельных органов тканей и клеток,а также механизмы их регуляции.

Психофизиология-наука,которая изучает взаимосвязь сложных форм поведенческих характеристик с физиологическими процессами разной степени сложности.

Психофизиология выделяет 2уровня работы мозга:1)чисто физиологические процессы на уровне нейронов(электрические,биохимические)2)высшие психические процессы(память,восприятие,речь,сознание),которые сопровождаются субъективными переживаниями человека.

2типа  нервной деятельности:1)низшая нервная деятельность(безусловные рефлексы,инстикты,рефлексы человека);2)высшая(условные рефлексы,динамические стереотипы)лежит в основе научения и формирование профессиональных умений и навыков.

Психология  ПД-научно-практическое направление психологии,которое изучает трудовые и профессиональные направления работников.индивидуальные особенности их личности,мотивы и регуляторы труда.

Физиология  труда-научно-практическое направление,которое изучает изменение функциональных изменений организма,под влиянием выполняемой работы,с учётом санитарно-гигиенических условий на раб.месте.

ПФПД-научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.

Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.

Задачи  ПФПД:

Теоретические: 1) исследование особенностей технических процессов и их развитие в деятельности, 2) изучение особенностей и структуры функциональных состояний в процессе работы; 3)изучение эмоционально-волевой сферы личности, как регулятора трудовой деятельности; 4)изучение механизмов в формировании устойчивости к особым и экстремальным условиям.

Практические:1) разработка процедур отбора; 2)рационализация и оптимизация содержания профессиональной деятельности; 3)разработка оптимальных режимов труда и отдыха; 4)разработка норм, правил и процедур техники безопасности, 5) снижению травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Психофизиология профессиональной деятельности, её взаимосвязь с другими науками о человеке и труде.

  ППД-научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. Связана с: Акмеология-наука, которая изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости.

Социология  труда-изучает труд, как процесс формирующий ч-ка и об-во, изучает общественную значимость труда, отношение к труду и соц.факторы выбора профессии.

Психология  профессионализма-изучает критерии и уровни профессионализма, условия формирования профессионализма, факторы которые вызывают снижение профессионализма и пути преодоления этих факторов.

Эргономика-наука, которая выявляет факторы повышения эффективности труда, при его одновременном облегчении и занимается вопросами проектирования техники, с учётом психофизиологических возможностей ч-ка.

Статистика  труда-изучает количественные показатели, которые характеризуют трудовые ресурсы, эффективность использования времени, уровень и динамику производительности труда,качество и эффективность труда.

Профессиональная экология-изучает влияние профессиональной среды ч-ка и возможности создания комфортной профессиональной среды.

Гигиена труда-рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса и раб.места.

Психогигиена  труда-изучение и предупреждение психотравмирующих факторов связанных с профессиональной деятельностью.

Профессиональная  потология-область медицины, которая изучает профессиональные заболевания и условия труда,которые могут стать их причиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психофизиология профессиональной деятельности как наука

ПФПД-научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.

принципы ПФПД:

  1. детерминизма(причинная обусловленность: психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни, поэтому все профессиональные деформации личности обусловлены изменением условий труда);
  2. единства сознания(сознание развивается в дея-сти, с др. стороны оно определяет содеожание и характер дея-сти, поэтому ч-к может сам совершенствовать дея-сть)
  3. развития психики в дея-сти(все функции, свойства, процессы развиваются в трудовой дея-сти и яв-ся основой для профессионального становления личности)
  4. системности(профессиональная дея-сть-это система,которая вкл.характеристики субъекта и объекта труда,поэтому все вопросы профессионального отбора,оценки,развития и эффективности труда должны решаться с учётом требований дея-сти и кач-вам личности);
  5. антропоцентризм(говорит о том.что ч-к-гл.звено в дея-сти);
  6. специфичности(специальности требований к работнику обусловлена спецификой дея-сти). Методы исследования: - Психологические: наблюдение (фотография рабочего дня, хронометрах, анализ продуктов проф.д-ти), опрос, тестирование.- Физиологические методы: регистрация электрофизиологических (ЭЭГ, ТМГ, ЭКГ, ЭМГ, КГР, РПГ) и вегетативных ( ЧСС, ЧД, АД, температура, биохимические сдвиги, гормональная активность) показателей. ЭЭГ –  электроэнцефалография, Специальная шапочка с электродами – антеннами + соединена с самим прибором. (бумажная лента или регистрация на компьютере, Регистрируется электрическая активность мозга , генерирующая в коре синхронизирующая и моделирующая таламусом и ретикулярными активирующими структурами. Изучение цикла сон и бодрствование , установить сторону поражения расположения очага поражения, оценить эффективность проводимого лечения. Применяется при всех неврологических психических и речевых расстройств.ТМГ – томография, Рентгеновская трубка, рентгеновская пленка, объект исследования, Послойное исследование внетренней структуры объекта посредством его многократного просвечивания в различных пересекающихся направленияхРЭГ – реоэнцефалография, Реограф, металлические электроды, укрепленные с помощью резиновых лент., Неинвазивный метод исследования сосудистой системы мозга, основанный на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока. При острых и хронолгических сосудистых поражениях, важной является возможность использования для оценки коллатериального провоснабжения. При острой черепно-мозговой травме.ЭОГ – электроокулография, Исследование глазных мышц и наружного слоя сетчатки. Электрод, камераЭМГ – электромиография, Электромиограф. Электроэнцефалограф фотопленка, Регистрация электрической активности мышц, исследование нервномышеч. передачи рефлектор. Деятельность, определяет скорость проведения возбуждения по нерву.КГР – кожно-гальманическая реакция, полиграф, Для регистрации уровня психофизиологической напряженности. При пограничных состояниях,  психопатологии, зависимостях, тревожных депрессивных расстройств.ЭКГ – электрокардиография, Термобумага+прибор+электроды., Метод обследования сердца и его потологий.Не экспериментальные: Наблюдение – открытое и скрытое, сплошное и выборочное, долговременное и кратковременное. Для объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, особенно для результатов регистрации в ПД: фотография рабочего дня, хронометраж, анализ производительности трудовой деятельности. Трудовой метод – метод самонаблюдения – самоотчет профессионала (думать «вслух») и протокол рабочего дня. Этот метод имеет преимущества, т.к. объединяет в одном лице рабочего, знающего профессию, и психолога, умеющего и желающего ее описать. Опросы – устный (беседа, интервью) и письменный (анкетирование, метод экспертных оценок). Экспериментальные методы: Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях. Измеряет определенные факторы, влияние которых он хочет установить, результаты каждого опыта заносятся в протокол. Лабораторный эксперимент Естественный эксперимент – проходит в условиях приближенным к естественным условиям деятельности. Тесты -  разработано множество специально сконструированных тестов для оценки профессиональных способностей, самочувствия, активности, настроения, стрессоустойчивости, эмоционального состояния.

5. Общий план строения нервной системы человека

Нервная система – совокупность образований, включающих нервные клетки, нервы и клетки нейроглии, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Важнейшая функция нервной системы – проведение нервных импульсов.

Нейрон – нервная клетка, которая принимает сигналы, поступающие от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям, контролирующим деятельность исполнительных органов.

Глиальные клетки более многочисленны, чем нейроны, и составляют по крайней мере половину объёма ЦНС, но в отличие от нейронов они не могут генерировать потенциалов действия. Функции глиальных клеток: защитная, опорная, очистительная, миграционная ( направляют нейроны в необходимые участки в период развития)

Нервные волокна(нервы) –скопления отростков нервных клеток вне ЦНС , заключенных в общую соединительно-тканную оболочку.

Нервные узлы – скопление тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания – концевые образования отростков нейронов. Отделы нервной системы:1.Центральная (ЦНС) (головной мозг, спинной мозг, которые защищены мозговыми оболочками, состоящими из соединительной ткани)2.Периферическая (ПНС) (нервы, нервные узлы): соматическая (произвольная регуляция) и автономная (непроизвольная). Автономная – управляет работой внутренних органов, не подчиняется воле человека, состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического. Симпатический – усиливает и ускоряет работу сердца, сужает просветы артерий, а просветы бронхов расширяет, усиливает секрецию потовых желез.Парасимпатический – замедляет и ослабляет сокращение сердца.Нервная система состоит из нервной ткани, которая образована нейронами.Нейроны бывают трех типов: чувствительные, двигательные и вставочные.Чувствительные передают импульсы от органов чувств и внутренних органов в мозг. Вставочные образуют белое вещество спинного мозга, двигательные проводят импульс от мозга к рабочим органам. Большая часть нейронов относится к типу вставочных.Нервные клетки образуют постоянные контакты с другими клетками. Функция таких контактов – передача влияния от одной нервной клетки к другой. Нервная система – самая важная система организма, объединяющая деятельность всех органов и обеспечивающая его взаимодействие с окружающей средой.

Спинной мозг – отдел центральной нервной системы. Представляет собой длинный 45 сантиметровый шнур диаметром в 1 см. Расположен в позвоночном канале. Спереди и сзади имеются две борозды, делящие его на левую и правую половину. Покрыт тремя оболочками: твердой, паутинной и сосудистой. Пространство между паутинной и сосудистой оболочками покрыто спинномозговой жидкостью.В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, состоящий из вставочных и двигательных нейронов, а наружный образован белым веществом аксонов. В сером веществе различают передние рога, в которых расположены двигательные нейроны, и задние, в которых расположены вставочные нейроны.Всего в спинном мозге 31 сегмент. От сегментов шейной и верхней грудной частей спинного мозга отходят нервы к мышцам головы, верхних конечностей, органам грудной полости, к сердцу и легким. Сегменты грудной и поясничной частей управляют мышцами туловища и органами брюшной полости, а нижнепоясничные и крестцовые – мышцами нижних конечностей и нижней части брюшной полости.Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую.Рефлекторная – обеспечивает осуществление простейших рефлексов (сгибание и разгибание конечностей, отдергивание руки, коленный рефлекс).Проводниковая – нервные импульсы от рецепторов по восходящим путям спинного мозга идут к головному мозгу, а по нисходящим путям идут команды к рабочим органам от головного мозга.Простые двигательные рефлексы осуществляются под контролем одного спинного мозга. Все сложные движения – от ходьбы до выполнения любых трудовых процессов – требуют обязательного участия головного мозга.

Головной  мозг делится на три отдела: задний, средний и передний.К заднему относятся продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему – промежуточный мозг и большие полушария. Все отделы, включая большие полушария, образуют ствол мозга. Внутри больших полушарий и в стволе мозга имеются полости, заполненные жидкостью.Функции отделов головного мозга:1.Продолговатый – является продолжением спинного мозга, содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма (дыхание, работа сердца, пищеварение).2.Мост – продолжение продолговатого мозга, через него проходят нервные пучки, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. В его веществе лежат ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, слухового).3.Мозжечок находится в затылочной части головы позади продолговатого мозга и моста, отвечает за координацию движений, поддерживание позы, равновесия тела.4.Средний мозг соединяет передний и задний, содержит ядра ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. В нем пролегают проводящие пути между другими отделами мозга.5.Промежуточный мозг получает импульсы от всех рецепторов, участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса.6.Большие полушария – наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.Клетки коры выполняют различные функции и поэтому в коре можно выделить три типа зон:1.Сенсорные зоны (получают импульсы от рецепторов).2.Ассоциативные зоны (перерабатывают и хранят получаемую информацию, а также вырабатывают ответ с учетом прошлого опыта).3.Двигательные зоны (посылают сигналы органам).

6. Строение головного мозга: основные отделы и их функции.

Головной  мозг состоит из ствола мозга и  большого мозга, включающего 5 отделов. Из ствола мозга выходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые связывают ГМ с  органами чувств, мышцами и железами, расположенными на голове.

Продолговатый мозг – в нем расположены дыхательный центр; сосудодвигательный центр, который управляет работой сердца и тонусом сосудов – создание давления; центры пищеварительных рефлексов – глотание, слюноотделение, жевание, выделение желудочного сока; центры защитных рефлексов – кашель, чихание. Продолговатый мозг выполняет проводниковую связь СМ с вышележащими отделами ГМ.

Средний мозг состоит из ножек мозга и крыши. Обеспечивает настройку зрительного и слухового анализаторов (рефлексы поворота головы к новому источнику раздражения; изменение диаметра зрачка на свету и в темноте; настройка глаза на четкое видение предметов на разных расстояниях). Центр регулирования анализаторов находится в крыши, в пластинках четверохолмия, кроме того, средний мозг содержит ядра, регулирующие нормальный тонус мышц – красные ядра. В продолговатом и среднем мозге расположено сетевидное образование ретикулярная формация (РФ) – сеть нервных волокон, оплетающих ствол мозга и промежуточный мозг, получая информацию от органов чувств, она «заряжается» ею и оказывает активирующее влияние на работы ГМ, а особенно коры. Она участвует в цикле сон – бодрствование, внимание, эмоциях.

 Мозжечок состоит из белого вещества, в котором находятся ядра и коры, покрывающей его сверху и серого вещества. Регулирует двигательные реакции. Это проявляется: нормальная регуляция мышц; обеспечивает поддержания равновесия чел-ка; способность к плавным, согласованным движениям.

Промежуточный мозг: •Таламус – зрительные бугры, имеет несколько групп ядер и производит сбор и предварительную обработку всей информации поступающей от органов чувств, кроме обоняния. •Гипоталамус – содержит 30 пар ядер и регулирует процесс обмена веществ в организме, является высшим подкорковым центром вегетативной НС. В нем находятся центры голода, насыщения, жажды, сна, эмоций, полового поведения. Гипоталамус вырабатывает биологически активные вещества (БАВ), регулирующие секрецию, расположенного под ним гипофиза, который в свою очередь регулирует работы других желез внутренней секреции (эндокринных желез), т.о. осуществляется связь и единство нервной и эндокринной систем. Конечный мозг представлен большими полушариями (БП). Отделы БП: •Подкорковые ядра обеспечивают выполнение сложных автоматизированных движений (ходьбы, плавания), в них формируется программы этих движений, которые позволяют человеку осуществлять их автоматизировано (бессознательно). При поражении БГ возникает болезнь Паркинсона. •Кора больших полушарий (КБП). Большой мозг продольной щелью делится на 2 полушария – левое и правое. Полушария связаны большой спайкой мозга – мозолистое тело. Морфологически каждое полушарие делится на доли – лобную, теменную, затылочную и височную.

7. Функциональное деление нервной системы

Соматическая НС это связанно со всеми рецепторами и скелетными мышцами (контроль  сокращений  поперечно-полосатой мускулатуры) , обеспечивает активное взаимоотношение организма со средой, является ведущей в формировании структуры индивидуального опыта и соответственно психологических особенностей индивида.-

 Вегетативное НС –иннервирует все внутренние органы, контролирует обмен веществ, сорганизует активность тканей и органов тела, задает базовый уровень протекания нейрофизиологических процессов и формирует некоторое неконтролируемое субъектом компоненты поведения в определенном эмоциональном состоянии. Вегетативная делится на симпатическую и парасимпатическую.

Симпатическая нервная система осуществляет иннервацию всех органов и тканей (стимулирует работу сердца, увеличивает просвет дыхательных путей, тормозит секреторную, моторную и всасывательную активность желудочно-кишечного тракта и т. д.). Она выполняет гомеостатическую и адаптационно-трофическую функции. Ее гомеостатическая роль заключается в поддержании постоянства внутренней среды организма в активном состоянии, т. е. симпатическая нервная система включается в работу только при физических нагрузках, эмоциональных реакциях, стрессах, болевых воздействий, кровопотерях. Адаптационно-трофическая функция направлена на регуляцию интенсивности обменных процессов. Это обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям среды существования.Таким образом, симпатический отдел начинает действовать в активном состоянии и обеспечивает работу органов и тканей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиологии"