Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, шпаргалка
Психофизиология профессиональной деятельности как наука
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.
Физиология-наука,изучающая закономерности функционирования живых организмов их систем,отдельных органов тканей и клеток,а также механизмы их регуляции.
Психофизиология-наука,которая изучает взаимосвязь сложных форм поведенческих характеристик с физиологическими процессами разной степени сложности.
Психофизиология
выделяет 2уровня работы мозга:1)чисто физиологические
процессы на уровне нейронов(электрические,
2типа нервной деятельности:1)низшая нервная деятельность(безусловные рефлексы,инстикты,рефлексы человека);2)высшая(условные рефлексы,динамические стереотипы)лежит в основе научения и формирование профессиональных умений и навыков.
Психология ПД-научно-практическое направление психологии,которое изучает трудовые и профессиональные направления работников.индивидуальные особенности их личности,мотивы и регуляторы труда.
Физиология труда-научно-практическое направление,которое изучает изменение функциональных изменений организма,под влиянием выполняемой работы,с учётом санитарно-гигиенических условий на раб.месте.
ПФПД-научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.
Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.
Задачи ПФПД:
Теоретические: 1) исследование особенностей технических процессов и их развитие в деятельности, 2) изучение особенностей и структуры функциональных состояний в процессе работы; 3)изучение эмоционально-волевой сферы личности, как регулятора трудовой деятельности; 4)изучение механизмов в формировании устойчивости к особым и экстремальным условиям.
Практические:1) разработка процедур отбора; 2)рационализация и оптимизация содержания профессиональной деятельности; 3)разработка оптимальных режимов труда и отдыха; 4)разработка норм, правил и процедур техники безопасности, 5) снижению травматизма и профессиональных заболеваний.
2. Психофизиология профессиональной деятельности, её взаимосвязь с другими науками о человеке и труде.
ППД-научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. Связана с: Акмеология-наука, которая изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости.
Социология труда-изучает труд, как процесс формирующий ч-ка и об-во, изучает общественную значимость труда, отношение к труду и соц.факторы выбора профессии.
Психология профессионализма-изучает критерии и уровни профессионализма, условия формирования профессионализма, факторы которые вызывают снижение профессионализма и пути преодоления этих факторов.
Эргономика-наука, которая выявляет факторы повышения эффективности труда, при его одновременном облегчении и занимается вопросами проектирования техники, с учётом психофизиологических возможностей ч-ка.
Статистика труда-изучает количественные показатели, которые характеризуют трудовые ресурсы, эффективность использования времени, уровень и динамику производительности труда,качество и эффективность труда.
Профессиональная экология-изучает влияние профессиональной среды ч-ка и возможности создания комфортной профессиональной среды.
Гигиена труда-рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса и раб.места.
Психогигиена труда-изучение и предупреждение психотравмирующих факторов связанных с профессиональной деятельностью.
Профессиональная потология-область медицины, которая изучает профессиональные заболевания и условия труда,которые могут стать их причиной.
3. Психофизиология профессиональной деятельности как наука
ПФПД-научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.
принципы ПФПД:
5. Общий план строения нервной системы человека
Нервная система – совокупность образований, включающих нервные клетки, нервы и клетки нейроглии, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Важнейшая функция нервной системы – проведение нервных импульсов.
Нейрон – нервная клетка, которая принимает сигналы, поступающие от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям, контролирующим деятельность исполнительных органов.
Глиальные клетки более многочисленны, чем нейроны, и составляют по крайней мере половину объёма ЦНС, но в отличие от нейронов они не могут генерировать потенциалов действия. Функции глиальных клеток: защитная, опорная, очистительная, миграционная ( направляют нейроны в необходимые участки в период развития)
Нервные волокна(нервы) –скопления отростков нервных клеток вне ЦНС , заключенных в общую соединительно-тканную оболочку.
Нервные узлы – скопление тел нейронов вне ЦНС.
Нервные окончания – концевые образования отростков нейронов. Отделы нервной системы:1.Центральная (ЦНС) (головной мозг, спинной мозг, которые защищены мозговыми оболочками, состоящими из соединительной ткани)2.Периферическая (ПНС) (нервы, нервные узлы): соматическая (произвольная регуляция) и автономная (непроизвольная). Автономная – управляет работой внутренних органов, не подчиняется воле человека, состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического. Симпатический – усиливает и ускоряет работу сердца, сужает просветы артерий, а просветы бронхов расширяет, усиливает секрецию потовых желез.Парасимпатический – замедляет и ослабляет сокращение сердца.Нервная система состоит из нервной ткани, которая образована нейронами.Нейроны бывают трех типов: чувствительные, двигательные и вставочные.Чувствительные передают импульсы от органов чувств и внутренних органов в мозг. Вставочные образуют белое вещество спинного мозга, двигательные проводят импульс от мозга к рабочим органам. Большая часть нейронов относится к типу вставочных.Нервные клетки образуют постоянные контакты с другими клетками. Функция таких контактов – передача влияния от одной нервной клетки к другой. Нервная система – самая важная система организма, объединяющая деятельность всех органов и обеспечивающая его взаимодействие с окружающей средой.
Спинной мозг – отдел центральной нервной системы. Представляет собой длинный 45 сантиметровый шнур диаметром в 1 см. Расположен в позвоночном канале. Спереди и сзади имеются две борозды, делящие его на левую и правую половину. Покрыт тремя оболочками: твердой, паутинной и сосудистой. Пространство между паутинной и сосудистой оболочками покрыто спинномозговой жидкостью.В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, состоящий из вставочных и двигательных нейронов, а наружный образован белым веществом аксонов. В сером веществе различают передние рога, в которых расположены двигательные нейроны, и задние, в которых расположены вставочные нейроны.Всего в спинном мозге 31 сегмент. От сегментов шейной и верхней грудной частей спинного мозга отходят нервы к мышцам головы, верхних конечностей, органам грудной полости, к сердцу и легким. Сегменты грудной и поясничной частей управляют мышцами туловища и органами брюшной полости, а нижнепоясничные и крестцовые – мышцами нижних конечностей и нижней части брюшной полости.Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую.Рефлекторная – обеспечивает осуществление простейших рефлексов (сгибание и разгибание конечностей, отдергивание руки, коленный рефлекс).Проводниковая – нервные импульсы от рецепторов по восходящим путям спинного мозга идут к головному мозгу, а по нисходящим путям идут команды к рабочим органам от головного мозга.Простые двигательные рефлексы осуществляются под контролем одного спинного мозга. Все сложные движения – от ходьбы до выполнения любых трудовых процессов – требуют обязательного участия головного мозга.
Головной мозг делится на три отдела: задний, средний и передний.К заднему относятся продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему – промежуточный мозг и большие полушария. Все отделы, включая большие полушария, образуют ствол мозга. Внутри больших полушарий и в стволе мозга имеются полости, заполненные жидкостью.Функции отделов головного мозга:1.Продолговатый – является продолжением спинного мозга, содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма (дыхание, работа сердца, пищеварение).2.Мост – продолжение продолговатого мозга, через него проходят нервные пучки, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. В его веществе лежат ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, слухового).3.Мозжечок находится в затылочной части головы позади продолговатого мозга и моста, отвечает за координацию движений, поддерживание позы, равновесия тела.4.Средний мозг соединяет передний и задний, содержит ядра ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. В нем пролегают проводящие пути между другими отделами мозга.5.Промежуточный мозг получает импульсы от всех рецепторов, участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса.6.Большие полушария – наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.Клетки коры выполняют различные функции и поэтому в коре можно выделить три типа зон:1.Сенсорные зоны (получают импульсы от рецепторов).2.Ассоциативные зоны (перерабатывают и хранят получаемую информацию, а также вырабатывают ответ с учетом прошлого опыта).3.Двигательные зоны (посылают сигналы органам).
6. Строение головного мозга: основные отделы и их функции.
Головной мозг состоит из ствола мозга и большого мозга, включающего 5 отделов. Из ствола мозга выходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые связывают ГМ с органами чувств, мышцами и железами, расположенными на голове.
Продолговатый мозг – в нем расположены дыхательный центр; сосудодвигательный центр, который управляет работой сердца и тонусом сосудов – создание давления; центры пищеварительных рефлексов – глотание, слюноотделение, жевание, выделение желудочного сока; центры защитных рефлексов – кашель, чихание. Продолговатый мозг выполняет проводниковую связь СМ с вышележащими отделами ГМ.
Средний мозг состоит из ножек мозга и крыши. Обеспечивает настройку зрительного и слухового анализаторов (рефлексы поворота головы к новому источнику раздражения; изменение диаметра зрачка на свету и в темноте; настройка глаза на четкое видение предметов на разных расстояниях). Центр регулирования анализаторов находится в крыши, в пластинках четверохолмия, кроме того, средний мозг содержит ядра, регулирующие нормальный тонус мышц – красные ядра. В продолговатом и среднем мозге расположено сетевидное образование ретикулярная формация (РФ) – сеть нервных волокон, оплетающих ствол мозга и промежуточный мозг, получая информацию от органов чувств, она «заряжается» ею и оказывает активирующее влияние на работы ГМ, а особенно коры. Она участвует в цикле сон – бодрствование, внимание, эмоциях.
Мозжечок состоит из белого вещества, в котором находятся ядра и коры, покрывающей его сверху и серого вещества. Регулирует двигательные реакции. Это проявляется: нормальная регуляция мышц; обеспечивает поддержания равновесия чел-ка; способность к плавным, согласованным движениям.
Промежуточный мозг: •Таламус – зрительные бугры, имеет несколько групп ядер и производит сбор и предварительную обработку всей информации поступающей от органов чувств, кроме обоняния. •Гипоталамус – содержит 30 пар ядер и регулирует процесс обмена веществ в организме, является высшим подкорковым центром вегетативной НС. В нем находятся центры голода, насыщения, жажды, сна, эмоций, полового поведения. Гипоталамус вырабатывает биологически активные вещества (БАВ), регулирующие секрецию, расположенного под ним гипофиза, который в свою очередь регулирует работы других желез внутренней секреции (эндокринных желез), т.о. осуществляется связь и единство нервной и эндокринной систем. Конечный мозг представлен большими полушариями (БП). Отделы БП: •Подкорковые ядра обеспечивают выполнение сложных автоматизированных движений (ходьбы, плавания), в них формируется программы этих движений, которые позволяют человеку осуществлять их автоматизировано (бессознательно). При поражении БГ возникает болезнь Паркинсона. •Кора больших полушарий (КБП). Большой мозг продольной щелью делится на 2 полушария – левое и правое. Полушария связаны большой спайкой мозга – мозолистое тело. Морфологически каждое полушарие делится на доли – лобную, теменную, затылочную и височную.
7. Функциональное деление нервной системы
Соматическая НС это связанно со всеми рецепторами и скелетными мышцами (контроль сокращений поперечно-полосатой мускулатуры) , обеспечивает активное взаимоотношение организма со средой, является ведущей в формировании структуры индивидуального опыта и соответственно психологических особенностей индивида.-
Вегетативное НС –иннервирует все внутренние органы, контролирует обмен веществ, сорганизует активность тканей и органов тела, задает базовый уровень протекания нейрофизиологических процессов и формирует некоторое неконтролируемое субъектом компоненты поведения в определенном эмоциональном состоянии. Вегетативная делится на симпатическую и парасимпатическую.
Симпатическая нервная система осуществляет иннервацию всех органов и тканей (стимулирует работу сердца, увеличивает просвет дыхательных путей, тормозит секреторную, моторную и всасывательную активность желудочно-кишечного тракта и т. д.). Она выполняет гомеостатическую и адаптационно-трофическую функции. Ее гомеостатическая роль заключается в поддержании постоянства внутренней среды организма в активном состоянии, т. е. симпатическая нервная система включается в работу только при физических нагрузках, эмоциональных реакциях, стрессах, болевых воздействий, кровопотерях. Адаптационно-трофическая функция направлена на регуляцию интенсивности обменных процессов. Это обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям среды существования.Таким образом, симпатический отдел начинает действовать в активном состоянии и обеспечивает работу органов и тканей.