Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, шпаргалка
Психофизиология профессиональной деятельности как наука
в основе психофизиологии лежат:
Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности.
17. Зрительная и слуховая сенсорные системы: строение, основные характеристики, роль в профессиональной деятельности
Зрение — одно из важнейших чувств
человека,дает мозгу более 90 % информации.
Переферическая часть анализатора-орган
зрения состоит из глазного яблока и вспомогательных
органов(веки,ресницы,слезнве железы,глазодвигательные
мышцы). Снаружи глаз покрыт непрозрачной
волокнистой тканью-склерой, кот переходит
в роговицу.Внутр поверхность склеры выслана
2 тонкими оболочками-сосудистой и сейчаткой.Сосудистая
богата кровеносными сосудами и ос фя
питательная.Сейчатка-
Слуховая СС
Переферическая часть слухового анализатора сост и 3-х отделов:Звукоулавливающий аппарат(наружное ухо) ;звукопередающий( Среднее ухо: молоточек, наковальня, стремечко) ; звуковоспринимающий аппарат((внутр ухо). Внутр ухо содержит рецепторы 2- анализаторов (1. Слухового,к кот относится улитка 2. Вестиулярного, включ преддверие и полукружные каналы). В улитке находится кортиев орган-состоит из неск рядов волосковых клеток.=мембрана,кот при распростр-и звук волны смещает ее колебания и возбужд волосковые клетки.
Проводниковая часть-слуховой нерв,а центр часть слуховая кора головного мозга
18. Обонятельная, вкусовая, соматосенсорная, висцеральная сенсорная системы: строение, основные характеристики.
ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМ- сенсорная система восприятия раздражений у позвоночных, осуществляющая восприятие, передачу и анализ обонятельных ощущений.
ВКУСОВАЯ СИСТЕМА
Вкусовая сенсорная
система (почки, бокалы, рюмки) — сенсорная система, при помощи которой воспринимаются вкусовые раздра
Вкусовые органы — периферическая
часть вкусового анализатора, состоящая
из особых чувствительных клеток (
СОМАТОСЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
В соматосенсорную
систему входят система кожной чувствительности
и чувствительная система скелетно-мышечного
аппарата, главная роль в которой
принадлежит проприорецепции. Соматосенсо́рная система — это комплексная система образованная рецепторами и
центрами обработки нервной системы осуществляющая
такую сенсорную модальность как осяз
ВИСЦЕРАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Она воспринимает изменения внутренней среды организма и поставляет центральной и вегетативной нервной системе информацию, необходимую для рефлекторной регуляции работы всех внутренних органов. Среди них различают: хеморецепторы, осморецепторы, баррорецепторы и болевые рецепторы.
Сдвиги в состоянии
внутренних органов, связанные с
изменением химизма. Осмотического
и механического давления, температуры,
вызывают изменение сигналов поступающих
в ЦНС. В ответ на это изменяется
нервная и гуморальная
Особенностью висцеральной сенсорной системы является то , что ее сигналы, как правило. Не ощущаются человеком.
30.Физиологические теории. 1. Нейрофизиологическая теория.( нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. При этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же самым нервным путям облегчается. Это обеспечивается изменением синапсов (синапс-место контакта нейронов друг с другом). Чем большее число раз проходит нервное возбуждение по одним и тем же цепям нейронов (а это получается тогда, когда долго и ярко существует замкнутый контур в момент образования воспоминания), тем легче может снова пройти возбуждение по этому контуру. Поэтому эта теория имеет еще одно название — теория нейронных моделей. 2. объяснение механизма кратковременной и долговременной памяти. Согласно этой теории, запоминание протекает в две стадии..Биохимические исследования. опытов Г. Хидена, которые показали, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах.
33. Психофизиология речи: уровни внутренней речи, периферические системы обеспечения речи, мозговые центры речи.
Речь- это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Три уровня внутренней речи. Первый уровень связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи. следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе с образами воспринимаемых предметов образуют специализированные комплексы временных связей, которые можно рассматривать как базовые элементы внутренней речи. Второй уровень соотносится с образованием множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, так называемой "вербальной сетью"."вербальная сеть" составляет статическую основу речевого общения людей, позволяя им передавать и воспринимать речевую информацию. Третий уровень. динамический уровень, соответствующий по своим временным и содержательным характеристикам продуцируемой внешней речи. Этот уровень состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов "вербальной сети", так, что каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем перекодирования в команды артикуляционным органам. Вербальные сети фактически представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы. К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма); генераторная система- звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани — тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции); резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка). Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестизического анализаторов.мозговые центры речи.
21. Индивидуально-типологические свойства
Основные характеристики нервных процессов накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требования к различным свойствам и категоричность этих требований различна. Сила нервной системы обусловлена:а) работоспособностью нейронов коры мозга, их способностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение;б) отчетливым проявлением закона силы, согласно которому с увеличением интенсивности раздражителей возрастает величина условных рефлексов; в) величиной абсолютной зрительной и слуховой чувствительности: при сильной нервной системе, как правило, наблюдаются более высокие пороги ощущений и восприятий, т.е. более низкая чувствительность.Люди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к активным раздражителям и экстремальным ситуациям. Вместе с тем нельзя считать слабый тип абсолютно непродуктивным в работе. слабый тип имеет и отрицательные (малая выносливость), и положительные (высокая чувствительность) качества.При работе с однообразными слабыми раздражителями, т.е. в условиях монотонии, слабый тип оказывается продуктивнее сильного. Уравновешенность нервных процессов — свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность (лабильность) нервных процессов отражает скорость возникновения и прекращения циклов возбуждения и торможения в коре. Это свойство нервной системы приобретает особое значение в условиях скоростной переработки информации. Ригидность -1) в физиологии – функциональное состояние скелетных мышц, выражающееся в чрезмерной их напряженности(сократившись, мышцы длительное время остаются твердыми). Возникает при некоторых нарушениях деятельности центральной и периферической нервнойсистемы.2) Ригидность психическая - недостаточные подвижность,переключаемость, приспособляемость мышления, установок и др. по отношению к меняющимся требованиям среды. Личности такого типа часто встречаются среди математиков, экономистов, инженерно-технических работников, бухгалтеров, хозяйственников и в других видах профессиональной деятельности, где особенно требуется точность, расчет, системный подход. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности, среды. Активность - свойство, которое проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании. Экстраверсия-обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие – интроверсия-обращенность внимания внутрь себя(в мир образов,мыслей и чувств), необщительность, замкнутость.
35. Функциональная асимметрия головного мозга, её роль в формировании индивидуального стиля деятельности.
Функциональная
асимметрия ГМ: функциональная специализированность
полушарий головного мозга: при осуществлении
одних психических функций ведущим является
левое полушарие, других — правое. функции:1восприятие;2внимание;
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.
Правое обеспечивает
словесное кодирование основных
цветов с помощью простых
и предметно соотнесенных названий.
38. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности
Психофизиологический
анализ профессиональной
Любая деять складывается из отдельных действий
Дея-ть,системные действия,простые дейчствия,движения,
60. Психофизиологический
анализ профессиональной деятельности
предполагает рассмотрение ее как сложного,
многомерного и многоуровневого, динамического
и развивающегося явления», и поэтому
исследование деятельности не должно
ограничиваться анализом только психологических
составляющих и их социальной обусловленности
— необходимо изучение физиологического
обеспечения деятельности и разработка
концепций, анализирующих физиологические
процессы, ее реализующие.Деятельность-форма
активного отношения субъекта к действительности
направленная на достижение сознательно
поставленных целей,связанная с созданием
общественно-значимых ценностей или с
освоением общественного опыта.Общие характеристики дея-сти:Предметность-процесс
дея-сти,обусловлен внешним миром направлен
на освоение предметов этого мира и на
включение всё большей части мира в деятельстные
отношения;Соц.природа дея-сти-ч-к осваивает
новые формы дея-сти,только при помощи
др.людей,которые демонстрируют ему образцы
дея-сти и включают его в деятельстные
отношения;Опосредованный характер дея-сти-средствами
дея-сти яв-ся материальные предметы,знаки,символы,общение
с др.людьми;Целенаправленность дея-сти-деятельность
всегда подчинена цели,как заранее запланированному
результату,эта цель направляет дея-сть
и корректирует её ход;Плановость дея-сти-в
любом виде дея-сти составляющие её действия
яв-ся взаимосвязанными,располагаются
в определённом порядке в соответствии
с планом;Продуктивность-