Шпаргалка по дисциплине "Дистантное консультирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дистантное консультирование".

Файлы: 1 файл

Дистантное консультирование.docx

— 90.18 Кб (Скачать файл)

 

  1. Телефонная помощь населению. История возникновения службы «Телефон доверия».

Первоначально службы телефонной помощи организовывались как центры по предупреждению суицидов. Впервые объявили свои служебные  телефонные номера для того, чтобы  люди одинокие, растерянные или имеющие  суицидальные намерения, могли обратиться за помощью, преподобный Питер У. Уэст из Клеменсвудской баптистской церкви в Иолфорде и преподобный Чад Вара из церкви св. Стефана в Уолбруке (Лондон) в 1953. Они даже не могли предположить, какое количество звонков последует, и как отзовется это начинание по всему миру. Из этих начальных усилий в использовании телефона для того, чтобы помощь стала доступной, родилось всемирное добровольное движение людей, призванных помочь другим по телефону.

Через 10 лет  в 1963 г. в Сиднее ( Австралия) преподобный Алан Уокер, глава Центральной методистской линии, с этой целью основал телефон "Линия жизни", который с тех пор превратился во всемирную сеть с более чем 200 Центрами Линии в 12 странах. Эти центры, оказывая квалифицированную помощь, развивали свои принципы христианского служения под девизом: "Помощь так же близка, как и телефон".

Основанное  в Европе объединение 400 телефонных служб скорой помощи известно под  названием Международная федерация  служб неотложной телефонной помощи IFOTES. В 1979 г. преподобный Рейнолд Мартин, тогдашний директор IFOTES, преподобный Алан Уокер, президент Международных Линий жизни и преподобный Чад Вара, основатель движения Самаритян в Великобритании, были вместе отмечены Институтом Жизни во Франции за их вклад в развитие телефонных центров доверия для улучшения качества жизни и предотвращения суицидов. В России службы экстренной психологической помощи по телефону делают в последние несколько лет первые шаги в своем развитии, в то время как на Западе подобные службы имеют почти полувековую историю.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ (ТД) - это служба, которая оказывает  населению экстренную психологическую  помощь по телефону. Она считается  одной из форм психопрофилактической  работы, социально-терапевтической  помощи, адресованной лицам, находящимся  в кризисных состояниях.

Телефонное  консультирование в настоящее время  получило признание во всем мире, оно  активно развивается и совершенствуется. Для населения России эта форма  психологической помощи особенно актуальна. Коренные изменения в общественно-политической и экономической жизни страны неизбежно сопровождаются серьезными переменами в жизни каждого человека и действуют разрушительно на физическое и психическое здоровье. Возникают отклонения в самочувствии, поведении и общении, растет количество психосоматических заболеваний, увеличивается  число больных алкоголизмом и  наркоманией. Распадаются семьи. Стихийные  бедствия и военные действия на территории страны приводят к психическим травмам, инвалидности и гибели людей. Растет преступность. Всё более актуальной становится проблема безработицы. По этим и другим причинам многие ощущают  потребность в психологической  поддержке. Существенный вклад в  решение этой проблемы призваны внести Телефонные Службы Экстренной Психологической  Помощи (Телефоны Доверия).

Психологическая помощь по телефону имеет ряд преимуществ. Во-первых, она доступна, так как  большинство ТД работают ежедневно  и круглосуточно, а само обращение  по телефону возможно в тех случаях, когда нельзя встретиться с консультантом  лично. Во-вторых, консультации по ТД бесплатны. В-третьих, соблюдается анонимность, как абонента, так и консультанта, и конфиденциальность общения гарантируется. Наконец, Телефон Доверия предназначен не для организации традиционной психотерапии, а главным образом  для того, чтобы испытывающий трудности  человек мог найти собеседника, избавиться от возникшего эмоционального напряжения, поделиться своими переживаниями, получить поддержку для изменения  своего тягостного, непереносимого эмоционального состояния. Разговор с консультантом  позволяет многим не остаться один на один со своими чувствами.

В этом смысле ТД чрезвычайно полезен, и его  можно определить как неотложную психопрофилактическую помощь, предназначенную  для экстренного использования  в случаях, не терпящих отлагательств. Он обеспечивает лицам, находящимся  в критической ситуации, немедленную  связь по телефону с сочувствующим  анонимным слушателем, владеющим  особой техникой работы по телефону.

  1. Преимущества, недостатки и другие особенности службы «Телефона доверия».

Телефонные  психотерапевты

Как это происходит

Сегодня везде  пестрит реклама о психологической  помощи по телефону. Все большей  популярностью пользуются телефоны доверия.Человек, оказавшись, в трудной жизненной ситуации звонит по телефону доверия, рассказывает все, что с его беспокоит, ожидает советов, которые помогут преодолеть его жизненную трудность.

Плюсы

Вполне оправданно использование «телефона доверия» с целью предотвращения самоубийств  и консультирования в критических  ситуациях. Профессиональные психотерапевты иногда используют телефонные звонки, чтобы успокоить и утешить  клиентов или дать им совет в период между терапевтическими сеансами. Можно  обозначить следующие плюсы телефонного  консультирования:

Сведение  до минимума конкурентных интерферирую­щих влияний (дорога, помещение, регистраторы, внешность консультанта и т. д.).

Большая доступность, большая возможность повтор­ных обращений, в том числе из других городов, стран.

Большая дешевизна.

Большая анонимность, конфиденциальность.

Экстренность, своевременность оказания помощи.

Психолог  и клиент меньше тревожатся,«комплексуют».

Меньше возможностей для негативных «переносов», приписываний психологу того, что связано с  прошлым звонящего, меньше тен­денция к взаимной идеализации, что повышает значимость ин­формации психолога для клиента, а консультанту помогает в принятии клиента и объективном отношении к нему, расшире­нии его зоны ближайшего развития.

Значительно легче решается проблема разграниче­ния личных и профессиональных отношений, что обеспечи­вает большую искренность и смысловую насыщенность обще­ния.

Телефон доверия - это не только средство консульти­рования, но и форма социальной работы. Сюда обращаются за эмоциональной поддержкой те, кому некуда больше обратить­ся - психически больные люди, инвалиды, которые подчас годами не покидают своей постели, дети, если мама ушла из дома и им страшно.

Телефон доверия  выполняет в сообществе просветитель­ские функции: здесь люди часто получают информацию о том, чего они не понимают.

Телефон доверия - хорошая форма работы с подро­стками и молодежью. Считается, что так они меньше «комплек­суют» по поводу своей внешности.

Это очень  хорошая форма вывода людей из кризисных со­стояний. Например, если человек несколько недель или даже месяцев не покидал своей квартиры, то возвращаться к нор­мальной жизни легче с обращения на телефон доверия.

Телефон доверия  может эффективно выполнять функ­ции отбора людей, которым действительно необходимо именно очное консультирование.

Круглосуточный  телефон доверия в организации  мо­жет выполнять также функцию охраны помещения, использо­ваться для оперативной координации различных вопросов внут­ри организации.

Телефон доверия  может быть эффективной формой мо­ниторинга эмоционального состояния сообщества.

Минусы

Телефонную  терапию серьезно ослабляет отсутствие визуальных подсказок таких, как  выражение лица и язык жестов, и  ограниченный личный контакт.

От консультанта телефона доверия требуется гораздо  бо­лее высокая эрудиция и развитость в морально-этическом пла­не, чем от очного психолога-консультанта, устойчивость его психической сферы, высокое чувство ответственности.

Намного труднее  контролировать то,насколько кли­ент действительно вовлечен в диалог, ограничены возможности для эмпатического слушания - только через слово можно отразить свое участие в разговоре.

Анонимность и удаленность благодарности  клиента от того места, где помощь была реально оказана. По результатам  некоторых исследований, это может  служить причиной «сгорания» консультанта телефона доверия.

Длительная  интенсивная работа на телефоне доверия  может приводить к фиксации на отрицательных сторонах бытия. Телефон  доверия обеспечивает недостаток позитивных примеров.

Работа на телефоне доверия порой легко  перерастает в сверхвовлеченность консультанта в работу, следствием чего является переутомление и срыв. Число обращений за помощью за одно дежурство может значительно превышать возможности консультанта.

Что же касается коммерческих телефонных психотерапевтов, то потребители их услуг могут  задать себе обоснованный вопрос: насколько  можно доверять врачу, который ставит диагноз по телефону? Многие из таких  «психотерапевтов» могут оказаться  не более чем телефонными диспетчерами, не имеющими психологической подготовки.

  1. Классификация проблем абонентов службы «телефон доверия».

Каждый звонок на ТД уникален, не похож на другие и  перед консультантом стоит задача по возможности быстро войти в  проблему, понять её суть, попытаться снять  эмоциональное напряжение и помочь клиенту найти пути выхода из кризисной ситуации.

Все обращения  на ТД можно разделить на две группы:

 

большая часть  — так называемые "проблемные" звонки, когда клиент; обращается на ТД за помощью в поисках выхода из конфликтной ситуации;

меньшая часть  обращений, характеризует стремлением  непосредственно использовать ТД для  решения своих проблем — информационные запросы, мастурбанты, "зависимые" клиенты и др. В этой группе велик процент неадекватных задачам ТД обращений: "Дайте номер телефона аптеки", "Познакомьте меня с девушкой" и т. д.

Обращения клиентов на ТД имеют широкий диапазон стрессовых ситуаций, среди которых: проблемы соматическою и психического здоровья; любовные, дружеские и супружеские взаимоотношения; поиск смысла жизни; недовольство собой, желание изменить себя; отсутствие и поиск партнера; сексуальные  проблемы, в том числе и мастурбация; конфликты с родителями, учителями  и сверстниками; профессиональные и  учебные проблемы; трудности, связанные  с беременностью и методами контрацепции; проблемы соответствия референтной группе; административно-правовые вопросы; одиночество; физическое и сексуальное насилие; проблемы, связанные с суицидальными действиями и мыслями; эзотерические и метафизические проблемы; неумение организовать свое свободное время в связи с недостаточной информированностью о способах и средствах организации досуга и т. д.

Все эти обращения  можно классифицировать, как это  предлагается в организационно-методических рекомендациях ВНИК "Государственная  система социальной помощи семье  и детству", разделив все это  множество проблем на 3 крупных блока:

I — экзогенные  проблемы;

II — эндогенные проблемы;

III- непосредственное использование ТД клиентом.

Для облегчения освоения техники телефонного консультирования, а также для кодирования проблемы при документальном оформлении звонка в соответствующем документе (журнале) приводим классификацию проблем.

1. Экзогенные — проблемы ("человек — окружение")

Эта наиболее многочисленная группа обращений включает в себя проблемы, возникающие как  в партнерстве (дружеском, любовном, семейном), так и в контактах  с малым (ближайшее окружение) и  большим (государственные институты, церковь и пр. ) социумом.

"А". Взаимоотношения партнеров в разнополой диаде:

А1. Отсутствие и поиск партнера;

А2. Становление диады;

A3. Отсутствие  взаимности, неравноправные отношения  в диаде; А4. Измена, уход партнера;

А5. Конфликты  и нарушения коммуникации в диаде; А6. Распад диады;

А7. Любовные тре- и многоугольники;

А8. Болезнь  или наркотическая (алкогольная) зависимость  партнера; А9. Культовая влюбленность в заведомо недостижимый объект.

"Б". Сексуальные  проблемы:

Б1. Сексуальная неосведомленность;

Б2. Проблема сексуальной инициации;

Б3. Сексуальная дисгармония в диаде;

Б4. Девиации полового поведения и "сексуальные меньшинства";

Б5. Импотенция, фригидность.

"В". Проблемы, связанные с беременностью:

81. Методы  контрацепции;

82. Диагностика  беременности;

83. Проблема  решения: аборт/рождение ребенка;

84. Проблема  аборта.

"Г". Семейные  отношения:

Г1. Принятие решения о вступлении в брак;

Г2. Супружеские конфликты;

Г3. Конфликты  между родителями как семейная проблема их детей;

Г4. Жесткие конфликты родители-дети (обращения детей);

Г5. Жесткие  конфликты родители-дети (обращения родителей или родственников);

Г6. Мягкие конфликты родители-дети (обращения детей);

Г7. Мягкие конфликты родители-дети (обращения родителей или родственников);

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дистантное консультирование"