Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Возрастная психология является одной из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии и др.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастной психология состоит из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает определенный возраст, от младенческого до старческого.

Содержание работы

Введение 3
1 Предмет психологии развития и возрастной психологии 6
1.1 Разделы возрастной психологии 8
1.1.1 Детская психология 8
1.1.2 Психология юности 14
1.1.3 Психология зрелого возраста 14
1.1.4 Психология старости 15
1.2 Связи развития возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии 16
2 Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки 18
3 Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии 26
3.1 Общепсихологические и специфические методы в возрастной психологии 27
3.2 Специфика применения различных методов при изучении разных возрастных групп 32
Заключение 34
Глоссарий 36
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Полисан Юля КР ВП.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Проводя исследования с  помощью различных методов психолог, особенно детский, должен читывать этический  аспект при интерпретации, полученных результатов.  От психолога может  зависеть судьба ребенка, недостаточно развитого в умственном плане. Если, используя интеллектуальные тесты и не разобравшись в причинах отставания, психолог рекомендует перевести такого ребенка из массовой школы во вспомогательную, он тем самым лишает его полноценного будущего. Ребенок может быть интеллектуально сохранным, но педагогически запущенным — с ним мало общались дома, недостаточно занимались, и он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи.

Могут остро стоять этические  проблемы и при использовании  других методов исследования. Далеко не все данные о развитии ребенка можно сообщать его родителям, воспитателям и учителям, другим детям. Нельзя разглашать, например, данные социометрии — это приведет к серии конфликтов в группе, испорченным отношениям у части детей. Детский психолог несет моральную ответственность за тех детей, с которыми он работает.

Заключение

 

Возрастная психология достаточно молодая наука, даже в сравнении со своей прародительницей  – основной психологией. Но в отличие от последней, основным фактором возникновения возрастной психологии послужила необходимость практического применения психологических знаний для обеспечения психологического здоровья человека.

Как было сказано выше, возрастная психология изучает все  жизненные этапы психологического развития человека, используя в большинстве случаев схожие методы исследования. Но с учетом задач, стоящих перед психологией развития при изучении каждого возрастного периода ее можно разделить на два самостоятельных раздела – психологию детства и психологию взрослости. Первый раздел включает в себя периоды с момента рождения и до окончания юности, второй – последующие периоды до самой смерти.

Основными задачами детской  психологии являются выявление психологических  отклонений в развитии ребенка и, соответственно, разработка специальной программы обучения и воспитания, способствующих полноценному здоровому психологическому развитию. В раннем возрасте факторы, влияющие на развитие ребенка, носят локальный характер, так как обусловлены в основном взаимоотношениями ребенка с близкими ему взрослыми людьми. На данном этапе практическое применение возможностей возрастной психологии минимально, и сводится, в основном к стандартным рекомендациям по поведению взрослых в отношениях с  ребенком. В дальнейшем, когда ребенок сталкивается с окружающей средой, количество факторов влияющих на психологическое развитие увеличивается и проведение исследований с помощью методов психологии развития позволяют, с одной стороны нивелировать негативные процессы, с другой – способствуют выявлению и последующему развитию различных способностей.

Особенную роль возрастная психология играет в преодолении  возрастных кризисов, но если возрастные кризисы детского периода являются необходимым условием  полноценного развития личности, то возрастные кризисы  взрослого периода носят более негативный характер.

Если кризисы детского возраста вызваны объективными, характерными для большинства детей, но не зависящими от них причинами, то кризисы зрелого  возраста, являясь  также характерными для большинства, носят более  индивидуальный характер и, в основном оказывают негативное влияние на развитие психики. Соответственно одной из главных целей психологии развития в период взрослости является оказание психологической помощи в преодолении возрастных кризисов.

Методология психологических исследований в возрастной психологии характерна для большинства психологических наук, в тоже время психология развития обладает собственными, используемыми только ей методами, что еще раз подтверждает состоятельность возрастной психологии как самодостаточной науки.

Учитывая высокий фактор индивидуальности, протекания кризисов в период взрослости одной из основных задач возрастной психологии на данном этапе является усовершенствование методов исследования для более  детального выявления основных причин возникновения возрастных кризисов и разработка новых методик их преодоления, учитывающих многообразие индивидуальных факторов.

Возрастная психология, являясь молодой наукой, имеет большой потенциал для своего развития. Это связано с расширением области практического  применения  большинства психологических наук, с увеличение использования результатов психологических исследований в различных сферах деятельности, а также за счет внутреннего совершенствования, например за счет внедрения более современных способов анализа данных, полученных в результате проведения психологических исследований.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Возраст

Объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная  стадия развития индивида в онтогенезе

2

Возраст психологический

Возраст, определяемый путем соотнесения  уровня психического развития индивида с соответствующими нормативными среднестатистическими  показателями

3

Детерминизм

Закономерная и необходимая  зависимость психических явлений  от порождающих их факторов

4

Кризис возрастной

Особый, относительно непродолжительный  по времени период онтогенеза, характеризующийся  резкими психологическими изменениями 

5

Лонгитюдное исследование

Изучение развития одного и того же испытуемого длительное время

6

Новообразование  развития

Качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах развития

7

Обучение 

Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического  опыта; организация формирования знаний, умений, навыков

8

Онтогенез

Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента  зачатия и завершается концом жизни

9

Периодизация психического развития

Выделение в целостном жизненном  цикле человека последовательности стадий  психического развития

10

Развитие психики

Закономерное развитие психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразований

11

эгоцентризм

Неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательною позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации


 

Список использованных источников

1

Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Абрамова Г.С. – М.: Эксмо, 2003. – 301с. – ISBN 978-5-699-26675-3.

2

Болотова А.К. Психология развития [Текст] / Болотова А. К., Молчанова О. Н. — М.: ЧеРо, 2005. – 524 с. – ISBN 5-88711-216-6

3

Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Выготский Л.С. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с, — ISBN 5-699-13728-9

4

Ермолаева М.В. Психология развития [Текст] / Ермолаева М.В. – Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК,  2003. – 376с. – ISBN 5-89502-400-9

5

Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / Мухина В.С. – М.: Академия, 2006. – 608с. – ISBN 5-7695-2648-3.

6

Крайг Г. Психология развития [Текст] / Крайг Г., БокумБ. – СПб.: Питер, 2005. – 944с. – ISBN 5-94723-187-5.

7

Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Обухова Л.Ф. – М.: Российское педагогическое агентство, 2004. – 193с. – ISBN 978-5-699-26675-3.

8

Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Поливанова К. Н. – М.: Харвест, 2007. – 640с. – ISBN 985-13-0627-4.

9

Рогов Е.И. Общая психология [Текст] / Рогов Е.И. – М.: Владос, 2002. – 202с. – ISBN 978-5-259-66457-4.

10

Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста [Текст] / Холлис Д. – М.: Когито-Центр, 2005. – 192с. – ISBN 0-919123-64-3.

11

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Эльконин Д.Б. – М.: Педагогика, 2000. – 560с. – ISBN 5-7155-0035-4.

12

Эриксон Э.  Идентичность. Юность и кризис [Текст] / Эриксон Э. – М.: Центрполиграф, 2003. – 133с. – ISBN 5-86375-044-8.


Приложения

А





Информация о работе Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки