Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа
Возрастная психология является одной из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии и др.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастной психология состоит из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает определенный возраст, от младенческого до старческого.
Введение 3
1 Предмет психологии развития и возрастной психологии 6
1.1 Разделы возрастной психологии 8
1.1.1 Детская психология 8
1.1.2 Психология юности 14
1.1.3 Психология зрелого возраста 14
1.1.4 Психология старости 15
1.2 Связи развития возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии 16
2 Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки 18
3 Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии 26
3.1 Общепсихологические и специфические методы в возрастной психологии 27
3.2 Специфика применения различных методов при изучении разных возрастных групп 32
Заключение 34
Глоссарий 36
Список используемых источников
Изучая психическую деятельность и поведение развивающегося человека, и являясь в значительной мере прикладной отраслью, возрастная психология решает важные практические задачи. К основным практическим задачам относятся – разработка приемов, методов и форм обеспечения полноценного психологического развития человека на различных этапах жизненного пути, особенно в детстве и юношестве. Также стоит выделить – поиск наиболее оптимальных условий и способов организации деятельности и общения с учетом типологических закономерностей возрастных периодов, и наконец, оказание психологической помощи и поддержки в период возрастных кризисов.
Первые две задачи являются более систематизированными, что позволяет решать их за счет стандартизированных способов в большинстве случаев. А оказание психологической помощи и поддержки в период возрастных кризисов, за счет многообразия индивидуальных особенностей человека, предполагает применение многочисленных схем и методик, при этом использование общепринятых методов также существенно
Суть возрастных кризисов
заключается в изменении
Возрастные кризисы в
Возрастные кризисы можно
Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертатный кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке[8, С.17].
Рассмотрим возрастные кризисы более подробно. Первый – это кризис новорожденности. Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе впервые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте[8, С.27].
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. До этого организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире: биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением. Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности.
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количеству называют семизвездием кризиса трех лет. Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых, стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Своеволие - стремится все делать сам. Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует[3, С.118].
Кризис семи лет напоминает кризис одного года – это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Вслед за кризисом семи лет следует кризис подросткового возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых. Симптомы кризиса таковы: снижение продуктивности в учебной деятельности; негативизм.
Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года и семи лет. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание[12, С.29].
Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого углубления в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно – холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире.
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис тридцати лет, кризис «середины жизни» и кризис старости. Самая большая сложность в организации психологической поддержки взрослых – это нацелить человека на работу с самим собой.
Кризис тридцати лет заключается в том, что человек вдруг осознает, что изменить в своей жизни он многое уже не может: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно, так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь[10, С.36].
Кризис середины жизни — это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Кризис среднего возраста связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. Таким образом, в течение кризиса возникает и затем возрастает необходимость поиска своего пути, но на этом пути возникают серьезные препятствия. Симптомы, характерные для кризиса, – скука, смена места работы, заметные проявления насилия, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость. Такие симптомы свидетельствуют о потребности человека существенно изменить свою жизнь. В качестве одного из путей выхода из кризиса выступает индивидуация. Это необходимость развития, позволяющая достичь максимально возможной полноты личности[10, С.47].
Последний, рассматриваемый кризис – это кризис старения и смерти. В преклонном возрасте человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти
Проанализировав кризисные периоды на начальном этапе жизни человека можно выявить некоторую закономерность, которая заключается в том что, критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии. Лишний раз, подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.
Особенность таких периодов состоит, с одной стороны, в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы. С другой стороны, характерно резкое обострение кризиса. Наличие кульминационной точки, в которой кризис достигает апогея, характеризует все критические возрасты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития. Началом кризисного периода принято считать предшествующее полугодие до возникновения кульминационной точки, а его окончанием— ближайшее полугодие последующего возраста[3, С.142].
Представление о критическом этапе как однородном этапе неверно. Процессы развития вообще, в критический период в частности, отличаются неизмеримо более сложным строением, неизмеримо более тонкой структурой. Процесс развития в критический период неоднороден, в нем одновременно протекают несколько типов процессов, и каждый из них требует своевременного и целостного учета.
Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех взаимосвязанных фаз: предкритической, критической и посткритической. Предполагается, что в первой фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития. В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя в трудновоспитуемости, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.
Кризисы взрослости существенно отличаются от детских возрастных кризисов тем, что они в основном протекают во внутреннем плане личности.
Взрослый человек в период возрастного кризиса предпринимает действия по осознанию собственных позиций и установок, переоценке ценностей, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, характеризуется значительными индивидуальными различиями. Видимых изменений в поведении может не происходить, но может проявляться эмоциональная напряженность, повышенная тревожность, самокритичность, неустойчивость поведенческих реакций и настроения, симптомы депрессии и т. д.
Рассмотрим подробнее принципы и методы оказания психологической помощи взрослым людям, переживающим возрастной кризис. Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными ненормативными эмоциональными и физическими факторами. На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни, с другой — с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом. Длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом совладания, отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное[11, С.34].
Цель психологического консультирования в условиях кризиса — приведение личности к осознанию событий, являющихся причиной состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.