Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Возрастная психология является одной из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии и др.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастной психология состоит из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает определенный возраст, от младенческого до старческого.

Содержание работы

Введение 3
1 Предмет психологии развития и возрастной психологии 6
1.1 Разделы возрастной психологии 8
1.1.1 Детская психология 8
1.1.2 Психология юности 14
1.1.3 Психология зрелого возраста 14
1.1.4 Психология старости 15
1.2 Связи развития возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии 16
2 Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки 18
3 Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии 26
3.1 Общепсихологические и специфические методы в возрастной психологии 27
3.2 Специфика применения различных методов при изучении разных возрастных групп 32
Заключение 34
Глоссарий 36
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Полисан Юля КР ВП.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Московский (ЧП «ОЛПРИ», г. Харьков)

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Возрастная психология

Тема

Психология  развития и возрастная психология как  отрасль современной психологической  науки

Фамилия студента

Полисан

Имя студента

Юлия 

Отчество студента

Александровна

№ контракта

278001001007


 

Содержание

Введение                3

1 Предмет психологии  развития и возрастной психологии       6

1.1 Разделы возрастной  психологии          8

1.1.1 Детская психология           8

1.1.2 Психология юности         14

1.1.3 Психология зрелого  возраста        14

1.1.4 Психология старости         15

1.2 Связи развития возрастной  психологии с другими науками  и отраслями психологии             16

2 Основные  задачи  психологии  развития    и   возрастной    психологии   как     прикладной  отрасли науки          18

3 Методы исследований  в психологии развития и возрастной  психологии  26

3.1 Общепсихологические  и специфические методы в возрастной  психологии 27

3.2 Специфика применения различных методов при изучении разных     возрастных групп           32

Заключение             34

Глоссарий              36

Список используемых источников         37

Приложения             38

Введение

 

Возрастная психология является одной из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии и др.

Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом  её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастной психология состоит из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает определенный возраст,  от младенческого до старческого.

Общеизвестно, что по мере усложнения человеческой деятельности и накопления научных данных в структуре психологической науки, как и других наук, происходит непрерывный процесс изменений, обусловленный различными, и, прежде всего социальными факторами. Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации ее отдельных отраслей и направлений, с другой – в интеграции различных отраслей и направлений исследований как внутри данной науки, так и на стыке ее с другими, смежными науками.

Возрастная психология, как достаточно обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. В процессе развития возрастной психологии внутри основных возрастных  периодов постепенно были выявлены более узкие временные этапы. 

К настоящему времени  возрастная психология разделяется на следующие подразделы: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста. Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных срезов.

Психологические исследования возрастных психологических изменений постепенно распространялись на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Данные исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное – вскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.

Считается, что обучение и воспитание является единым и неделимым процессом. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармонического развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается пока далеко не решенным. Поиски решения этого вопроса – одна из важнейших задач современной возрастной  психологии.

В результате психологических  исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его  личности происходит в первую очередь  в результате активного взаимодействия с окружающей средой. С возрастом  влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Цель курсовой работы – рассмотреть все возрастные периоды и выявить наиболее проблемные, влияние которых на психологическое развитие человека наибольшее. Рассмотреть методы исследований в возрастной психологии и определить наиболее соответствующие каждому возрастному периоду.

Задачей  курсовой работы является разработка алгоритма оказания психологической помощи при преодолении  возрастных кризисов.

Основная часть

1 Предмет психологии развития и возрастной психологии

 

Возрастная психология – это отрасль психологической  науки, которою можно охарактеризовать как науку изучающую факты  и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Возрастная психология – термин, используемый в отечественной психологии, в мировой психологии обычно применяется название «психология развития». Причина такого расхождения состоит в том, что длительное время отечественная психология развивалась в относительной изоляции. Можно утверждать, что оба термина обозначают одну дисциплину, единственным отличием между ними является то, что в центре внимания психологии развития – общие законы развития человека, то в возрастной психологии – психологические особенности возрастов.

Психология развития в первую очередь является фундаментальной теоретической дисциплиной, но выработанные в ней методы и полученные знания используются в прикладных сферах.

Одной из фундаментальных  проблем психологии является проблема индивидуального развития человека. Данная проблема имеет несколько важных психологических аспектов, которые тесно связаны с вопросами формирования личности, в частности изучение возрастных особенностей, весьма существенных для каждого периода человеческой жизни.

Возрастные особенности  взаимосвязаны различными путями с типологическими, индивидуальными  и половыми особенностями  индивида. Это затрудняет проведение специальных исследований для выделения возрастных особенностей. Исключением можно считать самые ранние этапы человеческой жизни, когда типологические и индивидуальные модификация развития слабо выражены.  В начальный период жизни человека возрастные различия измеряются месяцами и полугодиями, сроки наступления того или иного возрастного периода носят достаточно общий характер, который относительно независим от особенностей конституции, типа нервной системы и т.д. Но уже в подростковом возрасте  смена возрастных периодов во многом зависит от индивидуальных и типологических особенностей личности, накопленным жизненным опытом[2, С.17].

Объектом изучения возрастной психологии является нормальный, здоровый человек –  изменяющийся и развивающийся в процессе онтогенеза. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить их. В сферу внимания входят различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Основной задачей возрастной психологии  является исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти.

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе[1, С.7].

Большинство теорий возрастной психологии акцентируют внимание на периоде детства, но в целом основной их целью является выявление закономерностей развития человека на протяжении всей жизни. Исследование, описание и объяснение этих закономерностей лежит в основе  задач, которые решает психология развития.

Возрастная психология является теоретической дисциплиной, поэтому стоит выделить ее основные теоретические задачи: изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; периодизация психического развития в онтогенезе; изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов; установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний; исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практическое значение возрастной психологии связано в  первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типичных возрастных проблемах и путях их решения.

К практическим задачам  возрастной психологии можно отнести  следующие: определение возрастных норм психических функций, выявление  психологических ресурсов и творческого  потенциала человека; создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; возрастная и клиническая диагностика; выполнение функций психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса[1, С.24].

 

    1. Разделы возрастной психологии

 

Возрастную  психологию можно разделить на несколько  основных разделов, таких как детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и психология старости. Детская психология изучает наибольшее количество периодов, в психическом развитии человека, длительностью от нескольких месяцев до нескольких лет.

 

1.1.1 Детская  психология

 

Самый первый период называется новорожденность, длительность данного периода не превышает двух месяцев с момента рождения. В этот период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма. Новорожденность, с физиологической точки зрения – это переходной период к вне утробному образу жизни.

Характерными  особенностями периода новорожденности  являются: малое различие сна и  бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным  выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт. Новорожденный не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движения. Даже безусловный сосательный рефлекс нуждается в некотором обучении ребенка[5, С.37]

На начальном этапе развития решающее условие выживания новорожденного – это уход взрослого человека, удовлетворение им всех жизненных потребностей ребенка. В противоречии между максимальной нуждой во взрослом и минимальными средствами взаимодействия заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

Следующим периодом является Младенчество. Он наступает  с двух месяцев, с момента рождения и длится до одного года. Ведущая  деятельность младенческого периода  – непосредственно-эмоциональное  общение. Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта, звуков и слов.

Период от рождения до одного года – подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование и интонирование звуков, речевое подражание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие произносительной речи. Голосовые проявления ребенка проходят ряд последовательных этапов, таких как крик, гукание, гуление, лепет.

В первом полугодии  жизни наиболее стремительными темпами  совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные  системы. Ярко проявляется закономерность развития сенсорики  по сравнению с моторикой. Уже к трем-четырем месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются о таковых у взрослых людей [5, С.44].

Во втором полугодии  постепенно складываются особые ориентировочные  действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. Развивается тактильная чувствительность.

Общепринятым  считается, что на первом году жизни  ребенок находится в первом периоде  умственного развития – сенсомоторном, который включает в себя шесть  стадий. Из них на первый год жизни приходятся четыре. Первая стадия называется упражнение рефлексов – дети развивают все навыки которыми обладают на данном этапе. Вторая  – первичные круговые реакции. На данной стадии, которая приходится на первый-четвертый месяцы ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию. Третья – вторичные круговые реакции, четвертый-восьмой месяцы – ребенок произвольно повторяет  те формы поведения, которые доставляют им довольствие, развивается способность восприятия постоянства объекта. На четвертой стадии – координация вторичных схем – происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Проявляются первые признаки умения предвосхитить события.

Информация о работе Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки