Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа
Возрастная психология является одной из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии и др.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастной психология состоит из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает определенный возраст, от младенческого до старческого.
Введение 3
1 Предмет психологии развития и возрастной психологии 6
1.1 Разделы возрастной психологии 8
1.1.1 Детская психология 8
1.1.2 Психология юности 14
1.1.3 Психология зрелого возраста 14
1.1.4 Психология старости 15
1.2 Связи развития возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии 16
2 Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки 18
3 Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии 26
3.1 Общепсихологические и специфические методы в возрастной психологии 27
3.2 Специфика применения различных методов при изучении разных возрастных групп 32
Заключение 34
Глоссарий 36
Список используемых источников
Перед психологом стоят следующие задачи: помочь пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации; помочь активизировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния; способствовать укреплению самоуважения и уверенности в себе; содействовать расширению диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; смягчить воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий на преодоление кризиса.
Психологическое консультирование
клиентов, находящихся в состоянии психо-душевного
кризиса, должно строиться на принципах
экзистенциально-
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.
Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование и анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка.
Стоит отметить, что любые психологические исследования имеют несколько общих этапов. Первый — подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу, которая проверяется на следующем этапе. Второй — набор данных исследования. На этом этапе путем применения разных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используются, как правило, несколько методов в их сочетании. Третий этап — обработка данных. Проводится количественный и качественный анализ данных исследования, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности.
В обработке материала выделяют следующие моменты: первичный анализ – производится анализ каждого отдельно зафиксированного факта; первичный синтез – устанавливаются связи между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой; сравнительный анализ – выделяются факты, которые устойчиво повторяются; вторичный синтез – происходит объединение этих факторов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей. Четвертый этап — интерпретация, истолкование полученных данных на основе психологической теории[6, С.128].
3.1 Общепсихологические
и специфические методы в
Методы, используемые в возрастной психологии можно разделить на четыре группы. Это организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные.
В качестве организационных методов часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
Если делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере с изучением интеллекта можно выявить возрастные тенденции — сравнивая особенности мышления дошкольников, младших школьников и подростков. Если же задача состоит в том, чтобы определить зависимость развития интеллекта от типа обучения, подбираются и сравниваются другие группы — детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам. В этом случае мы делаем другой вывод: там, где получены лучшие данные, обучение более эффективно; дети, обучающиеся по определенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте этого типа обучения[6, С.134].
К организационным методам также относится лонгитюдный метод или метод продольного исследования. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами. Метод срезов и лонгитюдный метод дают возможность организовать исследование в целом.
Эмпирические методы составляют наиболее обширную группу. К этой группе относятся наблюдение, экспериментальные методы; психодиагностические методы, такие как тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа; анализ процессов и продуктов деятельности; биографические методы.
Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования, как наблюдение, эксперимент, тестирование и опрос в возрастной психологии. Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях с детьми. Методы, используемые обычно при изучении взрослых,— тесты, эксперимент, опрос —недоступны детям, особенно в младенческом и раннем возрасте.
Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.
Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. В числе основных требований можно выделить следующие: четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений. Для того чтобы получить результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно.
Дети растут очень быстро, их психология и поведение меняются на глазах, и достаточно, например, пропустить в младенчестве всего лишь один месяц, а в раннем детстве — два или три месяца, чтобы получить ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста.
В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет — ежемесячно; в дошкольном детстве, от трех до шести-семи лет — как минимум один раз в полгода; в младшем школьном возрасте — раз в год и т. д. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями; наблюдение за естественным поведением ребенка. Вести наблюдение за детьми проще, чем за взрослыми, так как ребенок под наблюдением обычно более естествен, не играет специальных социальных ролей, более свойственных взрослым[1, С.96].
Эксперимент часто является
одним из самых надежных методов
получения достоверной
В возрастной психологии применяют два типа экспериментов -констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития.
Наряду с разного
рода констатирующими
Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор более конкретных методов. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из задачи, стоящей перед ним, возраста детей и условий проведения эксперимента, которые он может обеспечить.
Интеллектуальное развитие
изучается с помощью
В зависимости от целей исследований и способов применения тесты можно классифицировать следующим образом: вербальные и практические тесты; групповые и индивидуальные; тесты интеллекта и тесты личности; тесты скорости и тесты результативности.
К вербальным тестам относятся тесты, в которых материал тестовых задач представлен в словесной форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще всего направлены на измерение способности к пониманию словесной информации, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением, также распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и при оценке специальных способностей.
Практические тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме. Считается, что практические тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат исследования и особенно хороши при изучении детей.
Групповые тесты предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе не превышает двадцати пяти человек. Важным является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны других тестируемых лиц. Такая форма обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами.
Следующая разновидность тестов — индивидуально-ориентированные; они реализуют индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого. В ходе обследования испытуемому сначала предъявляют задание средней трудности. В случае правильного решения уровень трудности повышается, а в случае ошибки — снижается.
Тесты интеллекта или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи[4, С.75].
Следующую группу составляют методы обработки данных, которые заключаются в количественном и качественном анализе полученных данных.
К четвертой группе относятся интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности. Для наглядности, классификацию методов можно представить в виде схемы (приложение А).
3.2 Специфика применения различных методов при изучении разных возрастных групп
Особого внимания заслуживает специфика реализации в возрастной психологии методологических принципов психологического исследования — принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития. При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития, а именно показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности, рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе. Учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. При реализации принципа единства психики и деятельности необходимо учитывать связь психического развития ребенка и ведущей деятельности на определенной стадии его развития. Содержание принципа объективности в возрастной и педагогической психологии также включает ряд моментов: при сравнении детей по уровню психического развития и особенностей формирования личности ребенка учитывать социально-экономические, исторические, этнопсихологические различия; при исследовании эффективности новых методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эквивалентность экспериментальной и контрольной групп; методи0и исследования должны строиться в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном периоде. При реализации принципа развития необходимо: иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особенностей возраста, предшествующего изучаемому; иметь четкое представление о главных тенденциях развития на последующих возрастных ступенях; создавать условия для определения актуального уровня развития и зоны ближайшего развития ребенка, т.е. его потенциальных возможностей[11, С.115].