Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Возрастная психология является одной из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии и др.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастной психология состоит из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает определенный возраст, от младенческого до старческого.

Содержание работы

Введение 3
1 Предмет психологии развития и возрастной психологии 6
1.1 Разделы возрастной психологии 8
1.1.1 Детская психология 8
1.1.2 Психология юности 14
1.1.3 Психология зрелого возраста 14
1.1.4 Психология старости 15
1.2 Связи развития возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии 16
2 Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки 18
3 Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии 26
3.1 Общепсихологические и специфические методы в возрастной психологии 27
3.2 Специфика применения различных методов при изучении разных возрастных групп 32
Заключение 34
Глоссарий 36
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Полисан Юля КР ВП.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Ранее считалось, что между первым годом и последующими существует так называемый разрыв предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях, ранее было неоднократно показано, что оценка развития младенца практически не коррелирует с показателями интеллекта, полученными в дошкольном и в  старших возрастах. Однако с развитием возрастной психологии было установлено, что особенности внимания младенцев обладают ощутимой прогностической валидностью и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка[7, С.36].

 Следующий  период называется ранее детство  – это период от одного до трех лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

К двум годам у ребенка  развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и  тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

В раннем детстве  наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка[7, С.132].

Также в этот период происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности.

В раннем детстве ведущей  становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого. Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов с взрослыми.

Дошкольное  детство охватывает период с трех до семи лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов[3, С.74].

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил.

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения. Появление сюжетно-ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно-образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. Способность к рассуждениям обнаруживается в среднем дошкольном возрасте[3, С.82].

Внимание в этом возрасте непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи.

Развитие памяти идет от непроизвольной и непосредственной, к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Переход от непроизвольной памяти к произвольной делится на два этапа. Первый этап заключается в формировании необходимой мотивации, т. е. желания что-либо запомнить или вспомнить. Второй – в возникновении и совершенствовании необходимых мнемических действий и операций.

В конце раннего  детства, когда ребенок впервые  демонстрирует способность замещения  одних предметов другими, наступает  начальная стадия развития воображения. Затем оно получает свое развитие в играх. Также в дошкольном возрасте завершается процесс овладения речью. Она развивается в следующей последовательности. Сначала идет развитие звуковой речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения, у него развивается фонематический слух. Затем растет словарный запас.  После развивается грамматический строй речи. Ребенок усваивает закономерности морфологического и синтаксического строя языка. И наконец, появляется осознание словесного состава речи[3, С.119].

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания, оно считается основным новообразованием данного возраста.

Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка Происходит осознание себя во времени У ребенка происходит половая идентификация. Развивается эмоционально-волевая сфера.

Следующий период называется младший школьный возраст, который наступает с шести-семи лет и продолжается до одиннадцати. К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Также  в конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия между детьми[2, С.61].

Последним периодом детской психологии является подростковый возраст, который наступает с  десяти-одиннадцати  лет и продолжается до пятнадцати.

Новообразованиями данного возраста являются: чувство  взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

 

1.1.2 Психология  юности

 

Период юности наступает в пятнадцать-шестнадцать  лет и продолжается до двадцати. В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями. Происходит личностное и профессиональное самоопределение.

Важнейшим психологическим  процессом в юношеском возрасте является становление самосознания, этому способствует ряд факторов. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. В ранней юности происходит открытие внутреннего мира. С возрастом меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний. Наряду с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других появляется чувство одиночества или страха одиночества Юношескому возрасту свойственно преувеличение своей уникальности. Появляется ощущение устойчивости во времени[6, С.226].

 

1.1.3 Психология  зрелого возраста

 

Данный отрезок жизни можно разбить на два этапа – молодость, который продолжается с двадцати до сорока лет и зрелость – с сорока до шестидесяти лет.

С наступлением молодости  познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие человека проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности.

Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения именно в  этот период,  являются достижение идентичности и близости. Также данный период характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени. Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами этого возраста  становятся самоопределение и создание семьи[7, С.55].

В период зрелости человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт. Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью. Ведущим видом деятельности становится труд, успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самоактуализацию личности.

 

1.1.4 Психология  старости

 

Период старше шестидесяти лет называется геронтогенезом,  или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология.

Старость является завершающим  этапом жизни человека. Люди, достигшие  этого возраста, подразделяются на три группы – люди пожилого возраста, люди старческого возраста и долгожители.

Пожилой возраст  считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его  особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. Большинство сенсорных функций  ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. Больше всего страдают интеллектуальные функции.

Мотивацией шестидесятилетнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После семидесяти лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Факторами, определяющими, поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии[4, С.102].

 

    1. Связи развития  возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии

 

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями  психологической науки. Она опирается  на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий  общей психологии. В то же время  исследования происхождения и начальных этапов становления высших психических функций, таких как памяти или мышления приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразований психических процессов у детей  выступает как особый метод познания механизмов психического – генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии – развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и  возрастной психологии объясняется  общим объектом изучения – развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане – обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социально культурных ситуациях[9, С.214].

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников  во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект  общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

Соотношение типичного  и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющихся  рядов развития создает общие  поля для возрастной психологии и  психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи см широким спектром областей науки  и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук –  медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики литературоведения и других областей науки. И в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

2 Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки

Информация о работе Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки