Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:53, курсовая работа
На сегодня остаётся актуальной проблема использования развивающих игр на уроках психологии младших школьников. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в сельских школах, где особенно остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, но и в городских. Работа психолога в основном направлена на изучение личности младшего школьника, а не на развивающие игры в этом возрасте, которые, кстати, имеют огромное значение для ребёнка младшего школьного возраста. Изучением проблемы развивающих игр занимались выдающиеся деятели наук как зарубежные, так и отечественные.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I Теоретическая значимость игры.
1.1. Игровая деятельность как предмет научного психолого-педагогического исследования…………………………………………4
1.2.Классификация развивающих игр…………………………………12
Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.
2.1. Изучение состояния использования развивающих игр на уроках психологи…………………………………………………………………18
2.2. Влияние игры на знания, умения и навыки в области психологии………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….32
Литература………………………………………………………………..36
Возрастная группа: 6-10 лет.
Цель: поднятие эмоционального фона.
Порядок выполнения и инструкция: Перед упражнением ведущий настраивает группу на необходимый для дальнейшей работы лад следующими словами: «Конечно же, все смотрели мультфильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражение в реке».
Инструкция для участников. Сидящие в круге берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча, по очереди самую добрую свою улыбку.
После выполнения упражнения рекомендуется поблагодарить и похвалить всех участников: «Ну что же, замечательно, спасибо вам за улыбки».
Возрастная группа: 7-11 лет.
Цель: представление себя и развитие ассоциативного мышления.
Порядок выполнения и инструкция: Ведущий просит участников представиться особым способом. Например: «Представьтесь не своим именем, а названием того растения или цветка, которое вам больше всего нравится».
Возрастная группа: 6-10 лет.
Цель: научить детей передавать эмоции (злость, гнев, радость, испуг, удивление и т.д.) с помощью невербальных средств общения — мимики, управлять своими эмоциями.
Порядок выполнения и инструкция: Детям предлагаете парами, повернувшись, друг к другу спиной, и изобразить эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно - силы. Далее ведущий говорит: «Вы поссорились. Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтоб мириться, нужно повернуться лицом друг к другу. Ос "сдуть" надутые щеки обиженного, обида и злость лопну душный шарик. Засмеяться и обняться».
Возрастная группа: 4-8 лет.
Цель: развитие мелкой моторики у ребенка.
Порядок выполнения и инструкция: Это упражнение выполняется на индивидуальной или групповой консультации с детьми, у которых слабо развита мелкая моторика пальцев, у которых есть трудности в написании. Ведущий предлагает инструкцию в виде сказки.
На одной руке жили-были пять пальчиков:
Первый — самый старший и поэтому его звали Большой.
Второй — любил всем на все указывать, дорогу показывать, звали его Указательный.
Третий — был самым высоким и сильным, звали его Средний.
Четвертый — любил украшения — колечки. Трудно ему было имя придумать, вот и прозвали его Безымянным.
А пятый — самый младшенький, самый маленький, звали его Мизинчик.
Пальчики были ленивые и непослушные. Рука сильно расстраивалась, но никак не могла сладить с пальчиками. Пошла она тогда совета у неба спросить: «Небо, Небо! Подскажи, да всю правду расскажи! Как детишек приучить, уму-разуму научить!»
Небо подумало и ответило:
«Ты, рука, не унывай — Зарядку делать заставляй. Как только первый луч проснется, На небе солнце улыбнется, Детишек сразу поднимай, На свежий воздух выгоняй. Побегать по траве пусти, Сама же ты руководи».
Далее зарядка. В конце:
«А теперь мы отдохнем и попить чайку пойдем, Будем весело играть: раз, два, три, четыре, пять!»
Зарядка для пальчиков:
Раз, два, три, четыре — это сделать нам по силе,
А теперь пойдем назад,
Братьев выведем на старт. [10]
Исследования проводились на базе школы-гимназии № 13 во 2 «в» классе.
Состав класса:
|
15. Исламова Д.Р. |
|
16. Магомаев М.М. |
|
17. Магомедов Т.М. |
|
18. Магомедова А.М. |
|
19. Махачев З.Г. |
|
20. Омарова М.С. |
|
21. Паркуева Ш.К. |
|
22. Рамазанов Р.К. |
|
23. Ханова А. А. |
|
24. Хурдаева А.Г. |
|
25. Муртазалиев М.Р. |
|
|
|
|
|
Дети повторяют в играх
то, к чему относятся с полным
вниманием, что им доступно
наблюдать и что доступно их
пониманию. Уже потому игра, по
мнению многих ученых, есть вид
развивающей, социальной
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [5]
В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко - игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей. “Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог, не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…” (К.Д. Ушинский). [23]
Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. [6]
Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно формирует способности учиться и развивает познавательную активность школьников. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом. [24]
Использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках психологии младших школьников является неотъемлемой частью учебного процесса.
Заключение
Игра – это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это средство воспитания. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития мыслительных процессов школьников.
Вся жизнь младших школьников связана с игрой, которая имеет большое значение в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание. Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между детьми. Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.
Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии личностных качеств ребёнка. Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувства меры и осторожности.
Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования.
При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.
Использование развивающих игр влияет на развитие мыслительных процессов в целом. Следовательно, применение игр и упражнений на уроках является эффективным способом развития детей.
Игра способствует:
Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.