Психология игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

На сегодня остаётся актуальной проблема использования развивающих игр на уроках психологии младших школьников. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в сельских школах, где особенно остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, но и в городских. Работа психолога в основном направлена на изучение личности младшего школьника, а не на развивающие игры в этом возрасте, которые, кстати, имеют огромное значение для ребёнка младшего школьного возраста. Изучением проблемы развивающих игр занимались выдающиеся деятели наук как зарубежные, так и отечественные.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава I Теоретическая значимость игры.
1.1. Игровая деятельность как предмет научного психолого-педагогического исследования…………………………………………4
1.2.Классификация развивающих игр…………………………………12
Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.
2.1. Изучение состояния использования развивающих игр на уроках психологи…………………………………………………………………18
2.2. Влияние игры на знания, умения и навыки в области психологии………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….32
Литература………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Пашаевой З.Р..docx

— 90.66 Кб (Скачать файл)

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Можно выделить две прямо противоположные позиции в понимании природы и содержания детской игры, в значительной мере определяющие педагогические рекомендации по организации и руководству ею. Согласно первой позиции, игра рассматривалась как инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (З.Фрейд, В.Штерн, А.Фрейд и др.). Этот подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребенка и рассматривал сюжетно-ролевую игру как своеобразное бегство ребенка от реальности в мир фантазий и воображения, как форму защитного поведения личности в направлении квазиреализации ее базовых мотивов и потребностей, ограниченных социальными нормами, правилами и запретами.

Согласно второй позиции, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно  эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит «идеальную форму» (Д.Б. Эльконин), образец-эталон  будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Здесь игра не разъединяет, а, напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и «взросления», подготовки ребенка к будущей жизни. [23]

    В отечественной психологии игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Игра социальна по своему происхождению, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, - социальна по содержанию, мотивам и функциям. Д.Б. Эльконин считал, что игра - это «воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми». Он высказал гипотезу, что в истории человечества сюжетно-ролевая игра возникает на определенной стадии развития общества. [11]

 Основу игры, по словам Л.С. Выготского, составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, для которых характерно расхождение видимого (реальных объектов и их значений) и смыслового поля (поля «присвоенных» в результате символизации значений). [23]

 

    1. Классификация развивающих игр.

Играми  нового типа и нового поколения являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при  всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

   Выделяют следующие виды развивающих игр:

  1. Игры, развивающие познавательные процессы.

Среди них можно выделить игры, направленные на развитие:

    • памяти,
    • мышления,
    • творческого мышления,
    • внимания, воображения,
    • ощущений,
    • речи,
    • восприятия;
  1. Игры, развивающие эмоционально-волевые процессы:
    • воля,
    • эмоции,
    • чувства,
    • повышение эмоционального фона,
    • создание положительного эмоционального фона;
  1. Игры, развивающие психические свойства:
    • Темперамент,
    • Характер,
    • Мотивация,
    • Потребности,
    • Способности.

Также необходимо отметить такие развивающие  игры, как игры направленные на:

  • повышение самооценки, 
  • эмпатию,
  • установление контакта,
  • развитие общительности,
  • нивелирование негативного влияния неформальных лидеров на групповое мнение,
  • разрушение ложных стереотипов,
  • развитие смекалки,
  • сообразительности,
  • навыков сопоставления фактов,
  • сохранение дистанцию в общении,
  • изучение интересов,
  • склонностей,
  • развитие мелкой моторики,
  • развитие фантазии,
  • установление тактильного контакта,
  • сплочение группы,
  • развитие наблюдательности,
  • умение выражать симпатию,
  • формирование умений,
  • развитие невербальных способов общения (мимика, пантомимика, жестикуляция).   

 

Также ещё  выделяются и авторские развивающие  игры. Среди них можно выделить игры, получившие широкую известность, как среди педагогов-воспитателей, так и среди родителей.

Авторские развивающие игры

Эти игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами и чаще всего носят имена своих создателей. В авторских развивающих играх удалось сочетать один из принципов обучения «от простого к сложному» с важным принципом  творческой деятельности «самостоятельно по способностям», поэтому ребенку удается достичь «потолка» своих возможностей в данном возрастном периоде. Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А во многие из этих игр играют даже взрослые.

Игры Лены Даниловой. (от 1 месяца) 

Эта серия игр разработана специально для детей первых лет жизни, в  том числе, и для самого раннего  возраста. Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены  из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку, малыш познает мир  на ощупь, ему нужны самые разнообразные  в этом плане ощущения. Игры развивают  зрение, слух, осязание, координацию движений, знакомят  с понятиями цвет, форма, размер.  В дальнейшем  внимание, память, начальные навыки счета. [12]

Игры Никитина Б.П. 

Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом  игр.адо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.

«Сложи узор» (с 1,5 лет). Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов.

«Кубики для всех» (с 2 лет). Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.  
 «Уникуб» (с 2 лет). Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление - нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика - шесть. Потом оказывается, что есть еще 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

«Дроби» (с 3 лет). Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит, например, половину яблока или его четверть. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт. Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях. Наглядное представление о дробном числе способствует более быстрому и легкому изучению часов и времени.

«Сложи квадрат» (с 3 лет). Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению.  
   Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения. [17]

Кубики Зайцева Н.А. (с 2 лет) 

"Кубики Зайцева" - уникальное  пособие для обучения чтению  с двух лет! Методика дает  хорошие результаты также в  работе с «особыми» детьми, имеющими  диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими,  слабослышащими и глухими.  
    Обучение проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит. 
Кубики различаются по цвету, объему (большие, маленькие, двойные), весу, по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.  
    Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объему и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведет к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий:

  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,

Методика  является   здоровье сберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза). [20] 
Логические блоки Дьенеша (с 1,5 лет)

Набор геометрических фигур, различающихся  по форме, цвету, величине и толщине. Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными  операциями и действиями, важными  как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. [15]

Счетные палочки Кюизенера (с 3 лет).

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко  обнаруживаются отношения эквивалентности  и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных  абстрактных понятий, возникающих  в мышлении ребенка естественно  как результат его самостоятельной практической деятельности.  
 Играя с палочками,  дети осваивают такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-нибудь",  "быть одного и того же цвета", "иметь одинаковую длину" и др. [21]

Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.

2.1. Изучение  состояния использования развивающих  игр на уроках психологии.

      Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, умений, навыков и опыта. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.[19]

     С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, и прежде всего с учителем.[24]

В этом возрасте дети с готовностью и  интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется  научиться правильно и красиво  писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.[18]

    Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. [19]

Информация о работе Психология игры