Психология игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

На сегодня остаётся актуальной проблема использования развивающих игр на уроках психологии младших школьников. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в сельских школах, где особенно остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, но и в городских. Работа психолога в основном направлена на изучение личности младшего школьника, а не на развивающие игры в этом возрасте, которые, кстати, имеют огромное значение для ребёнка младшего школьного возраста. Изучением проблемы развивающих игр занимались выдающиеся деятели наук как зарубежные, так и отечественные.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава I Теоретическая значимость игры.
1.1. Игровая деятельность как предмет научного психолого-педагогического исследования…………………………………………4
1.2.Классификация развивающих игр…………………………………12
Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.
2.1. Изучение состояния использования развивающих игр на уроках психологи…………………………………………………………………18
2.2. Влияние игры на знания, умения и навыки в области психологии………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….32
Литература………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Пашаевой З.Р..docx

— 90.66 Кб (Скачать файл)

   Для формирования логического мышления у младших школьников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. [16]

   Роль педагога-психолога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая младших школьников в игре, педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!     Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. [18]      

   Известный отечественный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его Собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоничном развитии с ним). [16]

    «Развивающие игры» написаны с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей. У детей развивается интерес к игровым занятиям. Учебным мотивам педагог придает игровой характер. Для повторения пройденного используются игровые упражнения, например: «Кто запомнит, сколько... ?», «Что изменилось?» и т. п. Коллективные игровые упражнения позволяют мобилизовать внимание детей, включить их в активную работу.    Знакомя детей с новым материалом, педагог опирается на ранее усвоенное. Изучение нового материала строится так: демонстрируя наглядные пособия, педагог объясняет новый материал. Затем некоторые дети выполняют задания под контролем педагога и других детей. Далее организуется их самостоятельная работа с наглядным материалом, которая завершается проверкой выполнения задания, выводами. Педагог помогает младшим школьникам осмыслить материал на основе сравнения, выделения существенных и второстепенных признаков, побуждает искать разные способы решения, поощряет инициативу, самостоятельность детей, подводит их к обобщению. [13]

   Постоянный контроль за ходом усвоения знаний, умений и навыков позволяет педагогу судить о том, как дети поняли, усвоили материал. Объясняя новый материал, педагог не спешит, дает детям возможность как можно лучше в нем разобраться. Повторение пройденного ведется в быстром темпе, с охватом при опросе как можно большего количества детей. [5]

Практическая  часть.

Исследования  проводились на базе школы-гимназии № 13 с учащимися 2 «в» класса.

 Практическая часть состоит из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-итогового этапов.

Констатирующий  этап.

На  данном этапе была поставлена следующая  задача

Выявить уровень развития мышления у учащихся 2 «в» класса.

   С этой целью в классе были  проведена методика «Оценка мышления».  Детям предлагались вопросы и  логические задачи, на которые  они могли ответить, если у  них хорошо развито действие  сравнения, операция анализа и  синтеза, обобщения, абстракции  и конкретизации. Причём, если  ребёнок не мог дать правильный  ответ, он её просто пропускал. Обработав данные, получили следующие результаты: процент правильных ответов составил 14,5%; неправильных - 41,7% и пропущенных - 43,8%.

 

Формирующий этап.

  На данном этапе была поставлена  цель: проводить развивающие игры на уроках психологии во 2 «в» классе в течении недели.

 

Контрольно-итоговый этап.

На  контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:

  1. Проследить динамику изменения уровня мышления после применения развивающих игр.
  2. Определить результат сформированности и проанализировать уровень развития мыслительных процессов у учащихся 2 «в» класса.
  3. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах.

  Обработав данные, получили следующие результаты: процент правильных ответов составил 60%; неправильных – 33,4% и пропущенных – 6,6%. Сопоставив результаты на констатирующем и контрольно-итоговом этапе видно, что уровень правильных ответов повысился. Высокие результаты обусловлены тем, что заметно снизился процент пропущенных ответов.

  В связи с этим учителю необходимо:

  1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
  2. Разработать систему уроков с использованием развивающих игр.
  3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

Таким образом, каждый учитель в своей деятельности должен использовать развивающие игры и упражнения. Для этого необходимо изучить индивидуальные особенности мышления детей, чтобы действие было целенаправленно.

В самом начале практической работы была проведена методика диагностики уровня мышления младшего школьника «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». 

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают  и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зелёная).

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).

(Правильный ответ — такой,  в котором указаны часы и  минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ — щенок  и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты,

выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе должны  быть указаны как минимум два  объясняющих их признака, например  то, что это — животное, умеющее  лазать по деревьям, имеющее мягкий  шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

(Правильный ответ: гвоздь, как  правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, пла' вание?

(Правильный ответ — это виды  спорта, виды физических упражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

(В правильном по существу  ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

(Возможные правильные ответы  — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак оплаты отправителем стоимости пересылки почтового Отправления).

 

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно  правильный, и в то же самое время  нельзя определенно сказать, что  он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться  в том, что ребенок правильно  понял сам вопрос. Например, не все  дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому, что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 

    Проводя диагностику, был выявлен низкий уровень развития мышления учащихся 2 «в» класса. Чтобы проследить динамику изменения мышления  данная методика была проведена повторно, но уже после проведения развивающих игр. При повторном проведении был выявлен средний уровень развития мышления учащихся 2 «в» класса. При регулярном проведении развивающих игр на уроках психологии можно добиться более оптимальных результатов.

 В ходе научного исследования были проведены следующие          развивающие игры:

  1. Игра «Что бывает...»

Цель: Развитие словарного запаса.

Описание  игры: Необходимо перечислить как можно больше предметов, которые могут быть: круглыми, синими, длинными, твердыми, высокими шершавыми, прозрачными, холодными, красными, широкими квадратными.

  1. Игра «Твоя загадка»

Цель: Развитие речи, воображения.

Описание  игры: Предложите ребенку придумать загадку, чтобы отгадкой было одно из следующих слов: лимон, дождь, кошка, глаза.

  1. Игра «Описания»

Цель: Расширение и активизация словаря на основе умении использовать прошлый опыт.

Описание  игры: Педагог просит ребенка описать яблоко глазами здорового человека и глазами больного человека.

  1. Игра «Сказочник»

Цель: Расширение и активизация детского словаря.

Описание  игры: Педагог предлагает ребенку на некоторое время стать сказочником и придумать сказку или рассказ со словами: кошка, мышка, молоко, норка, кувшин.

  1. Игра «Звуки перепутались»

Цель: Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую зрительную память.

Описание  игры: Ведущий читает веселые стихи, намеренно допуская ошибки в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звукам отличаются пары слов.

  • Нашла я в сливе ... кофточку,
  • Надела Соня ... косточку.
  • Созрел на дереве ... кафтан,
  • Зимой надену я ... каштан.
  • На дерево уселся ... граф.
  • Живет в красивом доме ... грач.
  • Зазеленели в парке ... детки,
  • И на прогулку вышли ... ветки,
  • В лесу летают летом ... кошки,
  • Охотятся на мышек ... мошки.
  • Когтистые у киски ... тапки,
  • У Вики новенькие ... лапки.
  • Далеко идти мне ... пень,
  • Лучше сяду я на ... лень.  [1]

 

А также  упражнения:

  1. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Информация о работе Психология игры