Психология игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

На сегодня остаётся актуальной проблема использования развивающих игр на уроках психологии младших школьников. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в сельских школах, где особенно остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, но и в городских. Работа психолога в основном направлена на изучение личности младшего школьника, а не на развивающие игры в этом возрасте, которые, кстати, имеют огромное значение для ребёнка младшего школьного возраста. Изучением проблемы развивающих игр занимались выдающиеся деятели наук как зарубежные, так и отечественные.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава I Теоретическая значимость игры.
1.1. Игровая деятельность как предмет научного психолого-педагогического исследования…………………………………………4
1.2.Классификация развивающих игр…………………………………12
Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.
2.1. Изучение состояния использования развивающих игр на уроках психологи…………………………………………………………………18
2.2. Влияние игры на знания, умения и навыки в области психологии………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….32
Литература………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Пашаевой З.Р..docx

— 90.66 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

Глава I Теоретическая значимость игры.

1.1. Игровая деятельность как предмет  научного     психолого-педагогического исследования…………………………………………4

1.2.Классификация развивающих игр…………………………………12

Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.

2.1. Изучение состояния  использования развивающих игр  на уроках психологи…………………………………………………………………18

2.2. Влияние игры на  знания, умения и навыки в области  психологии………………………………………………………………..30

 

Заключение……………………………………………………………….32

Литература………………………………………………………………..36

 

                                     Введение

    На сегодня остаётся актуальной проблема использования развивающих игр на уроках психологии младших школьников. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в сельских школах, где особенно остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, но и в городских. Работа психолога в основном направлена на изучение личности младшего школьника, а не на развивающие игры в этом возрасте, которые, кстати, имеют огромное значение для ребёнка младшего школьного возраста.                Изучением проблемы развивающих игр занимались выдающиеся деятели наук как зарубежные, так и отечественные.

Среди них: Аксёнова Е.Н., Амонашвили Ш.А., Андрушенко Т.Ю., Бойтендайк, Булатов В.М., Бюлер К., Выготский Л.С., Гарунов Э.Г., Гросс К., Данилова Л., Доронина Т.Н., Калугин М.А., Леонтьев А. Н., Литвиненко А.Ю., Махмутов М.И., Никитин Б.П., Пиаже Ж., Штерн В., Шиллер Ф., Эльконин Д.Б. и многие другие.

 

Цель работы: раскрыть сущность развивающих игр,  определить их роль и влияние в младшем школьном возрасте.

Объектом психолого-педагогического исследования выступает учебно-воспитательный процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования - развивающие игры в образовательном процессе младших школьников.

Выдвигается следующая гипотеза: Предполагалось, что уроки психологии будут эффективными если:

  1. Игра – преобладающий вид деятельности ребёнка  младшего школьного возраста на уроке психологии;
  2. Активным участником игры будет педагог.

 

 

  Задачи, решаемые в ходе работы:

  1. Изучение экспериментальным путём процесс использования развивающих игр в начальной школе;
  2. Выявить особенности влияния развивающих игр на знания, умения и навыки младших школьников.

  Методы исследования: анализ источников, развивающие игры и упражнения, эксперимент. Преимущественно преобладают игровые методы работы.

База исследования: 2 класс школы-гимназии №13 г. Махачкалы.

 

 

Глава 1. Теоретическая значимость игры.

    1. Игровая деятельность как предмет научного психолого-педагогического исследования.

     Игра – это вид деятельности в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением. [1]

   Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны и высшим животным. [11]

     Игра изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела.  Происхождение игры связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов «Письма без адреса»). [22]

Игра  хранит  и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных  ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности народов, сложившийся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существует большое разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры. Г.С. Спенсер, считал, что игра – есть способ расходования ребёнком излишков энергии; К. Гросс, считал, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности; Д. Дьюи, доказывал, что игра – есть реализация ребёнком видов поведения, приобретённых на основе инстинктов подражания. Л.С. Выготский утверждал, что игра выражает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все учёные, утверждающие, что игра – это важнейшее средство развития мышления детей. [11]

     Игра – это развивающая деятельность и форма жизнедеятельности, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И всё же игра – это работа, считал Януш Корчак, в которой нет слов «надо» и «не надо». К.Э. Циолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины никому неизвестные».[9]

    Проблема использования игр в обучении возникла уже давно. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века.[11]

    Выдающийся исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.[23]

     Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».[16]

   Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. [11]

    Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. [15]

   Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. [11]

А что игра даёт детям?

    • Игра снимает напряжение, в котором пребывает ребёнок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
    • Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
    • Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
    • Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
    • Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
    • Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
    • Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
    • Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
    • Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
    • Стойкий интерес к литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир необходимо предварительно ознакомится с другими мирами.
    • Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. [13]

    Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. [16]

    Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла. [2]

   Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Д.Б. Эльконин в приложении к книге «Психология игры» приводит выдержки из записок-конспекта Л.С. Выготского, в которых звучит вопрос: «Игра - преобладающий или ведущий тип деятельности? Может быть, она только зеркало процессов, совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изучаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучать предмет». [23]

    Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» в этом случае следует не на саму игру - ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей - это отражение мира, созданного взрослыми. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем малышей спать, покупаем для них такие игрушки, это мы создаем и смотрим такие телепередачи и видеофильмы... Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих их взрослых. Давайте же наберемся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять...[1]

Сюжеты игр детей меняются постоянно - в зависимости оттого, что в  это время смотрят по телевизору взрослые (помните, дети играли «в мушкетеров», потом - «в Верховный Совет», потом - «в рабыню Изауру», «в Марианну» и т.д.), и какие мультфильмы показывают для них самих (в играх появились черепашки с именами художников эпохи Возрождения, спасатели Чип и Дейл, Сильвермун и т.п.). Вслед за нами дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в космонавтов и полярников... «Я пришел из детства, как из страны», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Нам, педагогам, нужно чаще думать, какими красками мы рисуем страну дошкольного детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за его отражение.[11]

Информация о работе Психология игры