Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:53, курсовая работа
На сегодня остаётся актуальной проблема использования развивающих игр на уроках психологии младших школьников. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в сельских школах, где особенно остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, но и в городских. Работа психолога в основном направлена на изучение личности младшего школьника, а не на развивающие игры в этом возрасте, которые, кстати, имеют огромное значение для ребёнка младшего школьного возраста. Изучением проблемы развивающих игр занимались выдающиеся деятели наук как зарубежные, так и отечественные.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I Теоретическая значимость игры.
1.1. Игровая деятельность как предмет научного психолого-педагогического исследования…………………………………………4
1.2.Классификация развивающих игр…………………………………12
Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.
2.1. Изучение состояния использования развивающих игр на уроках психологи…………………………………………………………………18
2.2. Влияние игры на знания, умения и навыки в области психологии………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….32
Литература………………………………………………………………..36
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретическая значимость игры.
1.1.
Игровая деятельность как
1.2.Классификация развивающих игр…………………………………12
Глава II Экспериментальное изучение игры в образовательном процессе младших школьников.
2.1. Изучение состояния
использования развивающих игр
на уроках психологи……………………………
2.2. Влияние игры на
знания, умения и навыки в области
психологии……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
На сегодня остаётся актуальной проблема использования развивающих игр на уроках психологии младших школьников. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в сельских школах, где особенно остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, но и в городских. Работа психолога в основном направлена на изучение личности младшего школьника, а не на развивающие игры в этом возрасте, которые, кстати, имеют огромное значение для ребёнка младшего школьного возраста. Изучением проблемы развивающих игр занимались выдающиеся деятели наук как зарубежные, так и отечественные.
Среди них: Аксёнова Е.Н., Амонашвили Ш.А., Андрушенко Т.Ю., Бойтендайк, Булатов В.М., Бюлер К., Выготский Л.С., Гарунов Э.Г., Гросс К., Данилова Л., Доронина Т.Н., Калугин М.А., Леонтьев А. Н., Литвиненко А.Ю., Махмутов М.И., Никитин Б.П., Пиаже Ж., Штерн В., Шиллер Ф., Эльконин Д.Б. и многие другие.
Цель работы: раскрыть сущность развивающих игр, определить их роль и влияние в младшем школьном возрасте.
Объектом психолого-педагогического исследования выступает учебно-воспитательный процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования - развивающие игры в образовательном процессе младших школьников.
Выдвигается следующая гипотеза: Предполагалось, что уроки психологии будут эффективными если:
Задачи, решаемые в ходе работы:
Методы исследования: анализ источников, развивающие игры и упражнения, эксперимент. Преимущественно преобладают игровые методы работы.
База исследования: 2 класс школы-гимназии №13 г. Махачкалы.
Глава 1. Теоретическая значимость игры.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением. [1]
Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны и высшим животным. [11]
Игра изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. Происхождение игры связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов «Письма без адреса»). [22]
Игра хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности народов, сложившийся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существует большое разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры. Г.С. Спенсер, считал, что игра – есть способ расходования ребёнком излишков энергии; К. Гросс, считал, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности; Д. Дьюи, доказывал, что игра – есть реализация ребёнком видов поведения, приобретённых на основе инстинктов подражания. Л.С. Выготский утверждал, что игра выражает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все учёные, утверждающие, что игра – это важнейшее средство развития мышления детей. [11]
Игра – это развивающая деятельность и форма жизнедеятельности, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И всё же игра – это работа, считал Януш Корчак, в которой нет слов «надо» и «не надо». К.Э. Циолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины никому неизвестные».[9]
Проблема использования игр в обучении возникла уже давно. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века.[11]
А что игра даёт детям?
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. [16]
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Д.Б. Эльконин в приложении к книге «Психология игры» приводит выдержки из записок-конспекта Л.С. Выготского, в которых звучит вопрос: «Игра - преобладающий или ведущий тип деятельности? Может быть, она только зеркало процессов, совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изучаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучать предмет». [23]
Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» в этом случае следует не на саму игру - ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей - это отражение мира, созданного взрослыми. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем малышей спать, покупаем для них такие игрушки, это мы создаем и смотрим такие телепередачи и видеофильмы... Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих их взрослых. Давайте же наберемся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять...[1]
Сюжеты игр детей меняются постоянно - в зависимости оттого, что в это время смотрят по телевизору взрослые (помните, дети играли «в мушкетеров», потом - «в Верховный Совет», потом - «в рабыню Изауру», «в Марианну» и т.д.), и какие мультфильмы показывают для них самих (в играх появились черепашки с именами художников эпохи Возрождения, спасатели Чип и Дейл, Сильвермун и т.п.). Вслед за нами дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в космонавтов и полярников... «Я пришел из детства, как из страны», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Нам, педагогам, нужно чаще думать, какими красками мы рисуем страну дошкольного детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за его отражение.[11]