Психологические особенности творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоритически изучить психологические аспекты влияния Интернет - зависимости на личность подростка. В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет - зависимости.
3. Выявить значение связи Интернет - зависимости с психологическими свойствами личности подростка.
4.Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность подростка.
Объект: Дети подросткового возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
I.Теоритические аспекты зависимости в психологии………………........
1.1.Понятие аддиктивного поведения…………………………………….
1.2.Виды и формы аддиктивного поведения………………………………
1.3.Понятие и критерии Интернет - зависимости как вида аддикции……


II.Изучение Интернет - зависимости у подростков………………………
2.1.Психологические особенности подростков……………………………
2.2.Причины формирования зависимости от интернета у подростков…
2.3.Профилактика Интернет - зависимости………………………………


Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА))).docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

Интернет-аддикция почти  единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных  составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом [3, с.95].

Рассмотрим конкретные разновидности  опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести  к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:

 

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная [4, с.16].

Перечисленные последствия  применения информационных технологий в виде глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали  предметом фундаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер постановки проблемы.

Хакерство.  Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство [8,с.26]. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.

Посвященных данному феномену психологических исследований практически  нет. Масс-медиа предлагают считать  наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно  сказать, что хакерство можно  рассматривать как негативное направление  личностного развития подростка.

Деятельность хакеров  подчиняется как познавательной мотивации, так и целому ряду других мотивов, среди которых корысть, стремление добиться признания своих  способностей, выразить себя, получить от общества то, что оно задолжало  и т.д. Исходя из этого, можно сделать  вывод, что в своих крайних  проявлений хакерство является негативной личностной аномалией.

По мнению Дж. Маркофа  и К. Хефнер (1996), хакеры - это, как  правило, люди с какими-либо недостатками: упоминаются излишняя полнота, детство  в неполной семье, знакомство с наркотиками, отсутствие полноценного общения со сверстниками и со взрослыми и т.д. Если это так, то может быть высказано предположение, согласно которому увлечение информационными технологиями и хакинг служат компенсацией своих недостатков [23,с.21 - 22]. Расхожим местом стало убеждение о полной асоциальности хакеров: они одиноки и не понимают других, лишены эмпатийности в общении, не сопереживают своим собеседникам, не умеют завязывать контакты, а при реализации хакерских замыслов не отдают себе отчета в последствиях. Если это действительно так, то речь может идти о недостаточной выраженности потребности в общении; о несформированности коммуникативных навыков; об инфантилизме как неготовности понимать последствия своих поступков; о несформированности моральной сферы личности; об индивидуальной системе ценностей, расходящейся с общепринятой и т. п. [8,с.44].

 Таким образом, данная  деятельность способствует формированию  именно таких наклонностей у  подростков, так как в этом  возрасте они наиболее чувствительны  к подобного рода влияниям.

Игровая деятельность. Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами [20, с.114].

Одной из наименее ясных  проблем является принципиальная возможность  переноса виртуального опыта в реальную жизнь. Например, когда игроки постепенно принимают на себя роль своего игрового персонажа. Опираясь на имеющиеся материалы, можно утверждать, что очевидные  проявления переноса у игроков могут  носить негативный (уход в иллюзорную виртуальность взамен активного  преобразования реальности или адаптации  к ней) характер. Например, попытка  игроков идентифицировать себя с  агрессивным персонажем может переноситься в реальный мир, в реальные отношения [24,с.135].

Особый интерес представляет собой такое явление, как "игры с идентичностью" или экспериментирование  с самопрезентированием, опирающееся  на фундаментальное свойство Интернета, задающее ситуацию безопасности - анонимность. Живя жизнью своего героя, игроки могут  настолько включаться в виртуальную  жизнь, что забывают о реальной. Это  может вызвать зависимость или  сказаться на здоровье и психическом  состоянии: появляются бессонница, раздражительность, невнимательность, повышенная утомляемость. Общаясь от лица своего персонажа  с другими, игроки начинают хуже распознавать реальные человеческие эмоции [17,с.15].

Коммуникативная деятельность в Интернете. Р.Ф. Теперик (Москва) выделяет следующие нарушения общения при Интернет - зависимости. Они проявляются в виде нарушения эмоционального компонента общения, снижения способности улавливать эмоциональное состояние партнера и снижения способности распознавать невербальные аспекты коммуникации [3,с.7].

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. В настоящее время  происходит интенсивное экспериментирование  с анонимностью, от предельного самораскрытия  с элементами эксгибиционизма и/или  аггравации до обмана, склонности к  манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [13,с.24].

       Таким образом, интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Профилактика интернет - зависимости у подростков

 

Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную  классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических  расстройств), Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, "интернетомания" приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается наших детей.

Признаки и симптомы психологической  зависимости от Интернета уже  известны и были рассмотрены нами. Сегодня специалистам образовательной  среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости  и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников, с помощью которых можно диагностировать Интернет-зависимость.

Ассистент кафедры психологии Самарского государственного университета Павлова Елена Александровна  в своем докладе "О необходимости  и возможностях профилактики Интернет - зависимости у учащихся" предложила профилактическую программу [27]. Профилактическая программа, по мнению автора, должна быть направлена не только на группу Интернет-зависимых, но и на всех учащихся школы, она должна быть универсальна. Целью программы должны являться: развитие у школьников коммуникативных навыков, ответственности; сплочение ученической группы.

В задачи программы, предложенной Павловой Е.А., входит проведение психогимнастических  упражнений, систематических тренингов  общения, личностного роста, совместных походов с обязательным участием школьного психолога.

Но наибольшая ответственность  в вопросе обеспечения безопасности детей в Интернете лежит на их родителях. Они должны быть информированы  о том, какие опасности ожидают  их детей в сети. Специалистами  даются практические рекомендации для  родителей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Все выше сказанное позволяет  сделать вывод, что средний пользователь в киберпространстве становится моложе с каждым годом. Растет число  подростков, практически живущих  второй жизнью в киберпространстве. Давно известно, что некоторые  сетевые игры делают подростков более  агрессивными, становятся причиной того, что тинейджеры все больше отрываются от реальной жизни и смотрят на мир все более пессимистично [7,с.12].

 Если пользование компьютером  в школе и вне ее не будет  организовано с учетом культуры  и традиций общества, то среди  молодежи начнут распространяться  дурные привычки и поведенческие  расстройства. Современная жизнь  тяжела, и родители должны быть  проинформированы о "заднем плане" многих сетевых операций, кажущихся безвредными на первый

       С помощью Интернета подростки удовлетворяют свои базовые потребности, а именно социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации). Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.

Очевидно, что основной группой  риска для развития рассматриваемой  патологии в России являются подростки. Это связано со спецификой данного  возраста. Психологически этот возраст  чрезвычайно сложен и противоречив. Эпоха подростничества - возрастной этап, связанный с наиболее глубокими  изменениями в мотивационно-потребностной  сфере личности, когда особенно остро  раскрывается стремление ребенка к  оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе [25, с. 202].

 Такие особенности  личности Интернет - зависимых подростков как проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир, по всей видимости, способствуют как вовлечению в Интернет-аддикцию, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации [20, с.27]. Не маловажную роль в этом играет и внутрисемейный стиль воспитания. Следует не забывать, что за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо психические отклонения.

 Многими специалистами  понимается вся проблема данного  вопроса. Изучения ведутся, и  уже разработаны профилактические рекомендации.

Колосова в своей статье предлагает следующие рекомендации по профилактике Интернет – аддикции:      

  • Использование в большей степени реального мира для расширения    социальных контактов.
  • Определение своей цели в реальном мире. Поиск реальных путей быть тем, кем хочется.
  • Восприятие компьютера как всего лишь инструмента, усиливающего способности, и ни в коем случае не как заменителя жизненной цели.
  • Внесение в настоящую жизнь большее количество положительных событий и поступков.
  • Выбор собственных четких взглядов и убеждений.
  • Избегание лживости и анонимности в виртуальной реальности.
  • Контролирование собственного времени и времени, проведенного за компьютером.

Так как Интернет – зависимость  понятие новое, можно сказать, что  проблема терапии не разработана  в полной мере. Сегодня лечение  проводится по аналогии с химическими зависимостями. Количество пользователей сетью растет с каждым днем. Тенденция зависимости возрастает. Поэтому проблема профилактики стоит очень остро. Лучшей профилактикой на данный момент является информированность, а также разумная оценка своих действий [29,c.7 - 8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе поставлен  вопрос о направлениях изменения  личности подростка, у которого в  процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость  от киберпространства. Приведенные  примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован  для ухода в некий виртуальный  мир, в котором трудности и  проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей  Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к  негативному преобразованию личности подростка.

Таким образом, подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

1. При возникновении Интернет-зависимости  можно говорить о следующих  видах культурной и психологической  трансформации личности подростка:

1.1 Интернет-аддикция приводит  к искаженному восприятию собственной  личности и искажению восприятия  объективной реальности, что обязательно  приводит к социально-трудовой  дезадаптации, препятствует формированию  дифференцированных и адекватных  представлений о себе;

1.2 при возникновении Интернет-аддикции  происходит перенос полюса коммуникативной  активности из реальных условий  социума в сеть, что неизбежно  ведет к аутизации больного, который  начинает хуже распознавать реальные  человеческие эмоции;

1.3 под влияние Интернета  происходит девальвация нравственности  подростка;

1.4 игровая зависимость  может делать подростка более  агрессивным, что откладывает  отпечаток на их взаимоотношения  с социумом.

2. Следует помнить, что негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Зачастую Интернет-зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем подростка. Следовательно, Интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности.

Информация о работе Психологические особенности творческой личности