Психологические особенности творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоритически изучить психологические аспекты влияния Интернет - зависимости на личность подростка. В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет - зависимости.
3. Выявить значение связи Интернет - зависимости с психологическими свойствами личности подростка.
4.Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность подростка.
Объект: Дети подросткового возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
I.Теоритические аспекты зависимости в психологии………………........
1.1.Понятие аддиктивного поведения…………………………………….
1.2.Виды и формы аддиктивного поведения………………………………
1.3.Понятие и критерии Интернет - зависимости как вида аддикции……


II.Изучение Интернет - зависимости у подростков………………………
2.1.Психологические особенности подростков……………………………
2.2.Причины формирования зависимости от интернета у подростков…
2.3.Профилактика Интернет - зависимости………………………………


Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА))).docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

 

Введение…………………………………………………………………….

 I.Теоритические аспекты зависимости в психологии………………........

1.1.Понятие аддиктивного  поведения…………………………………….

1.2.Виды и формы аддиктивного поведения………………………………

1.3.Понятие и критерии  Интернет - зависимости как вида аддикции……

 

 

II.Изучение Интернет - зависимости у подростков………………………

2.1.Психологические особенности подростков……………………………

2.2.Причины формирования  зависимости от интернета у подростков…

2.3.Профилактика Интернет - зависимости………………………………

 

 

Заключение…………………………………………………………………

 

Список использованных источников………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Хотя и довольно трудно переоценить все удобства, связанные с возможностью использования компьютеров и Интернет – ресурсов, с ними в нашу жизнь входят и новые проблемы. Ведь любое явление имеет свою оборотную сторону. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.

     В данной работе изучается проблема интернет - зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [21, с. 191]. Любая зависимость в подростковом возрасте формируется в 3 – 4 раза быстрее, чем у взрослых.  Последние факты, ставшие известными ученым, свидетельствуют о том, что чаще всего жертвами данного вида расстройства становятся подростки. Именно в этом возрасте, когда жизненные интересы еще не сформировались, а потребность в новой информации очень высока, человек склонен проводить максимум времени во всемирной паутине. В Беларуси по данным пресс – конференции, которая проходила 9 сентября 2010 года, заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя» отмечает, что регистрируются единичные случаи Интернет – зависимости у подростков. Однако об этой проблеме нужно говорить уже сейчас. Актуальность исследования психологических последствий Интернет - зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет - зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет - зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

        Цель исследования: теоритически изучить психологические аспекты влияния Интернет - зависимости на личность подростка.

       В связи с этим можно поставить следующие задачи:

1. Выяснить степень разработанности  проблемы в литературе.

2. Теоретически исследовать  психологические характеристики  Интернет - зависимости.

3. Выявить значение связи  Интернет - зависимости с психологическими свойствами личности подростка.

4.Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность подростка.

Объект: Дети подросткового возраста.

Предмет: Интернет - зависимость в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

    1.   Теоретические аспекты изучения зависимости в психологии

 

1.1.Понятие аддиктивного поведения

 

   Аддиктивное поведение  – одна из форм отклоняющегося  поведения с наличием стремления  к уходу от реальности путем   искусственного изменения своего  психического состояния, путем  злоупотребления различными веществами  или постоянной фиксацией внимания  на определенных видах деятельности, направленных на развитие и  поддержание интенсивных эмоций [17, с.3].

      Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходится принимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г. Селье, говоря об адаптации, пишет: «Большая способность к приспособлению, или адаптации, – вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу». «Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни». «Есть два способа выживания: борьба и адаптация».

        Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации [17,с.82].

Зависимое поведение тождественно аддиктивному. Оно представляет собой  серьезную социальную проблему, поскольку  в выражженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространеннный вид дивиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения  удовлетворения  или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость  от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям, супругам. В некоторых случаях наблюдаются нарушения нормальных отношений зависимости. Склонность к чрезмерной зависимости порождает зависимое поведение.

Зависимое поведение, таким  образом, оказывается тесно связанным  как со злоупотреблением  со стороны  личности чем-то или кем-то, так и  с нарушениями ее потребностей [2, с.25].

Аддиктивное поведение является ущербно – адаптативным в усложняющихся  условиях современной жизни. Аддикция – это несовершенный способ  приспособления к слишком сложным для индивида условиям  деятельности и общения. Аддикцию можно рассматривать как попытку бегства из реальности в некое соседнее смысловое пространство [3,с.4].

Зависимость – это постоянный выбор в сторону действий, которые  разрушают жизнь человека. Он действует  только так, как требуется ему. Это потеря контроля над своим поведением, то, что человек постоянно делает, чтобы убежать от неприятной реальности. Причем такое бегство не изменяет эту реальность. Оно только усугубляет со временем переживания человека и его положение в этой реальности [3,с.258].

       Человеческая  жизнь проявляется в поведении  и деятельности. Сложное взаимопереплетение  этих форм активности часто  приводит к тому, что их под  частую сложно разграничить. Тем  не менее, существенные их различия  очень важны. Человеку свойственно  рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие  характер поведения, определяются  интеллектуальным "высвечиванием"  существующих между предметами  связей и отношений.

       Многие  наши поступки и особенности  поведения со временем становятся  привычками, то есть автоматическими  действиями, автоматизмами. Автоматизируя  наши действия, привычка делает  движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного  внимания, с которым совершаются  действия.

      С.Л. Рубинштейн  отмечал, что образование привычки  означает появление не столько  нового умения, сколько нового  мотива или тенденции к автоматическим  действиям. Другими словами, привычка  – это действие, выполнение которого  становится потребностью. Приобретение  привычки с физической точки  зрения есть не что иное, как  образование в мозговых структурах  устойчивых нервных связей, отличающихся  повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей  служит основой более или менее  сложных форм поведенческих актов,  которые И.П. Павлов называл  динамическими стереотипами. В комплексе  нервных структур, обеспечивающих  привычный образ действий, как  правило, включаются и механизмы  эмоционального реагирования. Они  вызывают эмоционально положительные  состояния в период реализации  привычек и, напротив, рождают  отрицательные переживания в  обстоятельствах, мешающих ее  осуществлению.

      Учитывая  важное свойство нервной системы  легко формировать и закреплять  привычки, даже если они являются  ненужными или вредными (курение,  азартные игры и т.п.), можно  смело утверждать, что процесс  рассудочного управления привычками  есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно  наносящие ущерб здоровью организма,  со временем начинают восприниматься  как нормальное явление, как  нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением  заключается в том, чтобы вовремя  заметить предпосылки к образованию  ненужной или вредной привычки  и устранить и, дабы не оказать  у нее в плену, в плену  аддиктивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и формы  аддиктивного поведения

 

       Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы. Рассмотрим немного подробней отдельные формы аддиктивного поведения. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция – компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание) [15,c.68].

Алкоголизм. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально – экономических последствий.

Началом развития алкогольной  аддикции может стать первая встреча  с алкоголем, когда опьянение  сопровождают интенсивные эмоциональные  переживания. Они фиксируются в  памяти и провоцируют повторное  употребление алкоголя. Символический  характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость  приема алкоголя с целью достичь  определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти  ощущения, как правило, кратковременны. Они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим  дискомфортом. Появление такого состояния  является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его воспроизведению, для чего усиленно прибегает к алкоголю [18].

Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики (марихуановый ряд). Они быстро вызывают психологическую зависимость: ощущение кайфа, усиление воображения, физической активности, философствование. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества в виде ингалянтов (кокаин, экстази) и в виде внутривенных инъекций (героин), почти сразу же вызывающих физическую зависимость. Но не всегда путь "от марихуаны к героину и так далее вовсе не обязательное явление, часто дело начинается с алкоголя, сразу с героина или других наркотиков или марихуана так и остается "наркотиком на всю жизнь". Длительный приём марихуаны и многих других веществ (мескалин, ЛСД и др.) провоцируют психические заболевания. Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность. Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков [17].

Информация о работе Психологические особенности творческой личности