Психологические особенности творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоритически изучить психологические аспекты влияния Интернет - зависимости на личность подростка. В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет - зависимости.
3. Выявить значение связи Интернет - зависимости с психологическими свойствами личности подростка.
4.Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность подростка.
Объект: Дети подросткового возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
I.Теоритические аспекты зависимости в психологии………………........
1.1.Понятие аддиктивного поведения…………………………………….
1.2.Виды и формы аддиктивного поведения………………………………
1.3.Понятие и критерии Интернет - зависимости как вида аддикции……


II.Изучение Интернет - зависимости у подростков………………………
2.1.Психологические особенности подростков……………………………
2.2.Причины формирования зависимости от интернета у подростков…
2.3.Профилактика Интернет - зависимости………………………………


Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА))).docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

        Характерные черты подростков - пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов - сочетаются, однако, с разбросанностью, бессистемностью в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют  на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно при анализе умственных способностей «трудных» подростков. Уровень интеллекта, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В тоже время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интеллекте «трудного» подростка, основанное только на средних показателях, без учета его специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным.

        Подростковый  возраст характеризуется выраженной эмоциональный неустойчивостью, резкими колебаниями  настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным  состояниям. Бурные аффективные  реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными.

        Пик  эмоциональной неустойчивости у  мальчиков приходится на 11-13 лет,  у девочек – на 13-15 лет. В  старшем подростковом возрасте  фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко  способствует возникновению депрессивных состояний.

        Подростки  по сравнению с детьми более  целеустремленны, настойчивы, однако  эти качества часто проявляются  односторонне.

        Для  подросткового возраста характерно  попеременное  проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность  и безапелляционностью  в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью (Г.Е.Сухарева, 1974; А.Е.Личко, 1983,1999 и др.).

        Проблема  формирования личности подростка - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И.С. Кон (1979) обоснованно подчеркивает, что, говоря о личности подростка, «мы должны постоянно иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также: 1) общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит; 2) его социально-экономическое положение; 3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие, и особенности его поколения (когорты); 4) его пол и 5) его индивидуально-топологические свойства».

        Наблюдения  показывают, что переход от  детства   к взрослости бывает тем труднее,  чем значительнее различаются  требования, предъявляемые обществом  к ребенку и к взрослому.  Во многих экономически слаборазвитых  странах эта разница в требованиях невелика, а потому переход от детства к зрелости происходит исподволь, плавно, малозаметно. В то же время в большинстве цивилизованных стран требования к нормам поведения детей и взрослых не только более высоки, но, главное, очень противоречивы. Так, если ребенок бесправен и от него требуется максимум покорности, то от взрослого, наоборот, максимум инициативности и самостоятельности, ребенка ограждают от вопросов секса, в то же время в жизни взрослых он играет важную роль и т.д.

        Личность  качества неодинаковы у подростков, живущих в большом городе и в деревне, учащихся в школе и работающих на производстве.

        Понятие  о норме поведения у современных  подростков иные, чем у их сверстников,  взрослевших в годы  гражданской  или Великой Отечественной войн. Психологи часто говорят о  «среднем», или «типичном», подростке,  но «среднестатистического», «нормального»  подростка вообще не существует, точно так же, как нет двух  одинаковых подростков.

        Таким  образом, возрастная психология, наряду с этнокультурными, социально-экономическими  и историческими характеристиками  общества, в котором формируется человеко, должна учитывать дифференциально-психологические и прежде всего половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростка [16,с.6 - 9].  

        Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте в основном происходит формирование характера и других основ личности.

Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослости. Все стороны  развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые  психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности  личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними [22,с.23 - 24].

Эти обстоятельства – переход  от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают полростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

Подростковому возрасту свойственны  специфические особенности реагирования на различные внешние воздействия  и нарушения поведения , которые могут быть как проявлением психического заболевания, так и свойством характера вполне здоровых молодых людей. Чаще всего такие нарушения свойственны подросткам с акцентуациями характера (А.Е. Личко, 1985).

Акцентуации характера – это крайнее состояния его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим [20,с.74].

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей характера, растущих людей, а также внутренних и внешних условий его формирования, могут возникнуть ситуации, нарушающие нормальный ход развития личности в целом.

       Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [25,с.172].

Для каждого возрастного  периода характерен ведущий тип  деятельности, и именно он оказывает  существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового  возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в  большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной  сфере личности подростка, реализуется  его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности [14, с.234]. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека [14,с.118].

Подростковый возраст  относится к критическому периоду  психического развития. Остро протекающий  психический перелом обусловливает  его исключительную сложность и  противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются  с точки зрения возможности нарушения  нормального хода развития, а в  психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличие от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [25, C.183].

Известно, что важнейшим  психологическим новообразованием данного возраста является становление  самосознания. Важным признаком, характеризующим  самосознание подростка, считается  чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений [25,с.197].

Итак, психологические особенности  возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями  и образом жизни подростка, воспитанием  и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой  деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Причины формирования зависимости от интернета у подростков

 

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических  и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации) [5, C.33].

Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило  определить круг потребностей, которые  подростки удовлетворяют с помощью Интернета .      Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.

Будет не лишним повторить  простые и хорошо известные аспекты  взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время  в таком странном и необычном  месте, как киберпространство.

Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.

Интимность и  принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

Сепарация от родителей  и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.

Известно, что психология подросткового возраста тесно связана  с проблемой "отцов и детей". По результатам исследований Р.Ф. Теперик  в семьях подростков, характеризующихся  патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер -, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников .

Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный  и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и  друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда  они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций, и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве.

Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы  риска формирования Интернет-зависимости  связаны со следующими личностными  особенностями подростков: склонностью  к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью  и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска[17,с. 6 -8] .Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [5, с.36].

Информация о работе Психологические особенности творческой личности