Психологические особенности творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоритически изучить психологические аспекты влияния Интернет - зависимости на личность подростка. В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет - зависимости.
3. Выявить значение связи Интернет - зависимости с психологическими свойствами личности подростка.
4.Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность подростка.
Объект: Дети подросткового возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
I.Теоритические аспекты зависимости в психологии………………........
1.1.Понятие аддиктивного поведения…………………………………….
1.2.Виды и формы аддиктивного поведения………………………………
1.3.Понятие и критерии Интернет - зависимости как вида аддикции……


II.Изучение Интернет - зависимости у подростков………………………
2.1.Психологические особенности подростков……………………………
2.2.Причины формирования зависимости от интернета у подростков…
2.3.Профилактика Интернет - зависимости………………………………


Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА))).docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

Прием лекарственных  средств в дозах, превышающих  терапевтические. Приём транквилизаторов (элениум, реланиум и др.) приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов. Появляется ряд нарушений состояния: сонливость, трудности с концентрацией внимания, рассеянность (в связи с этим существует риск оказаться жертвой несчастного случая), подёргивание мышц рук и лица. Состояния такого рода иногда неправильно диагностируются. Злоупотребление снотворными (барбитуратами) вызывает психоорганический синдром: головные боли, нарушение памяти, плохая переносимость жары и душных помещений, головокружения, нарушения сна, явления потери контроля над дозой приёма, вследствие чего человек может погибнуть [15,c.87 – 88].

Психотропные препараты (психоделики) привлекают тем, что резко усиливается восприятие, особенно зрительное. Эти препараты быстро вызывают длительные изменения: иллюзии, галлюцинации, чувство того, что долго тянется время, повышенное настроение, резкая смена настроения [20,c.46 – 47].

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляются и детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние "напоминающее опьянение, головокружение "взлёта", повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций". Вдыхание паров органических растворителей (бензин, аэрозоли, растворители, эфир, хлороформ, клеи и т. д.) вызывает "необратимые тяжелые поражения внутренних органов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам". Возможны случаи смерти во время вдыхания в результате паралича дыхательного центра, асфиксии. Регулярные употребления приводят к стойким психическим нарушениям: ухудшение памяти, нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение сообразительности, задержка развития умственных способностей. Употребление ингалянтов сопровождается низкой успеваемостью, нарушением дисциплинарных норм, агрессией, противоправными действиями [18,c.51].

Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей со своими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов. При этом очень значимым, целевым становится "количественный" фактор. Сексуальная аддикция может маскироваться в поведении нарочитой праведностью, целомудрием, порядочностью, становясь при этом теневой стороной жизни. Эта вторая жизнь постепенно приобретает все большую значимость, разрушая личность.

Формы проявления сексуальной  аддикции различны: донжуанизм (стремление к сексуальным связям с как  можно большим числом женщин), привязанность  к порнопродукции во всем ее многообразии, разные виды извращения сексуальной  активности. К последним можно  отнести такие явления как  фетишизм (интенсивная фиксация на каких-либо предметах, прикосновение  к которым вызывает сильное сексуальное  возбуждение), пигмалионизм (фиксация на фотографиях, картинах, скульптурах  не порнографического содержания), трансвестизм (стремление к переодеванию в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (интенсивное сексуальное желание  обнажать половые органы напоказ  лицам противоположного пола, детям), вуайеризм (стремление к подглядыванию  за обнажёнными или вступающими  в сексуальную связь людьми). При  всех этих проявлениях происходит "суррогатная  подмена, нарушение настоящих эмоциональных  отношений с людьми". Перед  сексуальными аддиктами стоит опасность  возникновения сексуальных расстройств. Их сексуальное поведение оторвано от личностного аспекта, оно притягивает  и наносит вред. Кроме того, реален риск заболевания СПИД. Корни сексуальной  аддикции закладываются в раннем возрасте в эмоционально холодных, дисфункциональных семьях, в семьях, где сами родители являются аддиктами, где реальны случаи сексуальной  травматизации в детском возрасте [19].

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры. Вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры и потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру). Состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом и постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений [15,c.98].

Работогольная аддикция. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов. "Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не является здесь тем, что она представляет собой в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не воспринимается им лишь как одна из составных частей жизни – она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности". Развитие аддиктивного процесса при аддикции этого вида влечет за собой личностные изменения: эмоциональную опустошенность, нарушение процессов эмпатии и симпатии, предпочтение общения с неодушевленными предметами. Уход от реальности прячется за успешной деятельностью, преуспеванием в карьерных устремлениях [17,c.39 – 40].

Аддикции к  еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом, с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом, увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой  аддикции – голодание. Опасность  кроется в своеобразном способе  самореализации, а именно в преодолении  себя, победе над своей "слабостью". Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности [17,c.41].

Интернет –  аддикция – абсессивное пристрастие ко всему, что связано с работой за компьютером [2,с.5].

 

1.3.Понятие и критерии интернет – зависимости как вида аддикции

 

        Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает количество людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. Повсеместно распространены салоны компьютерных игр, игровые автоматы. Освоение программ по пользованию компьютером сопровождается интенсивным освоением игровых программ. Можно наблюдать, как пользователи часами раскладывают на экране монитора карточные пасьянсы, водят самолеты и машины, поражая какие – то цели и набирая очки, нервничают, если не удается достигнуть цели, ликуют, когда удается. На работу, учебу, полноценный отдых и общение с близкими и друзьями не хватает времени. Ситуация усугубилась с подключением персональных пользователей к Интернету. Продолжительные исследования в университете Карнеги – Меллона (США) показали, что интенсивное использование Интернета ведет к сужению социальных связей, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. Если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет – аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения [4,с.93 - 94].

      Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80 – х гг. У пациентов наблюдается непреодолимое влечение к использованию Интернета, вынуждающее проводить за компьютером все свободное время, необходимое для работы, семьи, друзей, что приводит к ограничению интересов, материальному ущербу, социальным и семейным проблемам и расстройствам здоровья. Сами пациенты характеризуют свою зависимость как «навязчивое желание войти в Интернет, находясь вне сети, и неспособность выйти из Интернета, будучи в сети [13,с.5].

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом. В некоторых психологических словарях Интерне́т-зави́симость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [9, C.4].

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются  наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в  определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к  этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при  вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете  все увеличивающиеся отрезки  времени; побуждение тратить на обеспечение  работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям  и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [10, c.110].

Исследователи приводят различные критерии Интернет - зависимости.

Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое желание  проверить e-mail;

2. постоянное ожидание  следующего выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на  то, что человек проводит слишком  много времени в сети Интернет;

4. жалобы окружающих на  то, что человек тратит слишком  много денег на Интернет [26].

       Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

        Психологические симптомы:

1.хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

2.невозможность остановиться;

3.увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4.пренебрежение семьей и друзьями;

5.ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

6.ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

7.проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

1. синдром карпального  канала (туннельное поражение нервных  стволов    руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по  типу мигрени;

4.боли в спине;

5.нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

6.пренебрежение личной гигиеной;

7.расстройства сна, изменение режима сна [27].

       Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:

1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.

2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.

3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.

4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.

5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков [26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Изучение Интернет - зависимости у подростков

 

2.1. Психологические особенности подростков

 

        Психологические  особенности подростков в определенной  мере обусловлены спецификой  психических процессов, которые   отличаются от психических процессов, как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место обстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, как и детей, больше увлекает предметность, внешние проявления, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания [10,с.21 - 22].

Информация о работе Психологические особенности творческой личности