Известно, что ребенок
может полноценно развиваться
даже в том случае, если надежная
привязанность формируется у
него не к родителями, а к
другим людям. Имеются данные
о позитивном влиянии надежной
привязанности детей к персоналу
приютов, яслей на их психическое
развитие в дошкольном и раннем
школьном возрасте. Обнаружено, что
такие дети достаточно компетентны
в общении со сверстниками, часто
проводят время в контактах с
другими детьми и в социальных играх. Надежная
привязанность к опекунам проявлялась
у них также в отсутствии агрессивности,
враждебности и позитивном отношении
в целом к играм и общению.
Более того, было
показано, что в детском саду
дети, надежно привязанные к воспитателям,
но ненадежно к матери, проявляют
большую игровую активность, чем
те, которые надежно привязаны
к матери и ненадежно к воспитателям
детского сада.
Таким образом,
сформированная в первые годы
жизни первичная привязанность
к окружающим в дальнейшем
достаточно устойчива и постоянна
во времени. Большинство детей
демонстрирует характерные черты
привязанности к другим людям
как в младенчестве, так и в
школьном возрасте. Более того, во
взрослом периоде люди часто
проявляют те же самые качества
в межличностных отношениях. Например,
отношения, которые молодые люди
устанавливают с лицами противоположного
пола, так же как и отношения
с родителями, можно разделить
на надежные, двойственные и избегающие.
Люди среднего возраста подобным
же образом относятся к своим
пожилым родителям. Это позволяет
с определенной долей условности
говорить об особой "взрослой"
привязанности, которая также
делится на три типа. При первом
типе взрослые люди не вспоминают
о своих престарелых родителях,
что свидетельствует, по-видимому,
о наличии избегающей привязанности
в младенческом возрасте. При
втором типе взрослые вспоминают
о своих родителях только тогда,
когда они заболевают. При этом
не исключена двойственная привязанность
в раннем детстве. При третьем
типе взрослые люди имеют хорошие
отношения с родителями и понимают
их. При этом отмечается безопасная,
надежная привязанность в младенчестве.
Каким же образом привязанность
влияет на поведение человека
в будущем? В процессе формирования
того или иного типа привязанности
к родителям у ребенка развиваются
так называемые "внешние рабочие
мод ели себя и других люд
ей". В дальнейшем они используются
для интерпретации происходящих событий
и выработки ответной реакции. Внимательное
и чувствительное отношение к ребенку
убеждает его, что другие люди являются
надежными партнерами (позитивная рабочая
модель окружающих). Неадекватный родительский
уход приводит ребенка к мысли, что окружающие
ненадежны, и он не доверяет им (отрицательная
рабочая модель других). Кроме того, у ребенка
формируется "рабочая модель себя".
От ее "позитивности" или "негативности"
зависит в будущем уровень самостоятельности
ребенка и уважения к самому себе.
Как показано в
таблице-1, у младенцев, формирующих
позитивную рабочую модель себя и своих
родителей, вырабатывается надежная первичная
привязанность, уверенность в себе и самодостаточность.
Это способствует установлению надежных,
доверительных отношений с друзьями и
супругами в дальнейшей жизни. Напротив,
позитивная модель себя, соединяющаяся
с негативной моделью других (возможный
результат того, что ребенок успешно привлекает
внимание нечувствительного родителя),
предрасполагает к формированию избегающей
привязанности. Негативная модель себя
и позитивная модель других (возможный
вариант того, что младенцы не могут привлечь
внимание к своим нуждам) может быть связана
с двойственной привязанностью и слабостью
в установлении надежных эмоциональных
связей. И, наконец, негативная рабочая
модель как себя, так и окружающих способствует
возникновению неориентированной привязанности
и вызывает страх близкого контакта (как
физического, так и эмоционального) [11,
с. 138].
Таблица - 1 Внешние рабочие
модели себя и других людей.
Варианты моделей |
Модель себя |
Позитивная |
Негативная |
Модель других |
Позитивная |
Надежная (надежная привязанность) |
Слабая (двойственная привязанность) |
Негативная |
Отвергающая (избегающая привязанность) |
С реакцией страха (неориентированная
привязанность) |
Некоторые исследователи
привязанности на первое место
ставят не отношения между
матерью и ребенком, а стратегии
приспособления ребенка к материнскому
поведению. Так, по мнению Р.
Crittenden, чувствительность ребенка
к тому или иному типу получаемой
информации (интеллектуальной или
эмоциональной) зависит от условий
взаимодействия ребенка с матерью.
Конкретному типу привязанности
соответствуют определенные виды
переработки информации. В зависимости
от адекватной или неадекватной
реакции взрослого поведение
ребенка подкрепляется или отрицается.
При втором варианте ребенок
приобретает навык скрывать свои
переживания. Данные особенности
характерны для детей с "избегающим"
типом привязанности. В случае,
когда мать внешне проявляет
положительные эмоции, а внутренне
не принимает ребенка, ребенку
оказывается трудным предвидеть
эмоциональную реакцию матери. Подобная
ситуация возникает у детей,
демонстрирующих двойственную привязанность
[21, с. 54].
Делая вывод можно
сказать, что в первые годы
жизни дети с надежным типом
привязанности в отношении со
взрослым используют как интеллект,
так и эмоции. Дети с избегающим
типом привязанности пользуются
в основном интеллектуальной информацией,
привыкая организовывать свое поведение
без использования эмоционального компонента.
Дети с двойственной привязанностью не
доверяют интеллектуальной информации
и используют преимущественно эмоциональную.
К дошкольному возрасту вырабатываются
достаточно четкие стратегии переработки
информации и построения соответствующего
поведения. В ряде случаев интеллектуальная
или эмоциональная информация не просто
игнорируется, но и фальсифицируется.
В школьном возрасте некоторые дети уже
откровенно используют обман, скрывая
истину за фасадом логики и бесконечных
доводов, и манипулируют родителями и
сверстниками. В подростковом возрасте
нарушения поведения "манипулирующих"
детей проявляются, с одной стороны, в
виде демонстративности, а с другой —
в попытках избежать ответственности
за свои поступки.
1.2 Характеристика психического
развития ребенка раннего возраста.
Психическое развитие
ребенка в раннем возрасте
имеет ряд важных особенностей,
которые отличают этот этап
развития от других периодов
детства.
Характерной психологической
чертой ребенка в раннем возрасте
является ситуативность поведения.
Для малыша одного- двух лет интересно
преимущественно то, что находится в поле
его зрения. Каждый предмет, попадающийся
ребенку на глаза, как магнитом притягивает
его к себе. При этом он не просто разглядывает
предмет, а стремится сразу же действовать
с ним. В этом возрасте восприятие и действие
неразрывно связаны. Окружающие предметы
как будто сами манят малыша, чтобы он
открывал их, переворачивал, катал или
бросал [1, с. 24].
Ситуативность поведения
ребенка связана с особенностями
протекания психических процессов:
восприятия, памяти, внимания, мышления.
Они характеризуются непроизвольностью
и непосредственностью. Так, восприятие
и внимание малыша привлекаются, прежде
всего, наиболее яркими предметами, находящимися
в поле зрения. Достаточно показать ребенку
новую игрушку, и он отвлечется от того,
к чему только что настойчиво стремился.
Дети раннего возраста обладают хорошей
памятью, в ней хранятся образы знакомых
людей, предметов, действий, ситуаций,
но она актуализируется главным образом
при их узнавании. Непроизвольность памяти
выражается в том, что ребенок пока еще
не ставит перед собой задачу запомнить
или вспомнить что-то. Можно сказать, что
воспоминания всплывают как бы помимо
воли малыша или по инициативе взрослого,
который просит принести знакомый предмет,
показать или назвать что-то, прочитать
знакомый стишок или спеть песенку, выполнить
то или иное действие.
Мышление в этом
возрасте протекает не в отвлеченной
форме, а в форме действий
с предметами, которые ребенок
непосредственно воспринимает, которые
он держит в руках. Малыш
еще не может заниматься чисто
умственной деятельностью, познание
окружающего мира осуществляется
им путем практических действий
с предметами. Такое мышление
психологи называют наглядно-действенным
[11, с. 34].
Господство наглядной
ситуации часто сказывается на
выполнении просьб или поручений
взрослых. Вы, наверное, не раз замечали,
что ребенок, охотно отправляясь
за предметом, который вы попросили
его принести, по пути отвлекается
на что-то и забывает о поручении.
Непосредственное, более сильное
воздействие объектов полностью
поглощает малыша.
Еще одна характерная
черта психики ребенка раннего
возраста – особая эмоциональность
восприятия окружающего мира. Своеобразие
отношения маленьких детей к
окружающему заключается в его
страстности, импульсивности, в неустойчивости
эмоций. И природа, и люди, и
вещи – все привлекает и манит
к себе малыша, все восхищает его, пробуждает
в нем эмоциональный резонанс. Как радостно
бросается ребенок к новой игрушке или
включается в уже известную интересную
игру. Он оживленно перебирает игрушки,
восторженно восклицает, разглядывая
их, настойчиво показывает взрослому,
стремясь разделить с ним свое удовольствие.
Расставание с любимой игрушкой также
вызывает взрыв чувств. То же самое происходит
и при встрече или разлуке с близкими.
Малыш отчаянно плачет, расставаясь с
мамой, и с радостными возгласами бросается
к ней, едва увидев ее. Все чувства детей
этого возраста выражаются во всей полноте
их переживания [24, с. 103].
Следует помнить,
что для нормального развития
чувств ребенка большое значение
имеет то, свободно ли он выражает
их, или же "уходит в себя",
сдерживает свои эмоции. Если
взрослые постоянно подавляют
эмоции и чувства малыша, его
инициативу в проявлении желаний,
это может привести к появлению
апатии или, напротив, агрессивных
проявлений.
На протяжении
раннего возраста поведение ребенка
постепенно преобразуется: оно
становится все более произвольным
и целенаправленным. К трем годам
он уже может долго, сосредоточенно
заниматься одним делом, например,
разглядывать картинки в книжке,
показывая на них пальчиком
и называя изображения, настойчиво
добиваться цели: путем долгих
проб открыть коробку со сложным
запором, завести машинку. Ребенок
все чаще решает умственные
задачи не только в ходе
непосредственного действия с
предметами, но и во внутреннем
плане. Например, если раньше, занимаясь
с объемными игрушками-вкладышами,
малыш пытался силой втолкнуть
неподходящую по форме деталь
в отверстие, сердился, если у
него не получалось, часто отказывался
от трудного занятия, то теперь
он внимательно разглядывает
ее, затем взглядом ищет подходящую
деталь, примеряет ее к отверстию
и лишь затем вставляет. В
случае ошибки, он еще более
внимательно обследует игрушку
и настойчиво старается решить
задачу. Это свидетельствует о развитии
у него наглядно-образного мышления, т.е.
умения решать задачи в умственном плане
с опорой на наглядную ситуацию. Эта способность
проявляется также в том, что ребенок начинает
планировать будущие действия и события,
сам подбирает игрушки для сюжетной игры
и действует в воображаемом плане [13, с.
77].
Ранний возраст – период
интенсивного освоения ребенком разных
видов деятельности и развития личности.
1.3 Развитие потребности
привязанности как основная проблема
раннего возраста
Эта проблема может
проявляться в двух своих крайностях,
встречающихся при разных вариантах
развития: сверх привязанности как
на физическом, так и на эмоциональном
уровне и не сформированности
привязанности, ее отсутствии.
Проблема выраженной сверхпривязанности
обычно возникает с детьми, развитие
которых ближе ко второму или
четвертому вариантам аутистического
развития. В первом случае, как мы
уже говорили выше, ребенок не в
состоянии перенести даже непродолжительную
разлуку с матерью, она является
для него непременным условием существования.
Этот симбиотическая связь складывается
в младенческом возрасте и в отличие
от благополучного аффективного развития
не превращается в скором времени
в формирование эмоциональной привязанности,
а фиксируется в своем неизменном
виде на многие годы. Во втором случае
она выражена не так жестко и скорее
напоминает обостренный и затянувшийся
тип привязанности, характерный
для ребенка второго полугодия
жизни. Здесь уже наблюдается
не только физическая зависимость от
мамы (хотя присутствует и она), но и
эмоциональная, когда ребенок постоянно
нуждается в ее поддержке, одобрении,
побуждении на какую-либо активность [12,
с. 5].
Характерно, что когда
сверхпривязанность носит витальный
характер, она более покорно принимается
мамой и хотя, конечно, очень
тревожит ее, редко заставляет
принимать самостоятельно какие-то
радикальные попытки ее преодоления,
несмотря на то, что ребенок
становится старше. Вместе с тем,
эта ситуация становится реально
мучительной для нее, возникает
чувство обреченности: ребенок может
не отпускать ее ни на минуту,
запрещать ей распределять свое
внимание еще на кого-либо: не
дает разговаривать с близкими,
соседями, общаться с подругами,
подходить к телефону. Это может
естественно, даже при огромном
терпении, выливаться в моменты
раздражения, расстройства, что усиливает
в свою очередь беспокойство
и тревогу ребенка, и, конечно,
только усложняет атмосферу в
семье и закрепляет еще больше
его потребность быть с ней
рядом.
Во втором случае,
часто выглядящем как чрезмерная
робость, боязливость ребенка,
близкие пытаются найти возможность,
желая уберечь его от будущей
нерешительности и несамостоятельности,
тренировать малыша на ее постепенное
ослабление. Например - отправить ребенка
на время погостить к бабушке
или устроить его в детское
учреждение. Если там условия
достаточно комфортные для него
(прежде всего, мягкая, теплая, терпеливая
воспитательница; дозированность
пребывания), он может прижиться,
хотя часто наблюдаемая у таких
детей соматическая ослабленность
и легкость заболевания не
дает обычно там долго удержаться.
Если период попыток адаптации
к новому месту в отсутствии
близкого вызывает стресс - возможен
временный регресс психического
развития, который, в частности
проявляется и в изменении
характера привязанности, большем
приближении ее к первому варианту.
Крайне тяжело переживается такими
детьми госпитализация без мамы
- ее последствием могут быть
усиление страхов, потеря речи,
углубление аутизма и даже
отсутствие длительное время
живой реакции на родных [15, с.
204].
Проблема заключается
в том, что ребенок не должен
перескакивать в своем развитии
такой необходимый этап эмоционального
созревания как формирование
привязанности. Даже в случае,
когда этот период затягивается
и приобретает такие болезненные
формы, торопить его нельзя. Выше,
говоря о нормальном развитии,
мы показывали, что ребенок может
"оторваться" от матери лишь
при условии разработки индивидуальных
механизмов адаптации к менее
стабильным условиям жизни. Эти
механизмы вызревают внутри его
эмоционального взаимодействия
с ней после и на фоне
достаточно интенсивной проработки
складывающихся аффективных стереотипов
их совместной жизни. Аутичному
ребенку для этого нужно много
времени. Поэтому попытки категоричного
прерывания сверх привязанности
не могут являться действенным
приемом ее ослабления. Этому
может помочь лишь терпеливое
и постепенное эмоциональное
детализирование близким взрослым
имеющихся общих с малышом
бытовых занятий, игр, способов
контакта. Ребенок должен накопить
достаточный положительный опыт
соучастия в этих взаимодействиях.
Для этого необходимы постоянные
эмоциональные комментарии мамы,
обозначающие их, и постепенное
выделение в них собственных
переживаний ребенка, его роли
в общих делах, подчеркивание
его достижений и проявлений
самостоятельности. Так маме, вместо
того, чтобы сражаться с ребенком,
пытаясь оставить его на непродолжительное
время в комнате, пока она
сделает необходимые дела на
кухне, можно увлекать его с
собой, объясняя смысл происходящего:"
Пойдем, посмотрим, не кипит ли
чайник, и суп нам надо помешать.....
А потом я буду хлеб резать,
а ты всем ложечки разложишь..."
[25, с. 137]