Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:44, курсовая работа
Наша курсовая работа имеет традиционное содержание: введение, две главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассмотрены следующие вопросы:
1. Общая характеристика потребности в привязанности.
2. Характеристика психического развития ребенка раннего возраста.
3. Развитие потребности привязанности как основная проблема раннего возраста.
В одиночку матери
очень трудно пережить и "
Противоположная проблема - отсутствие привязанности или ее не выраженность.
Известно, что в
других случаях ребенок не
демонстрирует признаков
Для того, чтобы
привязанность появилась, как
мы знаем по раннему
На наиболее быстрое
включение по отношению к
И сам ребенок
и его родители восполняют
таким образом дефицит ранних
форм общения и "узнавания"
друг друга, приобретают
Понятно, что чем
раньше проводится эта
Надо отметить, что
процедура холдинга может
Таким образом, в первые годы жизни дети с надежным типом привязанности в отношении со взрослым используют как интеллект, так и эмоции, к дошкольному возрасту вырабатываются достаточно четкие стратегии переработки информации и построения соответствующего поведения, в школьном возрасте некоторые дети уже откровенно используют обман, скрывая истину за фасадом логики и бесконечных доводов, и манипулируют родителями и сверстниками,ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.
Холдинг-терапия – очень сложная, несмотря на свою кажущуюся простоту, процедура, имеющая достаточно много противопоказаний. Поэтому для формирования привязанности малыша к себе, мама может использовать и более длительный, но не менее надежный прием установления и постепенного развития с ним эмоционального контакта, заинтересовывать его собой, искать дополнительную стимуляцию для привлечения его внимания к своему лицу, голосу, прикосновению и обязательно сочетать ее с эмоциональным комментарием, включаясь с малышом в поток переживаний, и пытаться создавать устойчивый совместный жизненный стереотип.
2.Эмперичексая часть.
2.1 Организация исследования
В данном исследовании принемали участия 6 девочек и шесть мальчиков, возраст которых был 5- 6 лет. Иследование проводилось на базе старшей группы МДОУ д/с №22 "Журавушка" г. Йошкар-Ола. В результате анализа психологической литературы мы выявили, что общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика Л.М. Максимова. В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младенца и способность матери успокоить ребенка после ее возвращения. Особенно показательным является изменение познавательной активности ребенка при расставании с матерью. Для этого ребенок остается с незнакомым взрослым и новой игрушкой. Критерием оценки привязанности является особенность поведения ребенка после ухода матери и ее возвращения. В ходе исследования привязанности по методике Л.М. Максимова выделено 4 группы детей (им соответствуют 4 типа привязанности):
1) тип А — дети
не возражают против ухода
матери и продолжают играть, не
обращая внимания на ее
2) тип В — дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее возвращения. Они стремяться к физическому контакту с матерью, легко успокаиваются рядом с ней. Это "надежный" тип привязанности. Такой тип привязанности отмечается у 65% детей.[]
3) тип С — дети
очень сильно огорчаются после
ухода матери. После ее возвращения
вначале цепляются за мать, но
практически сразу же ее
4) тип D — после
возвращения матери дети либо
"застывают" в одной позе,
либо "убегают" от пытающейся
приблизиться матери. Это "дезорганизованный
неориентированный" тип
Кроме указанных 4 типов, можно говорить также о "симбиотическом" типе привязанности. В эксперименте по методике Л.М. Максимова дети не отпускают мать ни на шаг. Полное разлучение таким образом становится практически невозможным.
Формирование привязанности
в большой степени зависит
от заботы и внимания, которое
уделяет ребенку мать. Матери
надежно привязанных младенцев
внимательны и чувствительны
к потребностям детей. В
М. Сильвен, M. Vienda показали, что из таких материнских качеств, как способность побуждать ребенка к игре, эмоциональная доступность, стимуляция познавательной деятельности, гибкость в стиле воспитания, наиболее важным для развития надежной привязанности является эмоциональная доступность. Она включает в себя способность разделять чувства ребенка как главного инициатора детско-материнского общения [13, с. 173].
Опираясь на данную
классическую методику м
Целью настоящего
исследования было
Таким образом,
в паре мать — ребенок
В исследовании
использовались четыре группы
методик, направленных на
В эксперименте
изучалось поведение ребенка
в непривычной ситуации, при разлуке
с матерью, степень
В качестве привлекательной игрушки использовалась ярко раскрашенная маска клоуна, а в качестве пугающей — управляемая машина необычной формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе жужжание. Ключевыми являются эпизоды № 2, 3, 6 и 7 (табллица- 1), когда воспитатель оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к педагогу используется степень огорчения малыша после ухода воспитателя и особенности поведения ребенка после ее возвращения.
Таблица- 2 Эпизоды непривычной ситуации
№ п/п |
Начало эпизода |
Присутствующие во время эпизода |
1. |
К воспитателю и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый |
Воспитатель, ребенок и незнакомый взрослый |
2. |
Воспитатель уходит из комнаты |
Ребенок и незнакомый взрослый |
3. |
Воспитатель возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит |
Ребенок и воспитатель |
4. |
Воспитатель уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой для ребенка игрушкой |
Ребенок, незнакомый взрослый и привлекательная игрушка |
5. |
Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается воспитатель |
Ребенок, воспитатель и привлекательная игрушка |
6. |
Воспитатель уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой |
Ребенок, незнакомый взрослый и пугающая игрушка |
7. |
Незнакомый взрослый уходит, приходит воспитатель |
Ребенок, воспитатель и пугающая игрушка |
Исследователя дети видели впервые, он им абсолютно не знаком.
2.2 Анализ результатов эксперимента
Исследование проводилось на базе старшей группы МДОУ д/с №22 "Журвушка" г. Йошкар-ола. Образ себя по отношению к каждому ребенку выявлялся у воспитателя с помощью стандартизированного интервью, включающего вопросы, касающиеся общей и конкретной самооценки, воспитательской компетентности, удовлетворенности внешним обликом.