Нарушение интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

1.В 1959 г. М. С. Певзнер понимала под олигофренией тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает при поражении зачатка либо вследствие органического поражения центральной нервной сис¬темы (ЦНС) на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.
B. В. Ковалев (1995) рассматривает олигофрению как группу различных по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям непрогредиентных патоло¬гических состояний. Общим признаком для них выступает врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3-х лет) психическое недоразвитие с пре¬имущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Файлы: 1 файл

нарушение интеллектуального развития.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

2) Дети с функциональными  расстройствами психической деятельности.

Причины: минимальное органическое повреждение головного мозга.

Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения  внимания, быстрая утомляемость и  сниженная работоспособность.

К. С. Лебединская (1980) предложила медицинскую классификацию детей  с ЗПР. Ею были выделены четыре основных варианта ЗПР:

1. Конституционального происхождения.  Причины: нарушения обмена веществ,  специфика генотипа. Симптомы: задержка  физического развития, становления  статодинамических психомоторных  функций; интеллектуальные нарушения,  эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях  поведения.

2. Соматогенного происхождения.  Причины: длительные соматические  заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.

3. Психогенного происхождения.  Причины: неблагоприятные условия  воспитания на ранних этапах  онтогенеза, травмирующая микросреда. Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.

4. Церебрально-органического  происхождения. Причины: точечное  органическое поражение ЦНС остаточного  характера, вследствие патологии  беременности и родов, травм  ЦНС и интоксикации. Симптомы: задержка  психомоторного развития, интеллектуальные  нарушения, органический инфантилизм.

Представленные клинические  типы наиболее стойких форм ЗПР в  основном отличаются друг от друга  именно особенностью структуры и  характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: преобладанием интеллектуальных или  эмоциональных нарушений. В замедленном  темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана  недостаточность интеллектуальной мотивации, а с эмоциональными расстройствами — подвижность психических процессов.

Чаще других из названных  выше типов встречаются ЗПР церебрально-органического  происхождения. Этот тип обладает большой  стойкостью и выраженностью нарушений  как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза детей с этим типом  ЗПР в большинстве случаев  показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще остаточного характера вследствие патологии беременности, недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных  нарушений первых трёх лет жизни  детей.

Психологическая классификация  детей с задержкой психологического развития выделяет три формы ЗПР  в зависимости от их основания:

1) эмоциональная незрелость (психический инфантилизм);

2) низкий психический тонус  (длительная астения);

3) нарушения познавательной  деятельности, связанные со слабостью  памяти, внимания, подвижности психических процессов.

Две первые формы задержки психического развития — наиболее легкие и преодолимые, а третья форма  граничит с легкой степенью умственной отсталости.

М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина и А. Е. Личко предложили следующую классификацию задержки темпа психического развития:

·         дизонтогенные формы, проявляющиеся в задержанном или искаженном психическом развитии

·         задержанное развитие, обусловленное  органическим поражением головного  мозга;

·         интеллектуальная недостаточность, зависящая  от дефицита информации;

·         интеллектуальная недостаточность, связанная  с нарушениями сенсорной системы.

Таким образом, несмотря на неоднородность группы детей с ЗПР, можно выделить общие черты:

1) При ЗПР нарушения  наступают рано, поэтому становление  психических функций происходит  неравномерно, замедленно.

2) Для детей с ЗПР  характерна неравномерная сформированность психических процессов.

3) Наиболее нарушенными  оказываются эмоционально-личностная  сфера, общие характеристики деятельности, работоспособности: в интеллектуальной  деятельности наиболее яркие  нарушения проявляются на уровне  словесно-логического мышления при  относительно более высоком уровне  развития наглядных форм мышления.


Информация о работе Нарушение интеллектуального развития