Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:49, реферат
1.В 1959 г. М. С. Певзнер понимала под олигофренией тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает при поражении зачатка либо вследствие органического поражения центральной нервной сис¬темы (ЦНС) на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.
B. В. Ковалев (1995) рассматривает олигофрению как группу различных по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям непрогредиентных патоло¬гических состояний. Общим признаком для них выступает врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3-х лет) психическое недоразвитие с пре¬имущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Дисфорическая форма умственной отсталости отличается выраженной ап-розексией, хаотическим поведением, обнаженностью влечений и протрагиро-ванным эмоциональным напряжением. Эти дети постоянно раздражительны, плаксивы, всем недовольны, капризны и легко разряжают свой «аффективный накал» вспышками агрессии, разрушительными действиями, что приводит к ухудшению и без того низкой интеллектуальной продуктивности, нарушает контакт с окружающими и препятствует участию в игровой, учебной и трудовой деятельности.
Вышеприведенная классификация
умственной отсталости Д. Н. Исаева и
С. С. Мнухина (1982) позволяет врачам изучать
особенности каждой формы и варианта
и подбирать наиболее оптимальные
пути лечения, а психологам и педагогам-дефектологам
— находить особенности психического
отклонения и проводить максимально
дифференцированные психолого-педагогические
коррекционные мероприятия. Все
это дает возможность для осуществления
более полноценной, комплексной
социально-психологической
Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на три степени:
1) дебильность (легкая степень умственной отсталости);
2) имбецильность (средняя степень умственной отсталости);
3) идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).
Однако в 8—9-м пересмотрах МКБ ВОЗ предполагается не три, а четыре степени интеллектуальной недостаточности. Определение степени умственной отсталости производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному).
В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994), приняты следующие условные показатели IQ:
□ психическая норма — 100-70;
□ легкая степень умственной отсталости — 69—50;
□ умеренная (средняя) степень — 49-35;
□ тяжелая (резко выраженная) степень — 34-20;
□ глубокая степень — 20 и ниже.
В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ (1994) содержатся шифр для статистической обработки и диагностические формулировки. В пояснении к классификации диагностическая формулировка увязывается с конкретным повреждающим агентом и хроногенным фактором, указываются со-
путствующие расстройства. В этой классификации предусмотрены и поведенческие нарушения, которые часто бывают у умственно отсталых детей и еще более затрудняют их социальную адаптацию.
Классификация раздела «Умственная отсталость» представлена следующим образом:
□ Легкая умственная отсталость.
□ Умеренная умственная отсталость.
□ Тяжелая умственная отсталость.
□ Глубокая умственная отсталость.
□ Другая умственная отсталость.
□ Неуточненная умственная отсталость.
О Минимальные поведенческие нарушения или их отсутствие.
□ Значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер.
□ Другие поведенческие нарушения.
□ Поведенческие нарушения не определены.
Данная классификация
не содержит старых «штампов» при
определении степени умственной
отсталости и является более дифференцированной.
Деление по степени выраженности дефекта
имеет определенное клиническое значение,
поскольку глубина поражения влияет на
особенности клинических проявлений.
Также оно имеет и практическое значение,
поскольку в зависимости от степени выраженности
дефекта решается вопрос о типе учреждения,
куда рекомендуют направить ребенка для
обучения. Но количественное определение
степени интеллектуальной недостаточности
не отражает всей структуры дефекта и
особенностей клинической картины. IQ должно
являться не основанием для диагноза,
а лишь частью комплексной психолого-медико-
В рассмотренных в данном разделе классификациях умственной отсталости учитываются различные факторы, в первую очередь, степень выраженности интеллектуального дефекта.
Однако для оценки всего клинического разнообразия больных недостаточно характеристики только одного интеллектуального функционирования. Симптоматика умственно отсталых богаче. И особенно важно то, что на обучаемости, продуктивности и приспособляемости больных сказывается не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики. Это в первую очередь касается больных с легкой степенью умственной отсталости, численность которых составляет около 85% всей популяции умственно отсталых. Более того, именно они в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов. В связи с этим педагог с целью наибольшей эффективности обучения и врач для наилучшей диагностики и лечения, оценивая больного с легкой степенью умственной отсталости, должны учитывать не только неспособность к выработке сложных понятий и обобщений, ограниченность абстрактного мышления, отсутствие пытливости, конкретность, ригидность и подражательность мышления, при неплохой ориентировке в обычной ситуации и удовлетворительной практической осведомленности, но и возможные индивидуальные особенности предпосылок интеллекта и эмоционально-волевых проявлений.
РАЗДЕЛ III. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ КАК ОТРАСЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Понятие «умственная отсталость» и ее классификации Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. По времени возникновения умственная отсталость включает в себя две основные формы: 1) олигофрению; 2) деменцию.
Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения – проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5–2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых составляют дети с олигофренией.
По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы (МКБ-9):
1) дебильность (легкая степень);
2) имбецильность (средняя степень);
3) идиотия (тяжелая степень).
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта (IQ) все формы умственной отсталости подразделяют на четыре степени глубины интеллектуального дефекта:
1) легкую (IQ в пределах 40–69) (F70 по МКБ-10);
2) умеренную (IQ в пределах 35–39) (F71);
3) тяжелую (IQ в пределах 20–34) (F72);
4) глубокую (IQ ниже 20) (F73).
Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта. Симптоматика умственно отсталых детей богаче. Необходимо учитывать, что на обучаемость, продуктивность и приспособляемость умственно отсталых детей влияет не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения. Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний ЦНС (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита и др.) происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выраженная сохранность других его отделов.
По динамике слабоумия при деменции различают:
1) резидуальную органическую;
2) прогрессирующую деменцию.
По этиологическому критерию различают:
1) эпилептическую;
2) шизофреническую;
3) постэнцифалическую;
4) травматическую и другие деменции.
На основе специфики клинико-психологичес
1) низкий уровень обобщений;
2) грубые нейродинамические расстройства;
3) недостаточность побуждений к деятельности;
4) нарушения критики и целенаправленности мышления.
Формы олигофрении по М.С. Певзнер
Наиболее приемлемой для
решения задач
олигофрении:
1) неосложненную (основной вариант);
2) с выраженными
· с преобладанием процессов торможения;
· с преобладанием процессов возбуждения;
· лабильные;
3) со снижением функций
анализаторов и нарушениями
· с нарушением зрения;
· с нарушениями слуха;
· с нарушениями опорно-
· с речевыми отклонениями;
4) с психопатоподобным поведением;
5) с выраженной лобной недостаточностью.
Неосложненная форма олигофрении. Деятельность органов чувств не нарушена, не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, двигательной сфере, речи. Эти особенности сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети уравновешены, дисциплинированы и трудолюбивы. Определенная сохранность эмоциональной сферы и личности облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окружающем, усвоению навыков поведения.
Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Интеллектуальное недоразвитие детей сочетается с нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. В случае психомоторной расторможенности (возбудимости) интеллектуальная деятельность, работоспособность и психическое развитие страдают от импульсивности, отвлекаемости, аффективной неуравновешенности. При преобладании черт тормозимости недоразвитие усугубляется двигательной и эмоциональной заторможенностью. В обоих случаях наблюдается значительное снижение работоспособности.
Олигофрения со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями. У олигофренов с нарушениями функций анализаторов или речевыми отклонениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети, помимо основного дефекта – умственной отсталости, имеют локальные дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, дефекты речи нередко маскируют первичное недоразвитие психики. Выполнение заданий по речевой инструкции, не подкрепленное наглядным показом, вызывает большие затруднения.
Олигофрения, осложненная психопатоподобными расстройствами. При этой форме наблюдается сочетание психического недоразвития с выраженной аффективной возбудимостью, расторможенностью влечений (сексуальностью, склонностью к бродяжничеству, воровству и т.п.). Отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляется недоразвитие личностных качеств.
Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. Такие дети встречаются редко. Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних наблюдаются вялость, пассивность, двигательная заторможенность. Другим – свойственны импульсивность, суетливость, эйфорический фон настроения, высокая отвлекаемость. Своеобразие речи проявляется в сочетании ее внешнего богатства с непониманием смысла, бездумным повторением чужих высказываний. Характерно грубое недоразвитие личности, проявляющееся в некритичности к себе, отсутствии чувства смущения, обиды, страха и т.д.
2. Виды деменции
По структуре и глубине поражения интеллекта деменцию можно разделить на лакунарное, глобарное и парциальное слабоумие:
Лакунарное слабоумие – при этой деменции, несмотря на образовавшийся интеллектуально-мнестический дефект, сохраняются морально-этические свойства личности. В первую очередь при лакунарной деменции поражаются память и внимание. Нарушения памяти проявляются в основном гипомнезиями, степень выраженности которых может нарастать. Наблюдаются сниженная работоспособность, повышенные утомляемость, истощаемость и отвлекаемость внимания. Этот вид нарушения характеризуется неравномерностью поражения психических процессов, «мерцанием» симптоматики, проявляющимся иногда в течение довольно короткого времени. Сохраняется ряд свойств собственно интеллекта, в первую очередь критичность мышления. Такой тип деменции присущ церебральному атеросклерозу, другим сосудистым поражениям головного мозга, а также недалеко зашедшим опухолям мозга.
Глобарное (диффузное) слабоумие
– о такой деменции мы можем говорить
в тех случаях, когда личность резко деградирует,
сознание болезни отсутствует, критика
и рассудительность резко снижены, также
снижены или утрачены полностью нравственные
свойства личности. При этом виде деменции
первично страдают наиболее сложные и
дифференцированные свойства собственно
интеллекта. Типичным является нарушение
таких качеств и свойств ума, как логичность,
доказательность, самостоятельность,
пытливость, оригинальность, находчивость,
продуктивность, широта и глубина мышления.
Наиболее достоверным дифференциально-