Нарушение интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

1.В 1959 г. М. С. Певзнер понимала под олигофренией тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает при поражении зачатка либо вследствие органического поражения центральной нервной сис¬темы (ЦНС) на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.
B. В. Ковалев (1995) рассматривает олигофрению как группу различных по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям непрогредиентных патоло¬гических состояний. Общим признаком для них выступает врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3-х лет) психическое недоразвитие с пре¬имущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Файлы: 1 файл

нарушение интеллектуального развития.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Парциальное слабоумие –  это результат поражения отдельных  мозговых систем, косвенно относящихся  к интеллектуальной деятельности и  играющих роль в ее организации. Эта  деменция может наблюдаться, например, при контузиях головного мозга, его опухолях, а также при энцефалитах.

 

   По  характеру течения  выделяют три  типа деменции  – прогредиентную, стационарную и относительно регредиентную деменцию:

Для прогредиентного течения обязательными являются необратимость и дальнейшее нарастание интеллектуальной  недостаточности, имеющее определенную последовательность. Прежде всего, страдает творческое мышление, затем – способность к абстрактным рассуждениям, в последнюю очередь отмечается невозможность выполнения простых задач в рамках «практического» интеллекта.

При стационарном течении  недостаточность интеллекта носит  стабильный характер. Нет признаков  утяжеления и прогрессирования деменции.

При ряде заболеваний может  иметь место относительная регредиентность деменции. Это связано с тем, что нарушения предпосылок интеллекта и экстраинтеллектуальных процессов носят функциональный характер, обратимы и при их исчезновении создается впечатление уменьшения степени деменции. Однако этот регресс не касается собственно интеллектуальных нарушений, являющихся следствием органического деструктивного поражения головного мозга.

 

   По  степени тяжести  различают следующие  виды  деменции:

Легкая деменция – при  данном виде деменции рабочая и социальная активность снижены, однако остается способность  к самостоятельной жизни, самообслуживанию и относительно ненарушенным суждениям.

Умеренная деменция – основные критерии: независимая жизнь затруднена, требуется определенный уход и поддержка.

Тяжелая – так как повседневная активность и самообслуживание нарушены, требуется постоянный надзор. У большинства больных грубо расстроены речь и суждения.

 

   Д.Н. Исаев разделяет  тотальную и  частичную деменцию:

Тотальная деменция глубоко  охватывает всю психику, включая  интеллект и память, при ней  наблюдается резкое снижение или  отсутствие критики, замедленность  психических процессов, общее снижение личности больного до полной утраты индивидуальных особенностей. При этом виде слабоумия  имеются диффузные поражения  коры головного мозга.

Частичная деменция характеризуется  неравномерностью выпадения интеллектуальных функций, замедлением интеллектуальных процессов, снижением сообразительности, преобладанием различных нарушений  памяти. Личность остается в определенной мере сохранной, расстройство критики  выражено слабее, сохраняются профессиональные навыки, наблюдаются эмоциональная  неустойчивость, слезливая беспомощность, легко возникающая растерянность. При этом виде деменции имеются очаговые повреждения коры головного мозга.

 

Также в литературе встречается  разделение деменции на сенильную и пресенильную:

Сенильная деменция (старческое слабоумие) – психическое расстройство, которое сопровождает дегенерацию  мозга и чаще всего встречается  в пожилом возрасте (старческая деменция, болезнь Альцгеймера). Начинается с  проявления черт характера, ранее несвойственных больному (например, скупости, жестокости), или утрирования ранее умеренно выраженных. Утрачиваются прежние интересы, появляются пассивность, эмоциональное  обеднение, нарастают расстройства памяти (синдром Корсакова, нарушение  сохранения информации).

Пресенильная деменция –  психическое расстройство, связанное  с ранней дегенерацией головного  мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь  Пика, болезнь Гентингтона). Пресенильная деменция отличается от сенильной не только тем, что проявляется в более раннем возрасте, но и поведенческими особенностями и изменениями в тканях мозга. [5; 128]

 

   Важным  исключением  в этой классификации является  болезнь Альцгеймера, которая  представляет собой типичное  и распространенное старческое  расстройство, которое у некоторых  людей может начинаться в более  раннем возрасте. Болезнь Альцгеймера  связана с характерным синдромом  деменции и характеризуется незаметным  началом, протекает обычно медленно, но с прогрессирующими нарушениями. 

 

Выводы

Деменцией называется частичное  разрушение психики, вызванное  болезнями  или повреждением головного  мозга, возникшее после трехлетнего  возраста. Основной признак – прогрессирующее  ухудшение интеллектуальных функций.

Как правило, деменция не обратима.

Наиболее частой причиной деменции являются дегенеративные заболевания  головного мозга, прежде всего болезнь  Альцгеймера, сосудистые заболевания, гидроцефалия и внутричерепные опухоли, ВИЧ-инфекция и СПИД.

Виды деменции: а) лакунарное, глобарное и парциальное слабоумие (по структуре и глубине поражения интеллекта); б) прогредиентная, стационарная и относительно регредиентная (по характеру течения); в) легкая, умеренная, тяжелая (по степени тяжести); г) тотальная и частичная; д) пресенильная и сенильная.

 

Деменция - это вид умственной отсталости, который возникает вследствии повреждения коры головного мозга в период после двух-трех лет и оказывается в выразительном снижении интеллектуальных возможностей и в частичном распадении уже сформированых психических функций.

 

Поскольку формирование коры головного мозга в основном завершается  в 16-18 лет, то явления деградации сопровождаются и психическим недоразвитием

 

Характер дезонтогенеза при деменции определяется соединением грубого нарушения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетический ранних образований (лобных систем), как следствие - страдает лобно-подкорковое взаимодействие. Рядом с частичным выпадением отдельных корковых функций прежде всего наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, часто с расторможенными поездами, тяжелыми нарушениями целеустремленной деятельности и личности в целом.

 

Повреждение приводит к явлениям изоляции отдельных систем, распада  сложных иерархических связей, часто  с грубым регрессом интеллекта и  поведения.

Деменция характеризуется  парциальностью нарушения психических функций. Это значит, что одни из них повреждены больше, а другие - меньше. Осложнение познавательной деятельности предопределено не столько нарушениями мышления, сколько грубыми расстройствами целенаправленности, внимания, памяти, восприятия, эмоций, а также крайне низкой интенсивностью стремления к достижениям. При деменции существенно страдают нейродинамические процессы, вследствие чего наблюдается инертность мышления, быстрая изнурительность, дезорганизация психической деятельности в целом.

 

Деменция часто сопровождается енцефалопатическиими (головными болями, головокружением, тошнотой, судорожными приступами и др.) и пси-хотичними расстройствами (патологическими поездами, бредом, галлюцинациями и другими проявлениями нарушения сознания).

 

Клинико-психологическая  картина деменции будет разной в  зависимости от возраста возникновения  заболевания мозга. При заболевании  в раннем дошкольном возрасте на первый план выступают потеря и обеднение  навыков. Если заболевание начинается в старшем дошкольном возрасте, наиболее показательным является нарушение  или обеднение игровой деятельности, которая становится однообразной, стереотипной.

 

При заболевании в младшем  школьном возрасте сохраненными остаются вещания, навыки самообслуживания, но выразительно снижаются интеллектуальная работоспособность и учебная  деятельность в целом: теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.

 

Г.Є. Сухарева, на основании  специфики клинико-психологической  структуры дефекта, выделяет четыре типа органической деменции у детей. Первый характеризуется преобладанием  низкого уровня обобщения. При втором типе на передний план выступают нейродинамические  расстройства, резкая замедленность, быстрая  психическая изнурительность, неспособность  к напряжению. Наблюдаются нарушения  логичности мышления, выразительная  склонность к персеверациям (фиксации на отдельных операциях с трудностями  переключения на другие).

 

При третьем типе органической деменции прежде всего имеет место сочетание недостаточности побуждений к деятельности с вялостью, медленностью, пассивностью, апатией, резким снижением активности мышления; эмоциональная бедность, безразличие к оценке, отсутствие планов на будущее, интеллектуальных интересов. При общей умственной заторможенности имеющаяся склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов.

 

При нейропсихологическом исследовании стойкие дефекты моторной сферы  проявляются в сочетании медлительности, инертности, склонности к застреванию, трудностей переключения с гиподинамическими персеверациями и синкинезиями. Персеверации возникают как на уровне исполнительного звена, так и программного действия.

 

При четвертом типе в центре клинико-психологической картины  находятся нарушения критики  и целенаправленности мышления, рядом  со значительными расстройствами внимания, "полевым поведением". Дети с  таким диагнозом отличаются хаотической  двигательной расторможенностью, склонностью  к действиям за первым побуждением. Общий фон настроения характеризуется  выразительной эйфорией со склонностью  к дурачеству и кратковременным агрессивным вспышкам. Эмоции крайне примитивные и поверхностные. Реакции на замечание нет.

 

Наблюдается грубая некритичность, расторможенность влечений. недостаточное понимание ситуации, большая эмоциональная внушаемость в условиях конфликта делает этих детей непринятыми в коллективе сверстников. Учебе невзирая на особенности поведения препятствуют грубые нарушения внимания, нецеленаправленность в любой деятельности, персеверації по гипердинамическому типу.

 

Анализ структуры дефекта  двух последних подгрупп показывает выразительность повреждения и  недоразвивание функций лобных частей. Явления повреждения предопределяют нарушения целенаправленности и самоорганизации, а недоразвития проявляется "олигофреничным компонентом" в виде плохой способности к абстрагированию и обобщению, недоразвитию логического мышления.

 

Таким образом, основные координаты недоразвития при деменции направлены преимущественно "снизу кверху". Нарушение межфункциональных взаимодействий приводит к распаду иерархических связей с явлениями изоляции. Прежде всего растормаживаются подкорковые функции, что предопределяет массивность енцефалопатичной симптоматики, патологию поездов. Элементы асинхронии развития оказываются в ретардации формирование высших психических функций.

 

Повреждение, которое возникло в детском возрасте, приводит также  к сочетанию явлений регресса со стойкой фиксацией функций  на более ранних этапах развития.

 

 

Деменция разделяется  на резидуальну, которая равно как и олигофрения не имеет прогредиентного характера, и текучую, которая выделяется наличием постепенной интеллектуальной деградации, которая предопределена болезнью, которая прогрессирует.

К резидуальной деменции принадлежат формы умственной отсталости, которые возникли через два-три года после черепно-мозговой травмы, или воспаления мозга и его оболочки (энцефалит и менингит). Текучая деменция часто бывает предопределенная нейроинфекциями (сифилис, ревматизм центральной нервной системы) или генетическими нарушениями (гидроцефалия, шизофрения, эпилепсия).

Исходя из критерия динамики болезненного процесса, различают так  называемую резидуальную органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией, и прогрессирующую деменцию, обусловленную так называемыми текущими органическими процессами (хранически протекающими менингитами и энцефалитами, опухолевыми, наследственными дегенеративными и обменными заболеваниями, прогрессирующим склерозом мозга и т.д.).

Виды органической деменции классифицируются и по этиологическому  критерию (эпилептическая, постэнцефалитическая, травматическая, склеротическая и др.).

 

Классификация деменции

 

По локализации выделяют:

корковую — с преимущественным поражением коры головного мозга (болезнь  Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);

подкорковую — с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий  надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества));

корково-подкорковую (болезнь  с тельцами Леви, корково-базальная  дегенерация, сосудистая деменция);

мультифокальную — с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта — Якоба).

 

Стойкая интеллектуальная недостаточность, возникающая у детей старше 2—3 лет после инфекций и травм, обозначается термином «органическая деменция». При органической деменции, в отличие  от олигофрении, происходит распад уже  более или менее сформированных интеллектуальных функций. Следующие  характерные признаки деменции отличают ее от олигофрении:

 

- отсутствие критики и  целенаправленной мыслительной  деятельности;

- выраженные нарушения  внимания, памяти, иногда ряда гностических  функций; 

- более выраженные эмоциональные  нарушения, которые не коррелируют со степенью снижения интеллекта;

- чаще наблюдаются нарушения  инстинктивной сферы: повышенные  или извращенные влечения, импульсивные  действия или, наоборот, ослабление  инстинктов (отсутствие чувства  страха, инстинкта самосохранения);

- характерна диссоциация  между степенью интеллектуального  дефекта и нарушением деятельности; поведение ребенка часто неадекватно  ситуации, даже при отсутствии  резко выраженной интеллектуальной  недостаточности.

 

Деменция представляет собой  распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических  функций, т.е. при деменции имеет  место приобретенный после рождения интеллектуальный дефект.

 В раннем возрасте  разграничение деменции и олигофрении  может представлять большие сложности.  При возникновении деменции у  детей старше трех лет ее  отграничение от олигофрении  становится более четким.

Информация о работе Нарушение интеллектуального развития