Нарушение интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

1.В 1959 г. М. С. Певзнер понимала под олигофренией тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает при поражении зачатка либо вследствие органического поражения центральной нервной сис¬темы (ЦНС) на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.
B. В. Ковалев (1995) рассматривает олигофрению как группу различных по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям непрогредиентных патоло¬гических состояний. Общим признаком для них выступает врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3-х лет) психическое недоразвитие с пре¬имущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Файлы: 1 файл

нарушение интеллектуального развития.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

 Для разграничения  этих форм интеллектуальных нарушений  важно иметь в виду, что при  деменции, в отличие от олигофрении,  имеет место период нормального  интеллектуального развития.

 Кроме того, структура  интеллектуальной недостаточности  при деменции имеет свои характерные  особенности, которые заключаются  в неравномерной недостаточности  различных познавательных функций.

 При деменции может  наблюдаться несоответствие между  запасом знаний и крайне ограниченными  возможностями их реализации.

 Характерными признаками  деменции являются выраженные  нарушения умственной работоспособности,  памяти, внимания, регуляции поведения,  мотивации. Кроме того, характерны  личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, расторможены, эмоции их примитивны.

 В раннем возрасте  деменция проявляется в виде  утраты поздно приобретенных  навыков. Например, если деменция  возникает у ребенка трех лет,  то прежде всего теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки — ходьба и другие.

Симптоматика болезни 

 

 Основными специфическими  проявлениями ЗПР являются:

 Речевые расстройства, связанные с патологиями развития  зон головного мозга, отвечающих  за навыки речи. Такие дети  поздно начинают говорить (с задержкой  от 3 месяцев до полугода), имеют  крайне ограниченный словарный  запас; позже на этом фоне  проявляются затруднения в составлении  связных предложений, рассказов,  неспособность к изложениям и  сочинениям. Иногда имеет место  дислалия. Речевые нарушения сопровождаются рассеянностью, слабостью памяти, заторможенностью поведения и другими расстройствами психоорганического типа.

 Расстройства учебных  навыков, такие как дислалия, дисграфия, дискалькулия. Дислалия, или отставание в чтении, выражается неспособностью распознать буквы в тексте, слишком быстрым темпом чтения с неправильными ударениями и проглатыванием слогов; в тяжелых случаях дети вообще неспособны читать самостоятельно. В ситуациях, когда дети не могут соотнести фонетические и графические варианты букв, освоить письмо, говорят о дисграфии: ребенок неправильно записывает слова и не делает между ними пробелов, переставляет слоги и буквы, в замедленном темпе выводит практически непонятные «каракули». Отставание в освоении арифметики называется дискалькулией и проявляется затруднением в выполнении операций с цифрами (особенно при необходимости перейти через десяток), непониманием числовой структуры. Довольно часто у детей с подобным нарушением письмо и чтение разбалансировано по зеркальному типу, отсутствуют способности к рисованию и лепке.

 Двигательные расстройства, то есть слабая моторика в  раннем возрасте, длительная неспособность  к самостоятельному использованию  предметов мебели и лестниц,  трудности с лепкой, рисованием  и другими занятиями, требующими  скоординированности движений. Взрослея, такие дети долго не могут научиться шнуровать обувь, застегивать кнопки и пуговицы; в школе обладают неровным, неразборчивым почерком. Также наблюдается общая неловкость, замедленность двигательных рефлексов, неповоротливость.

 

Причины ЗПР выделяют следующие:

Биологические:

патология беременности (тяжелые  токсикозы, инфекции, интоксикации и  травмы), внутриутробная гипоксия плода;

недоношенность;

асфиксия и травмы при  родах;

заболевания инфекционного, токсического и травматического  характера на ранних этапах развития ребёнка;

генетическая обусловленность.

Социальные:

длительное ограничение  жизнедеятельности ребёнка;

неблагоприятные условия  воспитания, частые психотравмирующие  ситуации в жизни ребёнка.

 

Классификации ЗПР

 

  • Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной психологии являются:

Классификация М. С. Певзнер  и Т. А. Власовой (1972, 1973)

 

В исследованиях, проведённых  в 1972—1973 гг. НИИ дефектологии АПН  СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва, Иркутская  область, Литва, Армения), у 5,8 % всех учащихся младших классов было диагностированно ЗПР. На материалах этих исследований М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.

1.   Неосложненный психофизический и психический инфантилизм

2.  «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

 

  • В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

 

1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой).

 «Речь идет о так  называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.

 Трудности обучения  в младших классах связаны  с преобладанием игровой мотивации  над познавательной, незрелостью  эмоционально-волевой сферы и  личности в целом. В таких  случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным  типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловленно наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития (А. Ф. Мельникова, 1936; Г. Е. Сухарева, 1965). Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия (Г. П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов)

2. ЗПР соматогенного происхождения.

 Этот тип психической  задержки обусловлен влиянием  различных тяжёлых соматических  состояний, перенесённых в раннем  возрасте (операции с наркозом, болезни  сердца, малая подвижность, астенические  состояния). «Нередко имеет место  и задержка эмоционального развития  — соматогенный инфантилизм,  обусловленный рядом невротических  наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности»[2]

3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

         А) Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

         Б) Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.

        В)Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

4.ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.

 При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

 

  • Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
  1. Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
  1. Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
  2. ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
  3. ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

 

 

Этиология и классификации  задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся  патологии в психофизическом  развитии детей старшего дошкольного  возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным  формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Основные группы причин, которые  могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

1) Органические причины,  задерживающие нормальное функционирование  центральной нервной системы.

2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

3) Частично сформированная  ведущая деятельность возраста.

К причинам органического  характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

Причины возникновения ЗПР  многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

У одних из них на первый план выступает замедленность становления  эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, нарушения  же в интеллектуальной сфере выражены не резко. При других формах задержки психического развития преобладает  недоразвитие различных сторон познавательной деятельности.

Г. Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

1) Интеллектуальные нарушения  в связи с неблагоприятными  условиями социальной среды.

2) Интеллектуальные нарушения  при длительных психосоматических  расстройствах.

3) Нарушения при различных  формах инфантилизма.

4) Вторичная интеллектуальная  недостаточность в связи с сенсорными нарушениями.

М. С. Певзнер в группе детей  с ЗПР описывает разные варианты психофизического инфантилизма, интеллектуального  нарушения при цереброастенических состояниях.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967) выделили среди детей с ЗПР  две наиболее многочисленные группы:

1) Дети с нарушенным  темпом физического и умственного  развития.

Причины: медленный темп созревания коры головного мозга.

Дети данной группы уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии.

Информация о работе Нарушение интеллектуального развития