Лекции по "Этнопсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:38, курс лекций

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и задачи этнопсихологии в современных условиях.
Вопрос 2 Методы исследования, используемые в этнопсихологии.
Вопрос 3 Виды этнических общностей, их психологические особенности (этнос, община, диаспора, этническая группа).
...
Вопрос 15 Провокация как способ разжигания этнических конфликтов. Политические аспекты провокаций.

Файлы: 1 файл

этнопсихология.лекции.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Уровни развития э.г.:

1.Диффузная  группа(номинальная) – группа  в момент возникновении(нет взамной поддержки, общения, устойчивых эмоциональны связей). Диффузные группы этнического характер на вокзалах, рынках и тд.

2. Ассоциативная  – устойчивые межличностные взаимоотношения  между членами группы. Обмен информацией,  эмоциями. Низко-развитая группа, отсутствует организованное взаимодействие людей. Не решает серьезных задач. При неблагоприятных внешних условиях распадается. Нуждается в поддержке извне для дальнейшего развития. Обеспечивает психологическую, эмоциональную поддержку.

3.Корпоративная-организованная  группа, функциональное единство  людей, возникает из ассоциативной,  когда появляется организованное  взаимодействие членов группы. Цель - совместная деятельность. Членам  группы известен и понятен  алгоритм последовательности их действий. Между членами группами существует разделение функций. Появляется подобие процесса управления. Появляется фигура лидера и иерархия. Без лидерства не бывает корпоративных групп. Высокоразвитая группа. Способна решать достаточно серьезные задачи. Устойчива к негативным  воздействиям социальной среды. Не способна обеспечить психологическое единство людей.

4. Коллектив-  предполагает психологическое единство  людей(общие ценности, идеалы, убеждения,  личные стремления, эмоц. состояния).

Этнические  группы преимущественно ассоциативные или корпоративные.

Развитие группы обратимо(прогресс/регресс вплоть до распада). Неспособность группы к  решению противоречий порождает  регресс.

Удовлетворенность членством в группе не бывает полной. Если более 30% группы покидают ее из-за неудовлетворенности, группа распадается. Психологическое единство ценнее функционального. Конкуренция и потребление препятствуют психологическрму единству.

Вопрос 10 Динамические процессы в группе, их этническая специфика: общая характеристика.

  1. Лидерство – процесс реализации личностью лидерских функций(возникает, существует, прекращается).
  2. Конфликт- Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
  3. конформизм - Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом. Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это. В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден ее покинуть. Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека. Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.
  4. Групповая сплоченность. Групповая сплоченность - это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и "лица" в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

Феномен «группового  давления», явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, «конформность наоборот» (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе от меры конформности: принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.

Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных  выборов; по Л.Фестингеру – частота  и прочность коммуникативных  связей; по Т.Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А.Бейвеласу – взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского).

Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: «теория черт», «ситуационная теория» (варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.

Процесс принятия групповых решений. Эффективность  групповых решений  через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей, метод «синектики» У.Гордона). Феномен «группового духа». Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

 

Вопрос  11 Особенности лидерства в этнической группе.

 

Лидерство - процесс реализации личностью лидерских функций(возникает, существует, прекращается).

Лидерство – наличие в группе лица обладающего более высоким статусом по отношению к другим.

Причины возникновения.

- готовность группы делегировать  лидерство определенному лицу(осознание  необходимости лидерства).

- наличие лица готового это лидерство принять(мотивация быть лидером).

Стадии:

  1. возникновение лидерства
  2. формирование лидерства(взаимная адаптация лидера и группы).
  3. реализация лидерства.
  4. кризис и распад лидерства.

Стили лидерства.

1.Авторитарный.- единоличность принятия решений  и ответственности. Эффективен  при экстремальных условиях и  в случае психологической незрелости  членов группы.

Не дает возможности  членам группы проявлять инициативу.

  1. Демократический – коллегиальность в принятие решений и ответственности. Лидер выступает организатором выполнения принятых коллегиально решений. Применим только для высокоразвитых групп и в достаточно стабильных внешних условиях.
  2. либеральный(попустительский, наплевательский) - взаимная безответственность.

В лучшем случае сносное выполнение функций. В худшем – распад. Плюсы: позитивные отношения между лидером и членами группы. Эффективен в том случае, если людям нужно расслабиться.

Истоки этнического лидерства – богатство, кастовая принадлежность, принадлежность к определенной этнической ветви, старость(на Кавказе)/возраст, аристократическое происхождение, принадлежность к крупным экономическим группировкам.

 

Вопрос 12 Групповое давление и конформизм в этнической группе (общности).

Были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает  тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач. Психологи, подводя итоги исследований в этой области, сделали вывод о том, что достижению групповых целей способствует высокая сплоченность. Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно  эффективными, влияя не только на выбор  индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения и даже на восприятие действительности. Было продемонстрировано, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра персептивных суждений и оценок.

Групповое давление в группе выполняет следующие  функции:

а) помогает группе достичь ее цели

б) помогает группе сохранить  себя как целое

в) помогает членам группы выработать «реальность» для соотнесения с  ней своих личных мнений

г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному  окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме.

Почему же так трудно противостоять  такому давлению? Известно, что в  ходе групповой жизни возникают  и закрепляются определенные групповые  нормы и ценности, которые в  той или иной степени должны разделять  все участники. Групповые нормы – это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Угроза социального отвержения или другого наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

Конформность (от поздне лат. conformis – «подобный», «сообразный») – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Стремление к социальному  одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии других в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Конформизм (от поздне лат. conformis – «подобный», «сообразный») – пассивное, некритичное принятие господствующего  порядка, норм, ценностей, традиций, законов  и т.д. Проявляется в изменении  поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как конформизм к нормам и ценностям меньшинства.

Главная ценность конформистского типа – это чувство  общности с социальной средой. Будь то родная деревня, нация, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является для такой личности источником нравственных норм и представлений. Если в окружении укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Может быть, даже с излишней строгостью.

Мало того, что  личность здесь социально ориентирована, ее устремления носят коллективистский характер, а не индивидуалистический, как у «потребителя». Личному  счастью предпочитается всеобщее согласие, приспособление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, а главный мотив поведения – быть, как все. А потому, раз последующие поколения поступают, как и предыдущие, складываются мощные традиции, которые придают устойчивость нравам.

«Конформистский»  тип нравственной личности в равной степени может сложиться и  в среде дворянства, и в среде  крестьянства, и в любой другой среде. В плане сознания эта личность пассивна, ибо все нормы выработаны давным-давно. Но при внутренней пассивности критерием нравственности здесь являются поступки. Поведение предписано обычаем, грань между моральным и привычным может почти стираться. Поведение приличное становится синонимом хорошего, а нравственная непохожесть изгоняется. Если «потребительский» тип наивно верит, что все люди одинаковы, то «конформистский» хочет, чтобы все были одинаковы – похожи на него. Отсюда – нетерпимость к другим моральным системам, но достаточная снисходительность к нарушителю внутри своей среды. Если только он нарушает правила, но не отвергает сами нормы. Грешник может раскаяться и вновь будет принят «в лоно».

Итак, основная нравственная ценность конформистского  типа – это коллективное счастье. Такая социальная ориентация предполагает любовь к традициям, приспособление к ним, желание поступать «как все», ориентацию на дела в сочетании с непоколебимой верой в основы нравственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что конформизм – это морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, законов, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).

В психологии конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому  давлению группы. Конформизм проявляется  в изменении поведения и установок  в соответствии с ранее не разделяемой  позицией большинства.

К положительным  чертам конформизма относят:

формирование  единства в кризисных ситуациях  позволяющего организации выжить в  сложных условиях;

упрощение организации  совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных  обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;

уменьшается время  адаптации человека в коллективе;

социальная  группа приобретает единое лицо.

В то же время явлению конформизма  сопутствуют и отрицательные  черты. Среди них можно выделить следующие:

беспрекословное следование человека нормам и правилам большинства приводит к потере способности  принимать самостоятельные решения  и самостоятельно ориентироваться  в новых и непривычных условиях;

конформизм  часто служит нравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарных государств;

конформизм  создает условия и предпосылки  для осуществления массовых убийств  и геноцида, так как индивидуальные участники таких акций часто  не в состоянии подвергнуть сомнению их целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;

конформизм  часто превращается в питательную  среду для всякого рода предрассудков  и предубеждений против меньшинств;

конформизм  значительно уменьшает способность  человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убивает в нём способность оригинально и творчески мыслить.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

Информация о работе Лекции по "Этнопсихологии"