Лекции по "Этнопсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:38, курс лекций

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и задачи этнопсихологии в современных условиях.
Вопрос 2 Методы исследования, используемые в этнопсихологии.
Вопрос 3 Виды этнических общностей, их психологические особенности (этнос, община, диаспора, этническая группа).
...
Вопрос 15 Провокация как способ разжигания этнических конфликтов. Политические аспекты провокаций.

Файлы: 1 файл

этнопсихология.лекции.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

насильственное  включение территории этноса в соседнее государство;

Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления  ценности этноса. Ценностные конфликты  могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества.

 

Вопрос 8 Национальная (этническая) идентичность в современном мире. Этническая идентичность, патриотизм, национализм и космополитизм.

«идентичность осознанное самоопределение социального  субъекта», ее значимость определяется тремя основными составляющими: потребностью в принадлежности, потребностью в позитивной самооценке и потребностью в безопасности.

У людей имеется  представление об общем для всей группы прошлом, о единстве исторической судьбы. Пока эти общности желают сохранять свою культурную «особость», пока они ставят свою национальную идентичность выше классовых, конфессиональных или региональных отличий, существует и нация.

культура –  «цемент общественных отношений» не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с представителями иных культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т. е. чувство идентичности.

Этническая  принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое попадает человек и которое, в свою очередь, задает общепринятые стандарты поведения и самореализации личности.

Национальная идентичность в отличие от этнической предполагает наличие определенной ментальной установки, ощущения индивидом в сильной или слабой степени своей принадлежности к крупному социополитическому образованию (обычно государству).

 Этническая  и национальная идентичности  по-прежнему сосуществуют как  две зачастую конкурирующие формы групповой идентичности: для одной решающим фактором является культурная общность, для другой — политическая (государственная).

Этническая идентичность, как и любая другая форма идентичности, формируется стихийно, в процессе социализации личности, в то же время осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека.

В целом сосуществование  данных идентичностей отражает наличие  двух наиболее значимых форм социальной группировки людей - этнической и государственной, между ними существуют сложные взаимосвязи, взаимопересечения, а иногда и взаимоисключения, и каждая из этих идентичностей — многомерное явление.

 Так, например, считается, что у населения  современного (национального) государства должна быть единая идентичность. Из этого вовсе не следует, что все граждане государства должны принадлежать к одной и той же этнической группе. Национальная идентичность может быть - и во многих случаях является - политической (гражданской), а не этнолингвистической.

В условиях кризиса социальной неустроенностью и острой потребностью в защищенности этническая/национальная идентичность становится для многих универсальной формулой ответа на вопрос о смысле существования и социального действия. Ибо идентичность является одним из важнейших механизмов личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов.

В соответствии с субъективно определяемыми  идентификациями человек организует и направляет свое поведение. Этническая идентичность выступает мощным фактором формирования этнических групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с большой социальной (этнической) общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и политического действия (особенно в кризисном обществе).

Национальная  идентичность является важнейшим средством  легитимации и делегитимации  политической власти в переходном обществе, поскольку она легитимирует деятельность национальных элит и создает необходимые предпосылки существования национального государства.

Этническая  идентичность — составная часть  социальной идентичности личности, психологическая  категория, которая относится к  осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значи- мость этого членства).

Выделяют и поведенческий компонент социальной идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях»

Патриоти́зм (соотечественник, отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, берущее  своё начало в национализме. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым даёт положительную характеристику. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей родине, но фактические наполнения понятия способны быть кардинально противоположными. Так, в зависимости от платформы взглядов, на которой стоит высказывающий оценку, один и тот же человек может подходить, а может не подходить под определение патриота. Патриотизм может проявляться в следующих формах:

полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах);

имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;

этнический  патриотизм (национализм) — в основании  имеет чувства любви к своему народу;

государственный патриотизм — в основании лежат  чувства любви к государству.

квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании  лежат гипертрофированные чувства  любви к государству.

Национали́зм — представление об идентичности, которое может коллективно ощущаться членами некоторого государства, нации, общества или территории. Согласно Эрнесту Геллнеру, политический национализм есть требование совпадения политических и национальных границ. Другое определение национализма сводится к тому, что нация выступает для националиста высшей ценностью. Националисты стремятся создать или сохранить нацию, основываясь на различных представлениях о политической легитимности. Такие представления могут идти от теории «культурной идентичности», восходящей к романтикам, либерального аргумента, согласно которому политическая легитимность основывается на общественном согласии населения данной территории, или быть их комбинацией.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем  процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.

Принципы

«Нация —  первична, государство — вторично», — основной лозунг национализма. Национализм  проповедует не вражду и ненависть  к представителям иных наций и  народов, но скорее политическую независимость  и работу на благо собственного народа. Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм»). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

 Виды национализма

Ниже перечислены  основные направления национализма. Большинство современных течений  в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений.

Гражданский национализм  утверждает, что легитимность государства  определяется активным участием его  граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой  государство представляет «волю  нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется с гражданством.

 Формой гражданского  национализма является либеральный  национализм, который делает акцент  на либеральных ценностях, в  особенности на правах человека. Государственный национализм, напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.

Органический  национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь  культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.

Культурный  национализм определяет нацию общностью  языка и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни.

Этнический  национализм отождествляет нацию  с этносом, т. е., с генетической общностью.

Крайние формы  национализма часто ассоциируются  с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм и расизм), а культурные националисты — культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия).

Характерная для  национализма размытость идеологии  и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности  для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны»  обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

Космополитизм (от др.-гр. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, человек космоса  — вселенной) — идеология, рассматривающая  жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности. Космополитизм имеет несколько определений, зависящих о политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:

 расширение  идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества; христианство по своему идеалу космополитично. Неправильно понимается космополитизма как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. (Словарь Брокгауза и Ефрона)

 идеология  так называемого «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология,  проповедующая отказ от национальных  традиций и культуры, патриотизма,  отрицающая государственный и  национальный суверенитет. (БСЭ) 

 теория и  идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода. (Словарь по общественным наукам)

 идеология,  которая под прикрытием понятий  «мирового государства» и «мирового  гражданства» отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма.

 идеология  так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации. Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму в том, что считает нации пережитком, вторичными как по отношению к индивидууму, так и по отношению к человечеству в целом.

Весьма часто  космополитизм берётся лишь в  отрицательном смысле, как простое  отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.

Вопрос 9 Уровни развития этнических групп: социально-психологическая характеристика.

 

Основы возникновения  э.г.

  1. определенный район проживания
  2. интересы связанные совместной деятельностью
  3. привязка к определенному культурному объекту.
  4. семейные и родственные отношения.

Движущие силы развития группы- противоречия. Внутри группы, между группой и окружающей средой, между группой и личностью. При изменениях окружающей среды, группа должна трансформироваться к новым социальным условиям.

Информация о работе Лекции по "Этнопсихологии"