Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. Термин «психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.
Долгое время психология развивалась как составная часть философии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психологии.

Файлы: 1 файл

Психология контрорльная.docx

— 57.26 Кб (Скачать файл)

 

Другой из основоположников юридической психологии – А. В. Дулов отмечал, что предметом любой науки всегда является изучение определенной группы закономерностей. В соответствии с этим, предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психологических явлений, закономерностей формирования психических свойств человека. Прикладные отрасли психологической науки, к которой относится и юридическая психология (в терминологии А. В. Дулова – судебная психология), призваны конкретизировать, углублять общие закономерности психологической науки применительно к определенным видам деятельности человека. Предметом судебной психологии, по мнению этого автора, являются особенности развития и проявления психических закономерностей, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.

 

Третий теоретик в области юридической психологии – В. Л. Васильев полагает, что предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определение связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих в советской психологии подхода: «деятельностный», разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный ленинградской школой. Однако к середине 80-х годов на первый план стал выходить «системный» подход, культивируемый в академической психологической науке. В связи с этим в последнее время в качестве предмета юридической психологии В. Л. Васильев выделяет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования, систему «человек – право». Главным звеном в этой системе является человек или личность как субъект деятельности.

 

Представляются правильными, по мнению автора, рассуждения Столяренко А. М. об органической связи всей сферы права с психологией и невозможности укрепить правопорядок, бороться с преступлениями, не считаясь с психологическими факторами, ибо любой закон живет и действует лишь тогда, когда люди его понимают, хотят и могут выполнить. Этот же автор отмечает, что поскольку юридическая психология ‑ «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» части − так, как понимает свой предмет психологическая наука. Соображения о двойственном подходе к предмету юридической психологии весьма интересны и совпадают с нашим мнением. Мы считаем, что предмет юридической психологии – это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи. В эту своеобразную совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юридических органов и полномочных лиц, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие – процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические – правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.

 

Юридическая психология – прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.

 

Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной, – ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфично лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особенностей человеческого поведения: юридическая психология рассматривает их применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируется в зависимости от логики правового регулирования, правовых факторов.

 

Таким образом предметом юридической психологии – является исследование и систематизация психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности.

 

Исходя из единства, взаимосвязи объекта, предмета и методов науки, задачи, которые можно разделить на общие и частные.

 

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

 

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:

 

-  исследование  психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

 

- исследование  структурных элементов предмета  этой науки: личности юриста, его  деятельности, правомерного и противоправного  поведения, личности законопослушного  человека и правонарушителя, психологии  социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений;

 

- психологическое  исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного  поведения, специфики мотивации  отдельных видов преступного  поведения;

 

- изучение  методологических и теоретических  ее основ, разработка методики  и методов теоретических и  прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических;

 

-  разработка  социально-психологических основ  профилактики преступлений;

 

- исследование  психологических закономерностей  различных видов правоохранительной  деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);

 

-  исследование  психологических закономерностей  деятельности исправительных учреждений  в целях разработки системы  мер по исправлению и перевоспитанию  осужденных;

 

- обеспечение  практики специальным психологическим  знанием, разработки теории и  методики судебно-психологической  экспертизы, психологической консультации  и т. п.;

 

- разработка  рекомендаций по совершенствованию  профессионального мастерства работников  правоохранительных органов, по  профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

 

Вышеуказанная двояко обусловленная сущность юридической психологии определяет и ее методологические принципы: они обусловлены и психологией, и правоведением.

 

К принципам юридической психологии мы относим:

 

- обусловленность  правозначимого поведения личности условиями ее жизнедеятельности;

 

- факторы, детермининирующие правозначимое поведение, системны, комплексны; анализ этого поведения носит вероятностный характер;

 

- реализация  правозначимого поведения определяется генезисом (онтогенетическим формированием) личности; основной способ научного анализа правозначимого поведения – метод функционально-генетического анализа;

 

- психические  факторы поведения личности не  должны абсолютизироваться: поведение  человека определяется единым  генетико-психосоциальным фактором;

 

-  исследования  в области юридической психологии  синтетичны – психические закономерности  здесь соотносятся с правовыми  постулатами, нормами материального  и процессуального права;

 

- как  и любая наука, юридическая психология  призвана соответствовать принципу  научности: она использует научно  апробированные методы и методики, общепризнанные научно-методологической  концепции.

 

Исследуя структуру юридической психологии, мы определяем ее составные части, разделы, их взаимосвязь, семантику (смысловое содержание) каждой части, ее соотнесенность со смежными отраслями знаний. Так методологический раздел юридической психологии соотносится с общей научной методологией, гносеологией, методикой научного исследования. Правовая психология соотносится с проблемами социализации личности, основами правотворчества, правосознанием, с психологическими основами саморегуляции поведения. Криминальная психология взаимосвязана с формированием девиантного поведения, психическими и генетическими аномалиями, общей теорией мотивации поведения. Криминалистическая психология связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой деятельности в проблемных ситуациях, психологией межличностного взаимодействия. Аналогичные взаимосвязи характерны и для судебного разбирательства. Пенитенциарная психология связана с теорией ресоциализации, исправления личности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикой формирования социально положительного поведения. Особенно тесно она связана с пенологией - наукой о наказании.

Уже краткий анализ структурных единиц юридической психологии свидетельствует об их относительной самостоятельности – они связаны со своими научными зонами и, наряду с этим, они структурно взаимосвязаны между собой.

Задачей нашего исследования было выявление структурных самодовлеющих образований юридической психологии и определение их семантического содержания. Далее мы переходим к системе категорий юридической психологии, анализируя их в пределах выше намеченной структуры.

В заключение нам следует отметить, что для оптимизации правоохранительной деятельности необходимы: с одной стороны, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, и с другой – научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов по методике подбора и расстановки юридических кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Понятие, психологическая характеристика группы

Понимание того, что представляет собой группа с точки зрения социальной психологии, каким образом она воздействует на своих членов, что движет людьми, состоящими в ней, помогает, с одной стороны, пра­вильно оценивать их действия и поступки, а с другой — выбирать наиболее оптимальные методы борьбы с организованной групповой преступностью. Поэтому рассмотрим некоторые основополагающие понятия, категории, объективно существующие закономерности группового поведения людей, определяющие жизнь любой группы, которые необходимо учитывать юристу, имеющему дело с групповой преступностью.

1. В социальной  психологии существуют различные взгляды на понятие группы. В контексте проблем, изучаемых юридической психологией, наибольший интерес представляет определение группы в качестве реально существующего образования, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию.

Современное общество включает в себя огромное количество разнообразных социальных групп, различающихся по целям и содержанию деятельности, по способу объединения, характеру функционирования и т.д. В системе существующих общественных отношений каждая из них занимает свое определенное место.

По числу входящих в них людей социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микро­группы).

Малая группа возникает, как правило, на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные, личные контакты. Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Это приводит к формированию групповых взглядов и норм поведения.

Число лиц, входящих в малую группу, бывает различным. Нижний ее предел, естественно, не может быть меньше двух человек. Верхняя граница соответствует тому уровню, на котором сохраняются и наиболее активно поддерживаются межличностные контакты, оказывается взаимное влияние членов группы. Считается, что наиболее распространены микрогруппы, составляющие из (±) семи человек.

В свою очередь малые группы подразделяются на формальные и неформальные. В отличие от формальных групп, структура которых определена свыше, неформальные группы складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы.

В социальной психологии встречается и другая классификация малых групп. Они подразделяются на так называемые группы членства и референтные группы. В референтной группе субъект может даже и не состоять, но на мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, ориентирован настолько, что они существенно влияют на его мотивационную сферу, поступки, поведение, что мы нередко наблюдаем в современных молодежных группах.

Социально-психологический механизм воздействия подобных групп нередко помогает понять, почему субъект поступил определенным образом, иногда даже вопреки своим личным интересам, разобраться в ис­тинных причинах его противоправного поведения, увидеть скрытые мотивы, подтолкнувшие его на этот путь.

Значение группы во взаимоотношениях людей состоит в том, что она выступает субъектом определенного вида деятельности (в том числе и противоправной) и в силу этого включена в систему определенных отношений, существующих в обществе. Общность содержания, форм деятельности людей, объединенных в группу, порождает и общность группового сознания членов группы.

2. В социальной  психологии основными характеристиками  группы считаются: ее параметры (состав, структура); внутригрупповые, межличностные процессы; групповые нормы и ценностные ориентации; система санкций.

В тех случаях, когда юристу приходится иметь дело с группой, с оценкой группового поведения людей, весьма важно обращать внимание на содержание функциональных обязанностей ее членов в ходе их совместной деятельности, а также на характер их межличностных, ролевых отношений в динамике групповой жизни. Именно по этим признакам и отличается каждая группа людей от другой группы. «Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему «идентифицироваться с группой».

Информация о работе Юридическая психология