Этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Основные этапы развития психологии
В настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Файлы: 1 файл

реферат психология 1.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ ОТ ЭЛЛИНИЗМА ДО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией  Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма  и эклектизма. Данные направления  и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима.

Развитое первыми последователями  Платона учение стало мировоззренческой  и теоретической основой психологических  концепций целого ряда последующих  философских школ и направлений.

Одной из важнейших задач  перипатетиков являлось комментирование  произведений основателя школы - Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю  перипатетики признавали душу, имеющую  собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутрителесном пространстве. Этим объединяющим началом  явлений считалась пневма или  эфир -”пятая субстанция”.

Скептицизм. Название данного направления античной мысли произошло от греческого глагола “озираться”, «осматриваться». Но для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от окончательных суждений. Объявив видимость единственным критерием истины, древние скептики выступили против догматизма существующих в античности концепций души, что, в свою очередь, стимулировало дальнейшее углубление и развитие психологических представлений античности.

Эпикуризм Древнего Рима имел ярко выраженную материалистическую направленность. Его школы функционировали в  Неаполе, Афинах, Риме. Учение эпикурейцев  являлось предметом научных споров многих последующих поколений мыслителей, а их атеистическая направленность становилась причиной угрозы существования  их трудов. Римский эпикуризм как  направление античной мысли имел не только глубокие исторические корни, но и богатое научное продолжение.

Римский стоицизм просуществовал в Риме с 155 г. до н.э. до 529 г. В центре его внимания - проблемы нравственности, независимости от материальных благ, совпадения счастья и добродетели. В римском стоицизме происходит ослабление внимания к изучению природы и теории познания. Римские стоики решительно и твердо отстаивали права и силу человеческого разума, его подчиненность единым законам, которые могут быть познаны.

Римский эклектизм. Название данного направления развития античной мысли, как и многих древних школ, носит условный характер, ибо в большинстве случаев мыслители все же ориентировались на определенные мировоззренческие традиции. Среди выдающихся представителей римского эклектизма выделялись Марк Теренций Варрон, Корнелий Цельс, ученики школы Секстиев.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 17 ВЕКА. Т. ГОББС, ДЖ. ЛОКК, Г. ЛЕЙБНИЦ.

Крупнейшим английским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический метод  Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и  придавшим материалистическому  направлению механистическую форму  был Т.Гоббс (1588 – 1679).

Будучи противником теории двойственной истины, Т.Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, та, которая достигается и приобретается  на основе чувственного опыта и разума. Познание должно начинаться с чувственного опыта, от которого, путем индукции восходит к пониманию причин явлений  и событий, и затем, обратным путем, при помощи дедукции обеспечивает знание новых явлений и действий.

В своей философской системе  Гоббс пытается раскрыть природу  психического. По его мнению, в основе всего лежит материя, различная  по форме, структуре, величине, движению и изменению. Психическое, сознание, мышление есть телесное свойство. Поскольку  материя подчиняется механическим законам, они в равной мере распространяются и на психику животных и человека. Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно  заключается в специфической  форме движения, которая возникает  в живом теле в результате внешних воздействий.

Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии. В  нем был осуществлен синтез идей английского эмпиризма и ассоцианизма и немецкого идеалистического понимания  души. Лейбниц постулировал существование  эволюции или развития монад. В исторической перспективе есть несколько стадий развития монад. Первая стадия характеризуется  наличием активности, но отсутствием  каких-либо представлений. Эта стадия соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. Следующий  уровень представляют монады-души, которым присущи активность и  смутные представления. Эта стадия соответствует уровню растений и  животных. Монады-духи свойственны  человеку. Они активны и обладают отчетливыми представлениями. Завершают  иерархию монад монады ангелов и  бога, лишенные материальной оболочки и обладающие предельной полнотой знания и абсолютным самосознанием.

Теорию познавательной деятельности завершает у Локка учение об уровнях  познания. Их три – интуитивный, демонстративный и чувственный. Низшим и наименее надежным является, согласно Локку, чувственное познание, при котором вещи познаются через  образы восприятия. Вторая ступень  познания – демонстративное познание, при котором вещи познаются посредством  ряда промежуточных умозаключений. Наивысшее и самое достоверное  познание -–интуитивное, которое основано на внутренней убежденности.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Р. ДЕКАРТ, Б. СПИНОЗА.

Одним из самых значительных событий Нового времени стала  философская система, разработанная  крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650).

Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В  качестве такого критерия философ выдвигает  интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие сомнения есть признак ложного знания.

Исходным тезисом Декарта  в объяснении жизнедеятельности  живых организмов явилось положение  о машинообразном характере их поведения. Декарт переносит физико-механические принципы действия механизмов на жизненные  функции животного организма. Более  того, Декарт распространяет эти принципы и на функции человеческого тела.

Опровержение картезианского дуализма продолжается в трудах видного  голландского философа Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632 – 1677). Спиноза выдвигает  учение о единой субстанции, ее атрибутах  и модусах. Первопричиной всего  существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого либо внешнего побудителя или творца. Она несотворима и  неуничтожима, бесконечна во времени  и пространстве, а также едина.

Человек является особо сложным  единством атрибутов мышления и  протяжения. Он выступает одновременно как модус тела и модус мышления. Душевная жизнь индивидуума определяется единством души и тела. Различные  движения и действия, производимые человеком при взаимодействии с  различными материальными телами, приводят к внутренним изменениям телесных структур. Эти изменения фиксируются в  определенных душевных состояниях.

Первоначальными формами  душевных состояний являются ощущения и восприятия, представляющие собой  осознание внешних воздействий  и состояний тела. Но человеческая душа воспринимает не только вещи и  состояния тела, но также и образы или идеи этих состояний. Самосознание основывается на основе восприятий собственного тела, а поскольку последние определяются внешними воздействиями, то и самосознание имеет природную детерминацию. Врожденных идей не существует.

Мировоззрение и учение Б.Спинозы  о психической деятельности оказало  значительное влияние на развитие психологических  идей, изменив понимание объекта  и метода психологических исследований.

 

Заключение

Подводя итоги изложенному, отметим, что каждому историческому  периоду развития психологии свойственны  свои специфические идеалы научного знания и методологические подходы  к осмыслению психической реальности. В античной психологии таким идеалом  впервые стал сам “человек как  мера всех вещей”, а основными методологическими  линиями отражения его психических  процессов явились соответствующие  времени рационализированная и  систематизированная формы его  мировоззрения.

Именно на этой теоретической  основе античная наука первой выдвинула  идею о бесконечности и неисчерпаемости  процесса познания душевных явлений, ибо  нет такого конкретно-научного понятия, которое имело бы неограниченную применимость в описании природы (или  могло бы быть основой ее описания хотя бы в принципе). Это справедливо  и в отношении понятийно-категориального  аппарата современной психологии.

 

Список литературы.

1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней  М 1990.

2. Немов Р. С. Психология учебник  . Кн. 1. М 1994.

3. Ярошевский М.Г. История психологии  М 1985.

4.Фромм  Э. Душа человека. М 1992.

 


Информация о работе Этапы развития психологии