Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: учебная мотивация.
Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей уровня учебной мотивации младших школьников обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения;
Гипотеза исследования: Исходя из того, какие требования предъявляются младшим школьникам в системе развивающего обучения, можно предположить, что высокий уровень учебной мотивации характерен младшим школьникам, обучающимся по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, у школьников, обучающихся по традиционной системе обучения уровень учебной мотивации будет более низкий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Психологические характеристики учебной мотивации младшего школьника................................................................................................................7
1.1. Понятие учебной мотивации и ее структура...............................................7
2.2. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системах традиционного и развивающего обучения ………………………...13
Глава 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников............................................................................................................22
2.1.Процедура проведения исследования...........................................................22
2.2.Результаты и их психологическая интерпретация.......................................25
Выводы…………………………………………………………………..............36
Заключение………………………………………………………………...........37
Библиография…………………………………………………………..............39

Файлы: 1 файл

оброзец курсовая работа.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Как видно из таблицы 3, средние значения  показателей: направленность на отметку и направленность на знания у младших школьников, обучающихся по двум разным системам, составляют: в развивающем обучении направленность на отметку составляет 5, направленность на знания – 8,7. В традиционном обучении: направленность на отметку –  5,8, направленность на знания – 9.

Проанализируем результаты диагностического исследования  у школьников, обучающихся в ПЛГТО. Как видим из таблицы, у школьников в развивающей системе направленность на получение знаний выше, чем на отметку. Это говорит о том, что дети направлены в первую очередь на получение новых знаний, умений, цель которых достичь желаемый результат. Но их мотивация также направлена на отметку, им интересно получать хорошие отметки, очень переживают, когда получают двойку и стараются их не получать, а если вдруг получать, то будут пытаться ее исправить. В развивающей системе средние значения не на много ниже, чем у представителей традиционного обучения.

Проанализируем результаты диагностического исследования у младших школьников, обучающихся по традиционной системе. Здесь та же самая ситуация, как и в развивающей системе, направленность на знания выше, чем направленность на отметку. Это объясняется тем, что ученики хорошо мотивированы на получение новых знаний, любят учиться, поднимать руку, отвечать у доски, делать домашнее задание. Направленность на отметку, заключается в том, что, садясь за уроки, ученик в первую очередь думает о завтрашнем дне, о том, а если меня спросят, а я буду не готов, то мне поставят двойку, поэтому я сяду за уроки и сделаю домашнее задание, и мне обязательно поставят положительную отметку. Или о том, что меня  родители будут ругать, если я не сделаю вовремя уроки, получу завтра отрицательную отметку и накажут меня.

Для наглядности представим диаграмму, где отображены средние значения разных систем обучения: во-первых развивающей системы обучения, во-вторых традиционной системы обучения.(См. рис. 2)

     Рис 2. Показатели средних значений по методике исследования направленность на отметку и направленность на знания.

 

Примечание: Ряд 1 – младшие школьники, обучающиеся по программе развивающегося обучения, Ряд 2 – младшие школьники, обучающиеся по традиционной программе.   

По рис 2. видно, что у младших школьников, обучающихся по системе традиционного обучения и школьников, обучающихся в системе развивающего обучения, никаких значимых различий не существует.

Средняя разность по показателю направленность на отметку у школьников в традиционной системе и развивающей системе составляет Md = 0,8; стандартное отклонение  σ = 0,1; tэмп = 0,6; df = 58.

Эмпирическое значение попало в зону незначимости, следовательно статистически значимых различий не существует. ( см. приложение 7)

Средняя разность по показателю направленность на знания у школьников в традиционной системе и развивающей системе составляет Md = 0,3; стандартное отклонение  σ = 1,1; tэмп = 0,5; df = 58.

Эмпирические  значения t = 0,6, t = 0,5  попали в зону незначимости, следовательно, статистически значимых различий не  существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе.

 

Используя в качестве метода математической обработки данных многофункциональный критерий φ Фишера и t-Стьюдента для независимых выборок, мы пришли к тому, что гипотеза работы практически не подтвердилась. Можно утверждать, что:

- младшие школьники, обучающиеся  в традиционной программе, имеют высокие, средние  и  низкие уровни учебной мотивации;

- младшие школьники, обучающиеся в развивающей системе, имеют высокие, средние и низкие уровни;

          - у младших школьников, обучающихся по разным системам, направленность на знания выше, чем на отметку;

          - у младших школьников, обучающихся по двум разным системам по показателю направленность на отметку и направленность на знания,  значимых различий не существует;

         - уровень учебной мотивации младших школьников, обучающихся по программе развивающего обучения и по программе традиционного обучения,       никаких значимых различий не имеет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 

Гипотеза нашего исследования не подтвердилась. Предположение о том, что у младших школьников обучающихся в развивающей системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова учебная мотивация будет выше, чем у младших школьников обучающихся по традиционной системе обучения, у них по нашим предположениям  уровень учебной мотивации будет низкий, оказалась неверной.

    1. В нашем исследовании подтвердилось, у школьников по разным системам обучения преобладает средний уровень учебной мотивации;
    2. Значимых различий в оценке уровней учебной мотивации не отмечено;
    3. Подтвердилось предположение о том, что у школьников в разных системах преобладает направленность на знания, а не на отметку;
    4. Подтвердилось предположение о том, что оценка для младших школьников имеет хоть и небольшое, но имеет место быть в учебной деятельности младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На основе проведенного изучения, анализа и обобщения литературы, опыта педагогов, психологов был сформулирован вывод об актуальности темы настоящего исследования. Актуальность темы состояла в том, чтобы подробно описать и рассказать о учебной мотивации младших школьников, обучающихся в двух совершенно разных системах обучения. Теоретически обосновать суть проблемы и провести исследование, направленное на ее изучение, доказать гипотезу о том, что уровень учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системе развивающего обучения выше, чем у школьников в традиционной системе. У них мы предполагали, будет уровень ниже.

Формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в самой деятельности. Для формирования положительной учебной мотивации очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу поставит проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация несомненно явится мощным толчком к началу интенсивного формирования положительной мотивации. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым положительную мотивацию.

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении учебной мотивации. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Учебная деятельность в глазах школьника должна приобрести особую ценность. Только тогда у ребенка возникнет потребность в ней.

С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой им и результативно-процессуальной ценности этой деятельности.

Для становления положительной устойчивой учебной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации школьников, то что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования учения у школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

  1. Безбородова, М. А. Развитие учебной мотивации у младших школьников / М. А. Безбородова // Начальная школа. – 2008. - № 6. – С. 15 -19.
  2. Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры/ Е. Белова // Директор школы. – 2006. - №1. – С. 37 – 42.
  3. Галанина, В. Мотивация учения в младшем школьном возрасте / В. Галанина // Психологи – учителю. – 2003. - №  7. - С. 40 – 44.
  4. Дуброва, Т.Н. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности младших школьников/ Т.Н. Дуброва// Психологический журнал. – 2001. - № 1. – С. 33 -42.      
  5. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология.  Хрестоматия, 4 – изд. / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
  6. Егоров, И. В. Развитие мотивации у детей младшего школьного возраста. Самооценка, самосознание у детей с 7 до 11 лет. / И. В. Егоров // Начальная школа. – 2002. – № 3. – С.25.
  7. Исаева Н. И. Психологический мониторинг динамики субъектного развития младшего школьника / Н. И Исаева // Начальная школа. – 2006. - №11. – С. 20 – 24.
  8. Королева, А. П. Оказание психологической помощи младшим школьникам с низкой мотивацией / А. П. Королева// Наука и школа – 2006. - № 4. – С. 31 - 33.
  9. Лукьянова,  М. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. Лукьянова // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 77 – 79.
  10. Мильман  В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. – 2001. - № 5. – С. 129 -133.
  11. Молчанова Л. Познавательная мотивация в учебной деятельности  младших школьников / Л. Молчанова // Учитель. – 2005. - № 1. – С. 64 – 68.
  12. Муллагалиева, Х.М. Формирование положительной мотивации к учению в условиях гимназии / Х.М. Муллагалиева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.- 2005- № 3.- С.45-56.
  13. Никулина И. Н. Личность учителя и ее влияние на развитие учебной мотивации младших школьников / И. Никулина // Научное обозрение. – 2008. - № 6. – С. 117 -120.
  14. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипова // Воспитание школьников. – 2003. - №8. – С.33 - 36.
  15. Резниченко, М.А. Мотивация учебной деятельности / М. А. Резниченко// Начальная школа. – 1988. - № 1. – С. 25 -30.
  16. Рожина В. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников / В. А.Рожина // Начальная школа. – 2006. - № 12. – С. 81 - 86.
  17. Святогорова, М.В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте  / М.В. Святогорова //Психологическая наука и образование.-  2003.- №.2- С.10-12
  18. Скороходова, Н. Мотивация к учению: как управлять её развитием / Н. Скороходова // Народное образование. – 2006. - №4. – С.193-203.
  19. Старов М. И., Смоленцева М.С. Мотивация учебной деятельности / М. И Старов., М.  С. Смоленцева// Школьные технологии. – 2005. - №3. – С. 125 – 131.
  20. Степанова, О. Учебные умения и навыки требуют коррекции /О. Степанова // Народное образование. – 2000. - №9. – С.181-187.
  21. Роботова А. С. О познавтельном интересе в младшем школьном возрасте / А. С Роботова // Начальная школа. – 2005. - № 3. – С. 7 -10.
  22. Троицкая, И. Формирование мотивации младших школьников / И. Троицкая//  Воспитание школьников. – 2003. - № 6. - С. 40.
  23. www.5ballov.ru.

Информация о работе Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников