Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: учебная мотивация.
Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей уровня учебной мотивации младших школьников обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения;
Гипотеза исследования: Исходя из того, какие требования предъявляются младшим школьникам в системе развивающего обучения, можно предположить, что высокий уровень учебной мотивации характерен младшим школьникам, обучающимся по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, у школьников, обучающихся по традиционной системе обучения уровень учебной мотивации будет более низкий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Психологические характеристики учебной мотивации младшего школьника................................................................................................................7
1.1. Понятие учебной мотивации и ее структура...............................................7
2.2. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системах традиционного и развивающего обучения ………………………...13
Глава 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников............................................................................................................22
2.1.Процедура проведения исследования...........................................................22
2.2.Результаты и их психологическая интерпретация.......................................25
Выводы…………………………………………………………………..............36
Заключение………………………………………………………………...........37
Библиография…………………………………………………………..............39

Файлы: 1 файл

оброзец курсовая работа.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 1, средние значения уровней мотивации учения для младших школьников, обучающихся по программам традиционного и развивающего систем,  являются следующие: развивающее обучение: высокий уровень – 27,5; средний – 18,5; низкий – 12,3. В традиционной системе: высокий – 26,5; средний – 18; низкий – 12,3; стандартное отклонения по уровням: традиционное обучение: высокий – 2,1; средний – 2,3; низкий – 0,6. Развивающее обучение: высокий – 2,1; средний – 2,3; низкий -0,6.  

Проанализируем результаты диагностического исследования  у школьников, обучающихся в ПЛГТО. Как видим из таблицы, у школьников присутствуют все показатели по методике. Это означает, что в этой системе учатся школьники с разной мотивацией, целенаправленные на деятельность, нецеленаправленные, организованные и неорганизованные и т.д.

3 человека (10 %) получили низкие показатели по этой методике, в связи Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В рисунках на школьную тему такие дети изображают, игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

Такие дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают  трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой.

В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

25 учеников из 30 (83 %) получили средний уровень учебной мотивации.  Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

2-е ребят (7 %) по данным диагностики получили высокий уровень развития учебной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

 Наши исследования согласуются с теоретическими основаниями таких авторов, как В.Г. Божович, Ю.Н. Кулюткина. По мнению Ю.Н. Кулюткина, ответственное отношение к учению проявляется в умении школьника, сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам,  то есть проявлять соподчинение мотивов. Младшие школьники уже могут в какой-то мере управлять своим поведением на основе сознательно принятого намерения. Значение этих намерений очень ярко проявляется тогда, когда нет интереса, а материал дается с трудом. В этом случае намерение выступает как мотив, который побуждает ребенка действовать. Однако, намерение не складывается само собой: для того чтобы возникло намерение, нужны мотивированная постановка цели учителем и принятие этой цели учеником.

   Проанализируем данные диагностического исследования младших школьников, обучающихся по традиционной системе в гимназии № 26.

6 человек (20 %) получили высокий уровень учебной мотивации. Для них характерна направленность на обучение в школе, огромный интерес, они с радостью выполняют все предъявленные школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Мотивированные на учебу школьники имеют отличные показатели не только в школе, но и в других сферах, пользуются авторитетом среди сверстников, учителей и хорошо учатся. Обладают целеустремленностью, организованностью и устойчивостью деятельности.

22 человека (73 %) получили средний уровень, это характеризуется тем, что им не очень нравиться ходить в школу. Ходят из-за того, в школе присутствует общение с друзьями, с учителем, с одноклассниками, не очень любят выполнять домашние задания, и  очень рады, когда им ничего не задают, более или менее нравится свой учитель и т.п.

2 человека (6 %) получили низкий уровень учебной мотивации. Низкая мотивация характеризуется: негативным отношением к школе, не хочется идти в школу, чаще охота остаться дома, слишком строгий учитель, который не берет во внимание этого ученика, отсутствие друзей, сложные уроки и т.д. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Для наглядности представим полученные результаты на графике (см. рис. 1)

Рис. 1. Показатели средних значений по методике исследования мотивации учения у младших школьников» Н.Г. Лускановой.

               

Примечание: Ряд 1 – младшие школьники, обучающиеся по программе развивающегося обучения, Ряд 2 – младшие школьники, обучающиеся по традиционной программе.    

По рис.1 видно, что учебная мотивация младших школьников, обучающихся по разным программам, не имеет существенных различий.  Это связано с тем, в этих образовательных учреждениях очень одаренные, целеустремленные и сильные школьники.       

Для выявления значимости различий мы применили статистический метод – критерий φ Фишера. С этой целью нами были высчитаны средние значения и стандартное отклонение по методике диагностики уровня учебной мотивации  Н.Г.Лускановой. Результаты занесены в таблицу 2.                                      

                                                             Таблица 2

Средние показатели и стандартное отклонение по методике

диагностики уровня учебной мотивации младших школьников.

показатели

 

 

 

младшие

школьники

Статистика

Обший

показатель

развивающая программа обучения

Х1ср

18

σ

3,5

традиционная программа обучения

X2ср

18

σ

            3,8




 

Как видно из таблицы 2, средние значения в развивающей и традиционной системе не имеет никаких различий. В традиционной системе среднее значение составляет – 18, стандартное отклонение составляет – 3,5. В развивающей системе среднее значение – 18; стандартное отклонение – 3,8.

Для определения уровня различий использовался коэффициент Фишера φ (по высокому, среднему и низкому уровню различия не обнаружены) – скорее всего, эти данные таковы, так как мы исследовали школьников, обучающихся по традиционной  системе обучения в гимназии. Здесь особые условия обучения: отбор при поступлении у дошколят с помощью психологических методик, где прослеживается уровень умственного развития каждого  дошкольника, плата за обучение, более высокий уровень обучения, одаренность и т.д.

Однако низкие показатели присутствуют – система обучения не всех мотивирует на учебную деятельность. На познание нового,  потому что  школу они посещают неохотно, плохо адаптированы к школе, на уроках занимаются посторонними делами, трудности в общении со сверстниками, одноклассниками,  с педагогами и т.д.

Для выявления значимости различий мы применили статистический метод – критерий φ Фишера. Для этого надо показатели успешности перевести в проценты. В развивающей системе: 3 человека из 30 получили высокий уровень учебной мотивации, это составляет 10 %. 25 человек получили средний уровень учебной мотивации, это составляет 83 %. 2 человека получили низкий уровень учебной мотивации, это составляет 7 %. В традиционной системе: 6 человек из 30 получили высокий уровень учебной мотивации, это составляет  20 %, 22 человека из 30  получили средний уровень учебной мотивации это составляет 73 %, 2 человека из 30 получили низкий уровень учебной мотивации, это составляет 7 %. (см. приложение 5)

                                                                                           Таблица 3

Количество человек получившие высокий, средний и низкий показатели, по системам традиционного и развивающего обучения переведенные в проценты, и эмпирические значения φэмп1,  φэмп2,  φэмп3.

 

традиционное обучение

%

развивающее обучение

%

φэмп

высокий

6

20

3

10

0,4

средний

22

73

25

83

0,8

низкий

2

7

2

7

0


Полученного эмпирического значения в таблице уровни статистической значимости разных значений критерия φ Фишера нет (см. приложение 6). Полученное эмпирическое значение φэмп1 = 0,4 попадает в зону незначимости. Гипотеза H1 отклоняется, H0 принимается. Доля лиц получивших высокие показатели мотивации в группе традиционного обучения, не больше, чем в группе развивающего обучения.

Полученного эмпирического значения в таблице уровни статистической значимости разных значений критерия  φ Фишера нет ( см.приложение 6). Полученное эмпирическое значение φэмп2 = 0,8 попадает в зону незначимости. Гипотеза H1 отклоняется, принимается нулевая гипотеза H0. Это значит, статистически значимых различий не существует. Доля лиц получивших средние показатели мотивации в группе развивающего обучения, не больше, чем в группе традиционного обучения.

Полученного эмпирического значения в таблице уровни статистической значимости разных значений критерия  φ Фишера нет (приложение 6). Полученное эмпирическое значение φэмп3 = 0 попадает в зону незначимости. Гипотеза H1 отклоняется, принимается нулевая гипотеза H0. Группа развивающего обучения не отличается от группы традиционного обучения, различий нет, т.к. φэмп3= 0.

Сделаем вывод, что статистически значимых различий у младших школьников  развивающей системе и в традиционной системе не существует. Отклоняется гипотеза о статистически значимых различиях, принимается нулевая гипотеза, так как φэмп1 = 0,4,  φэмп2 = 0,8,  φэмп3 = 0 попадают в зону незначимости.

2. Проанализируем данные по методике «Сформированность учебной мотивации. Направленность на отметку. Направленность на знания» (см. приложение  3).

Обработка данных осуществлялась с использованием параметрического критерия различий t – критерий Стьюдента для связных выборок. Результаты, проведенной диагностики по показателям направленности на отметку и на знания, дали следующие результаты. Они отображены в таблице 3.  

 

 

 

 

Таблица 3.

Показатели средних значений по методике исследования направленности на отметку и на знания младших школьников, обучающихся, по программам традиционного и развивающего обучения.

     показатели                            

 

 

школьники 

статистика

отметка

знания

развивающееся обучение

X

5

8,7

σ

2,4

2

традиционное обучение

X

5,8

9,1

σ

2,3

0,9

Информация о работе Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников