Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: учебная мотивация.
Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей уровня учебной мотивации младших школьников обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения;
Гипотеза исследования: Исходя из того, какие требования предъявляются младшим школьникам в системе развивающего обучения, можно предположить, что высокий уровень учебной мотивации характерен младшим школьникам, обучающимся по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, у школьников, обучающихся по традиционной системе обучения уровень учебной мотивации будет более низкий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Психологические характеристики учебной мотивации младшего школьника................................................................................................................7
1.1. Понятие учебной мотивации и ее структура...............................................7
2.2. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системах традиционного и развивающего обучения ………………………...13
Глава 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников............................................................................................................22
2.1.Процедура проведения исследования...........................................................22
2.2.Результаты и их психологическая интерпретация.......................................25
Выводы…………………………………………………………………..............36
Заключение………………………………………………………………...........37
Библиография…………………………………………………………..............39

Файлы: 1 файл

оброзец курсовая работа.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………..........3

Глава 1. Психологические характеристики учебной мотивации младшего школьника................................................................................................................7

1.1. Понятие учебной мотивации и ее структура...............................................7

2.2. Особенности  учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системах традиционного и развивающего обучения ………………………...13

Глава 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников............................................................................................................22               

2.1.Процедура проведения исследования...........................................................22

2.2.Результаты и их психологическая интерпретация.......................................25

Выводы…………………………………………………………………..............36

Заключение………………………………………………………………...........37

Библиография…………………………………………………………..............39

Приложения                                                                                           

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема развития учебной мотивации младших школьников волнует ученых давно. Первые работы начали появляться еще в прошлом веке, и до сих пор эта проблема остается под пристальным вниманием ученых. Ее рассматривали Леонтьев А. Н., Асеев В. Г., Божович Л. И., Маркова А. К., Матюхина М.В., Славина Л. С., А.В. Запорожец и многие другие.

Проблема учебной мотивации – это проблема превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Решая данную проблему, необходимо осознать, что деятельности без мотива не существует. Если мотив скрыт как для учителя, так и для ученика, то возникает проблема, связанная с управлением становления функционированием этого мотива. В психологических исследованиях отмечается, если мотивацией не управлять, может произойти резкое снижение уровня, мотивы потеряют действенность. Особенностью учебной мотивации большинства школьников младших классов является доминирование мотива беспрекословного подчинения требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель. Даже скучную, неинтересную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания им кажутся важными.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд условий, которые способствуют эффективному формированию положительного отношения к учению. Важнейшими из них являются: формирование учебно-познавательной мотивации через усвоение научных понятий, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин), обучение на высоком уровне трудности (Л.В. Занков), развитие  продуктивно-творческого мышления (З.И. Калмыкова). Стимулирующую роль социальных мотивов сотрудничества в формировании положительного отношения к учению раскрывают Е.И. Киричук, Т.А. Матис, М.В. Матюхина, В.В. Рубцов. Мы наблюдаем в  образовательной практике множество различных систем обучения. В данной работе мы исследуем особенности учебной мотивации в традиционной системе обучения и развивающей системе обучения.

Объект исследования: младшие школьники.

Предмет исследования: учебная мотивация.

Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей уровня учебной мотивации младших школьников обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения;

Гипотеза исследования: Исходя из того, какие требования предъявляются младшим школьникам в системе развивающего обучения, можно предположить, что высокий уровень учебной мотивации характерен младшим школьникам, обучающимся по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова,  у школьников, обучающихся по традиционной системе обучения уровень учебной мотивации будет более низкий.

В работе были поставлены следующие задачи:

- провести теоретический  анализ научной литературы по  теме учебной мотивации  младших  школьников, обучающихся по  традиционной и развивающей программам;

- изучить и описать уровень учебной мотивации  у младших школьников, обучающихся по традиционной системе;

         - изучить и описать уровень учебной мотивации  младших школьников, обучающихся в развивающей системе;

       - сравнить особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по традиционной и развивающей программам.

Методы исследования:

   1) Теоретический анализ  научных источников по проблеме  исследования. 

   2) Методики: «Методика исследования мотивации  у младших школьников» Н.Г. Лускановой; «Сформированность учебной мотивации младших школьников» Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой.

  3)База исследования. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников проводилось на базе Гимназии № 26 и ПЛГТО г. Набережные Челны. В исследовании приняло участие 60 человек, из которых:

       - 30 человек – младшие школьники, обучающиеся по программе развивающего обучения в ПЛГТО(8 -10 лет)

       - 30 человек – младшие школьники, обучающиеся по программе традиционного обучения в гимназии № 26 (8 - 10 лет).

Исследование проходило в период 2009 года в течение двух недель на базе вышеуказанных образовательных учреждений.

       Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Психологические характеристики учебной мотивации младшего школьника.

 

      1. Понятие учебной мотивации и ее структура.

 

Учебная мотивация – это вся совокупность мотивирующих факторов, вызывающая активность субъекта и определяющая  ее направленность.

 Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому,  что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации [19, С. 117].      

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью.

Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов. Раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. [19, С. 118]. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации.

 Божович и ее сотрудниками  под мотивом  понимается внутренняя  позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его, учится». [19, с. 118-119].      

В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с применением различных методов.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микро интервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма – среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследование мотиваций. [16, с. 129].      

В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитие. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.  [19, с. 118-119].         

В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определение мотивации необходимо определить активацию и ее направление.

Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий. [19, с. 119-120].      

В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

          Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которой Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». [16, с. 129]. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

Любой учитель знает. что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого–педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, и использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. [16,           с. 129].      

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. [16, с. 130-131].      

Информация о работе Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников