Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: учебная мотивация.
Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей уровня учебной мотивации младших школьников обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения;
Гипотеза исследования: Исходя из того, какие требования предъявляются младшим школьникам в системе развивающего обучения, можно предположить, что высокий уровень учебной мотивации характерен младшим школьникам, обучающимся по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, у школьников, обучающихся по традиционной системе обучения уровень учебной мотивации будет более низкий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Психологические характеристики учебной мотивации младшего школьника................................................................................................................7
1.1. Понятие учебной мотивации и ее структура...............................................7
2.2. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системах традиционного и развивающего обучения ………………………...13
Глава 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников............................................................................................................22
2.1.Процедура проведения исследования...........................................................22
2.2.Результаты и их психологическая интерпретация.......................................25
Выводы…………………………………………………………………..............36
Заключение………………………………………………………………...........37
Библиография…………………………………………………………..............39

Файлы: 1 файл

оброзец курсовая работа.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Во-вторых, организацией образовательного процесса. В-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.).  В-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета[6, с. 38].       .

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал не благополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у не которых детей уже в начальной школе развиваются неврозы. [6, 38-39с.].      

      Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. [6, с. 40-41]. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности и находятся в серьезной адаптации к школе. 

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. [6, с. 42]. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

 

Выводы по первой главе

 

  1. Младший школьный возраст – это начало становления учебной мотивации, от которого во многом зависит её судьба в течение всего школьного возраста.
  2. В процессе обучения тип мотивации меняется. На изменение мотивации учения влияют различные причины: установки самого ученика, длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, характер учебной деятельности.
  3. На основании рассмотренных теоретических подходов по изучению мотивации можно сделать вывод о том, что высокий уровень учебной мотивации – стремление ребенка к или достижению желаемой цели, является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников.

 

 

2.1. Процедура проведения исследования.

 

Настоящее исследование проводилось на базе гимназии №26 и ПЛГТО г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие 60 человек, из которых:

- 30 человек – младшие школьники, обучающиеся по программе развивающего обучения;

- 30 человек – младшие школьники обучающиеся по программе традиционного обучения.

Возраст детей составляет 8 до 9 лет.

Исследование проходило в период 2009 года в течение двух недель на базе вышеуказанных образовательных учреждений.   

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся использовалась анкета Н.Г. Лускановой (утверждена техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков), состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации используется система бальных оценок:

-ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении  к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 балла;

-нейтральный ответ – 1 балл;

-ответ позволяющий судить  об отрицательном отношении ребенка  к школе, к той или иной школьной  ситуации – 0 баллов (см. приложение 3).

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3,1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Было установлено 3 уровня школьной мотивации:

1. 25-30 баллов (максимально  высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20-24 балла – средний  уровень школьной мотивации.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

3. Ниже 14  баллов – низкая  школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В рисунках на школьную тему такие дети изображают, игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

Такие дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают  трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Для диагностики сформированности учебной мотивации младших школьников, и направленность их на знания или отметку использовалась методика «Сформированность учебной мотивации младших школьников. Направленность на отметку. Направленность на знания». 

Эта диагностика подразделяется на два опросника.  Направленность на отметку. Направленность на знания.

 Первый  опросник «Направленность  на отметку» состоит из 12 утверждений. На каждое утверждение испытуемый  должен выразить свое отношение  в виде однозначного ответа  «да» или «нет». Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

Обработка данных исследования проходила следующим образом: начисляется по одному баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» - по позициям 10 -12. Подчитывается общая сумма баллов.

Второй опросник «Направленность на знания» состоит из 12 утверждений. Здесь нужно выбрать один из ответов «а» или «б». Эта методика свидетельствуют о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику.

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы:

а) на вопросы 1 -6, 8 -11;

б) на вопросы 7 и 12. Сумма баллов (от 0 до 12).

На втором этапе полученные результаты оформили в виде таблицы сырых баллов (см. приложение 1, 2.). По первой методике «Оценка школьной мотивации по Н.Г. Лускановой», для определения значимости различий между выборочными средними мы использовали статистический метод – критерий φ Фишера, который направлен на сравнение показателей для одной и той же выборки, измеренных в разных условиях. Критерий φ Фишера предназначен для сопоставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости какого-либо признака. Этот критерий можно применять для оценки различий в любых двух выборках зависимых или независимых.

По второй методике «Направленность на отметку» и «Направленность на знания» мы использовали параметрический критерий различий t – критерий Стьюдента.

 

2.2.Результаты и их  психологическая интерпретация.

 

1. Проанализируем полученные результаты исследования по методике диагностики уровня учебной мотивации младших школьников, обучающихся по традиционной и развивающей программам. Автор Н.Г. Лусканова.(сырые баллы см. приложение 1).

Обработка данных осуществлялась с использованием многофункционального критерия для сравнения двух выборок по количественному определенному признаку – Критерий φ Фишера.

Результаты, проведенной диагностики по показателям уровней учебной мотивации дали следующие результаты. Они отображены в таблице 1.

                                              

  Таблица 1.

Показатели средних значений по методике исследования мотивации учения у младших школьников» Н.Г. Лускановой.

 

программа

статистика

уровень

высокий

средний

низкий

Развивающая программа

X1

27,5

18,5

12,3

 

σ

       2,1

2,5

0,6

Традиционная программа

X2

26,5

18

12,3

σ

2,1

2,3

0,6

Информация о работе Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников