Эмпирическое исследование саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания младшего школьника.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие саморегуляции младшего школьника в процессе воспитания будет, зависит от соблюдения ряда условий:
активизации резервных возможностей воспитательного процесса в исследуемой группе;
посещения программы «Саморегуляция».
Задачи исследования:
дать определение понятия «саморегуляция» в отечественной и зарубежной психологии;
определить особенности развития саморегуляции ребенка в процессе воспитания;
подобрать диагностический инструментарий выявления и исследования развитие саморегуляции младшего школьника в процессе воспитания;
провести исследование по подобранным методикам;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания 6
1.1 Понятие «саморегуляция». Развитие представлений о саморегуляции. 6
1.2 Особенности развития саморегуляции ребенка в процессе воспитания 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания 22
2.1 Диагностика уровней саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания младших школьников 22
2.2 Программа «Саморегуляция и результаты программы 26
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Кур Саморегуляция как псих-пед проблема в процессе воспит.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Задачи этапа:

  • Предложить программу «Саморегуляция»;
  • Разработать тематический план к программе;
  • Разработать занятия по программе;
  • Провести программу «Саморегуляция»

Нами предложена программа  «Саморегуляция», составленная на основе системы упражнений Конопкин О.А.

Цель: развитие саморегуляции младших школьников в процессе воспитания, основанный на личностно-деятельностном подходе с использованием продуктивных образовательных технологий.

Программа направлена на решение следующих задач:

В области обучения:

  • научить саморегуляции младших школьников в процессе воспитания основанной на личностно-деятельностном подходе;
  • развить навыки, необходимые для саморегуляции;
  • развить навыки, необходимые для позитивного преодоления волевого усилия;
  • формировать признание многообразия целенаправленных действий;
  • формировать признание правильности сделанного задания.

В области воспитания:

  • формировать уважение человеческого достоинства;
  • воспитывать уважение при исполнении задания;
  • создать среду, формирующую усидчивость, волю, саморегуляцию в поведении.

В области психического развития:

  • формировать способность к саморегуляции при выполнении порученного действия;
  • формировать доминанту самосовершенствования личности.

Таблица 3

Тематическое планирование программы «Саморегуляция»

№ п/п

Тема

Цель

Количество часов

1

Игра «Сложи квадрат» (по Б. П. Никитину)

Цель игры: ребенок должен принять  решение о правильности собрания квадратов по заданным параметрам.

30 минут

2

Игра «Шифровка слов»

Цель игры: ребенок принимает  решение о правильности расшифровки  «зашифрованного» слова

30 минут

3

Игра «Выполни указание»

Цель игры: ребенок принимает  решения о правильности выполнения указания.

30 минут

4

Игра «Мишка»

Цель игры: ребенок принимает  решение о правильности движения мишки по домику.

30 минут

5, 6, 7, 8

Игра «Логические кубики»

Цель: повышение уровня развития борьбы мотивов у обследуемых школьников при целенаправленном задании в  игре с кубиками (то есть не играть в  кубики, а целенаправленно и усердно выполнять задание: борьба мотивов состоит в борьбе между игрой и логическим заданием).

2 часа

9

Тема «Срисовывание графических  образцов»

Цель: развитие целенаправленного волевого усилия направленного на точное выполнение письменного задания и соблюдения всех составляющих образца, количество линий, размера и конфигурации объекта.

30 минут

10

Тема «Вырезание фигур из бумаги»

Цель: развитие целенаправленного волевого усилия направленного на точное выполнение задания на вырезание фигур из бумаги и соблюдения всех составляющих образца, количество линий, размера и конфигурации объекта.

30 минут

11

Тема «Обведение по контуру геометрических фигур»

Цель: развитие целенаправленного волевого усилия направленного на точное выполнение письменного задания на обведение по контуру геометрических фигур, и соблюдения всех составляющих образца, количество линий, размера и конфигурации объекта.

30 минут


 

Продолжение таблицы 3

№ п/п

Тема

Цель

Количество часов

12

Тема «Рисование плавных линий»

Цель: развитие целенаправленного волевого усилия направленного на точное выполнение задания на рисование плавных линий и соблюдения всех составляющих образца, количество линий, размера и конфигурации объекта.

30 минут

Итого

12 занятий – 5 часов  30 минут


 

 

Программа рассчитана на 12 занятий по 30 минут каждое.

Занятия по программе  показаны в приложении 6.

В ходе проведения программы  была видна положительная динамика

Контрольный этап исследования.

Цель провести повторное  исследование по тем же методикам, что  и на констатирующем этапе исследования.

Задачи этапа:

  • выявить уровень развития саморегуляции младших школьников в процессе воспитания после программы «Саморегуляция»;
  • определить изменения полученные после программы «Саморегуляция».

По результатам исследования методики «Изучения саморегуляции в младшем школьном возрасте в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом», мы получили следующие результаты, показанные в приложении 7.

Количественный анализ. Всего в обследовании участвовало 10 человек (100%), из них выявлены следующие уровни развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте:

Таблица 4.

Количественный  анализ по методике «Изучения саморегуляции в младшем школьном возрасте в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом»

Уровень развития

Сумма баллов

очень высокий

2 человека (20%)

высокий

3 человека (30%)


 

Продолжение таблицы 4

Уровень развития

Сумма баллов

средний

5 человек (50%)

низкий

 

очень низкий

 

 

Качественный  анализ.

Анализируя результаты  по методике «Изучения саморегуляции в младшем школьном возрасте в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом», полученные на констатирующем этапе исследования, мы наблюдаем, что у большинства респондентов наблюдаются проблемы развития сформированности саморегуляции:

  1. У 50% респондентов наблюдается средний уровень развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте, так как саморегуляция нормальная, они могут соблюдать правила и нормы, но не все и не всегда их выполняют. Они оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и норму не формулируют, цель правил не определяют.
  2. У 30% респондентов наблюдается высокий уровень развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте, так как саморегуляция завышенная, они готовы соблюдать все правила в повседневной жизни. Они решительны, требовательны, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою целенаправленность.
  3. У 20% респондентов наблюдается очень высокий уровень развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте, так как саморегуляция очень высокая, они соблюдают все правила и готовы их соблюдать далее. Они называют норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою целенаправленность, принятое решение доказывают делом, активны, инициативны, коммуникабельны.

По результатам исследования методики «Методика для изучения борьбы мотивов» (автор Ш. Чхартишвили), мы получили следующие результаты, показанные в приложении 5.

Количественный анализ. Всего в обследовании участвовало 10 человек (100%), из них выявлены следующие  уровни развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов:

Таблица 5.

Количественный  анализ по «Методика для изучения борьбы мотивов» (автор Ш. Чхартишвили)

Уровень развития

Сумма баллов

очень высокий

2 человека (20%)

высокий

3 человека (30%)

средний

5 человек (50%)

низкий

 

очень низкий

 

 

Качественный  анализ.

Анализируя результаты  по методике «Методика для изучения борьбы мотивов» (автор Ш. Чхартишвили), полученные на констатирующем этапе исследования, мы наблюдаем, что у большинства респондентов наблюдаются проблемы развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов:

  1. У 50% респондентов наблюдается средний уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов, так как саморегуляция нормальная, они могут соблюдать правила и нормы, но не все и не всегда их выполняют, цель правил не определяют. Путают требования и собственные желания, действуют без четкой системы и без мотивов.
  2. У 30% респондентов наблюдается высокий уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов, так как саморегуляция завышенная, они готовы  по требованию соблюдать все правила и достичь цели. Они мотивируют свою целенаправленность, но не очень четко действуют.
  3. У 20% респондентов наблюдается высокий уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов, так как саморегуляция очень высокая, они готовы  по требованию учителя соблюдать все правила. Они мотивируют свою целенаправленность и четко и быстро достигают не отвлекаясь поставленной цели.

Таким образом, проведенное повторное исследование позволило сделать вывод о том, что саморегуляция в исследуемой группе имеет средний 50% уровень, высокий 30% уровень и очень высокий 20% уровнь саморегуляции, что доказывает правильность применения нами программы «Саморегуляция».

Выводы по второй главе

 

Таким образом, проведенное  исследование позволило сделать  вывод о том, что саморегуляция  в исследуемой группе имеет очень  низкий 30% уровень,низкий 20% уровень  и средний 30% уровень, что говорит о необходимости формирования высокого и очень высокого уровня саморегуляции.

Нами предложена программа  «Саморегуляция», составленная на основе системы упражнений Конопкин О.А.

Цель: развитие саморегуляции младших школьников в процессе воспитания, основанный на личностно-деятельностном подходе с использованием продуктивных образовательных технологий.

Проведенное повторное  исследование позволило сделать  вывод о том, что саморегуляция  в исследуемой группе имеет средний 50% уровень, высокий 30% уровень и очень высокий 20% уровнь саморегуляции, что доказывает правильность применения нами программы «Саморегуляция».

 

Заключение

 

Поведя теоретическое  исследование, мы пришли к следующим выводам.

Предмет психологии саморегуляции  в самом общем плане - это сущностные интегративные психические процессы, связанные с регуля-торной функцией психики и обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, его субъектную активность, целостность индивидуальности и личности (Моросанова В.И., 1998).

Идеи функциональной системы саморегуляции были разработаны П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном. Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Большой вклад в изучение собственно психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как П.Я. Гальперин (1959, 1974), А.В. Запорожец (1960), А.В. Захарова (1993), В.А. Иванников (1989), О.А. Конопкин (1980), Н.С. Лейтес (1972, 1987), Б.Ф. Ломов (1975), А.А. Смирнов (1986), Е.О. Смирнова (1998), Т.И. Шульга (1994), Д.Б. Эльконин (1961) и др.

В широком смысле саморегуляция  понимается как один из компонентов  самосознания (Е.В. Кучерова, 1987; И.И. Чеснокова, 1997); как системно-организованный процесс, обеспечивающий адекватность состояний и действий человека цели, предмету, условиям деятельности (О.А. Конопкин, 1980; Н.Ф. Круглова, 2000; Б.Ф. Ломов, 1984; В.И. Моросанова, 2001; А.К. Осницкий, 1996); как способность человека осознанно регулировать различные психические процессы и состояния (Смирнова Е.О., 1998), способность управлять своими действиями в соответствии с общественно заданными целями и условиями деятельности (О.Ю. Осадько, 1988); как показатель возможностей индивида устойчиво осуществлять принятую программу деятельности, способность удерживать цели и способы деятельности (В.Д. Небылицын, 1968; B.C. Юркевич, 1973). Некоторые психологи (Батурин Н.А., 1989 и др.) связывают процесс саморегуляции с оценочной деятельностью, считая, что ее суть состоит в оценивании условий, возможностей, избранных программ, текущих и конечных результатов и т.д. И.И. Кондратьева (1990), Н.А. Менчинская (1978), У.В. Ульенкова (1990) рассматривают саморегуляцию как один из важнейших компонентов в структуре общей обучаемости и подчеркивают необходимость максимальной интенсификации ее развития.

Психическая саморегуляция осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. При всем разнообразии видов проявлений саморегуляции имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

Информация о работе Эмпирическое исследование саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания