Эмпирическое исследование саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания младшего школьника.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие саморегуляции младшего школьника в процессе воспитания будет, зависит от соблюдения ряда условий:
активизации резервных возможностей воспитательного процесса в исследуемой группе;
посещения программы «Саморегуляция».
Задачи исследования:
дать определение понятия «саморегуляция» в отечественной и зарубежной психологии;
определить особенности развития саморегуляции ребенка в процессе воспитания;
подобрать диагностический инструментарий выявления и исследования развитие саморегуляции младшего школьника в процессе воспитания;
провести исследование по подобранным методикам;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания 6
1.1 Понятие «саморегуляция». Развитие представлений о саморегуляции. 6
1.2 Особенности развития саморегуляции ребенка в процессе воспитания 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания 22
2.1 Диагностика уровней саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания младших школьников 22
2.2 Программа «Саморегуляция и результаты программы 26
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Кур Саморегуляция как псих-пед проблема в процессе воспит.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Сфера общения. Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений [24, с. 36]:

  • управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей больше, чем  у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными  умениями регуляции эмоциональной  сферы и способность устанавливать  эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения – это управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции [24, с. 39]:

  • определять конкретные цели своих поступков;
  • искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
  • проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
  • предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
  • брать на себя ответственность.

Таким образом, в развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением.

 

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, саморегуляция (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта.

В современной психологии, несмотря на множество и разнообразие определений саморегуляции (например, способность следовать требованиям  взрослых, послушание и демонстрация адекватного социального поведения при отсутствии внешнего контроля, управление своей моторной и вербальной активностью и т.д.), большинство авторов под саморегуляцией понимают следование образцам социального, одобряемого поведения. При этом развитие саморегуляции рассматривается как подчинение ребенка требованиям взрослых, по сути, навязанным извне, противостоящим собственным желаниям ребенка.

Личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект (К.А. Абульханова-Славская) и его субъективные параметры оценки.

В сфере саморегуляции  необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С.Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер. Саморегуляция, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, есть следствие не обособленности и замкнутости субъекта деятельности, а необходимости субъекта целостным образом соотносить свои действия с действиями других, с поставленными задачами и событиями. В этом случае начинается увязка условий деятельности (общения) и возможностей самого субъекта, устанавливается единство познавательных, чувственных, смысловых, мотивационных и волевых моментов. Но все это должно подкрепляться индивидуальными способностями личности.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания

2.1 Диагностика уровней саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания младших школьников

 

Исследование проводилось  на базе МОУ СОШ №20 г. Волжского. В исследовании участвовали младшие школьников в возрасте 9-10 лет, в количестве 10 человек, группа отбирались произвольно.

Эмпирическое исследование состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Констатирующий этап исследования.

Цель: провести исследование по методикам на выявление уровней саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания младших школьников.

Задачи этапа:

  • подобрать диагностический инструментарий направленный на выявление уровней саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания младших школьников
  • выявить уровень саморегуляции младших школьников в процессе воспитания.

Рассмотрим критерии саморегуляции в младшем школьном возрасте в таблице, Приложение 1.

Цель: выявить уровни сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте.

Методика  «Изучения саморегуляции в младшем школьном возрасте в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом» (автор Н. А. Цыркун).

Цель: выявить уровень развития саморегуляции принятия решения действия обследуемого в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом.

Описание методики и ключ показаны в приложении 2.

Методика  «Методика для изучения борьбы мотивов» (автор Ш. Чхартишвили)

Цель: выявить  уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов.

Описание методики и ключ показаны в приложении 3.

По результатам исследования методики «Изучения саморегуляции в младшем школьном возрасте в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом», мы получили следующие результаты, показанные в приложении 4.

Количественный анализ. Всего в обследовании участвовало 10 человек (100%), из них выявлены следующие уровни развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте:

Таблица 1.

Количественный  анализ по методике «Изучения саморегуляции в младшем школьном возрасте в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом»

Уровень развития

Сумма баллов

очень высокий

 

высокий

2 человека (20%)

средний

3 человека (30%)

низкий

2 человека (20%)

очень низкий

3 человека (30%)


 

Качественный  анализ.

Анализируя результаты  по методике «Изучения саморегуляции в младшем школьном возрасте в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом», полученные на констатирующем этапе исследования, мы наблюдаем, что у большинства респондентов наблюдаются проблемы развития сформированности саморегуляции:

  1. У 20% респондентов наблюдается очень низкий уровень развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте, так как саморегуляция очень низкая, у них нет целевых установок на соблюдение норм. Они не могут оценить поступки детей и свои, так как не видят цели поставленной перед ними.
  2. У 30% респондентов наблюдается низкий уровень развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте, так как саморегуляция низкая, они выполняют все требования лишь по тому, что от них этого требуют контролеры.
  3. У 20% респондентов наблюдается средний уровень развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте, так как саморегуляция нормальная, они могут соблюдать правила и нормы, но не все и не всегда их выполняют. Они оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и норму не формулируют, цель правил не определяют.
  4. У 30% респондентов наблюдается высокий уровень развития сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте, так как саморегуляция завышенная, они готовы соблюдать все правила в повседневной жизни. Они решительны, требовательны, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою целенаправленность.

По результатам исследования методики «Методика для изучения борьбы мотивов» (автор Ш. Чхартишвили), мы получили следующие результаты, показанные в приложении 5.

Количественный анализ. Всего в обследовании участвовало 10 человек (100%), из них выявлены следующие уровни развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов:

Таблица 2.

Количественный  анализ по «Методика для изучения борьбы мотивов» (автор Ш. Чхартишвили)

Уровень развития

Сумма баллов

очень высокий

 

высокий

2 человека (20%)

средний

3 человека (30%)


 

Продолжение таблицы 2

Уровень развития

Сумма баллов

низкий

2 человека (20%)

очень низкий

3 человека (30%)


 

Качественный  анализ.

Анализируя результаты  по методике «Методика для изучения борьбы мотивов» (автор Ш. Чхартишвили), полученные на констатирующем этапе исследования, мы наблюдаем, что у большинства респондентов наблюдаются проблемы развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов:

  1. У 20% респондентов наблюдается очень низкий уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов, так как саморегуляция очень низкая, у них нет целевых установок на соблюдение. Они не видят цели поставленной перед ними и переводят внимание на интересные для них объекты.
  2. У 30% респондентов наблюдается низкий уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов, так как саморегуляция низкая, они выполняют все требования лишь по тому, что от них этого требовали взрослые, они часто отвлекаются.
  3. У 20% респондентов наблюдается средний уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов, так как саморегуляция нормальная, они могут соблюдать правила и нормы, но не все и не всегда их выполняют, цель правил не определяют. Путают требования и собственные желания, действуют без четкой системы и без мотивов.
  4. У 30% респондентов наблюдается высокий уровень развития саморегуляции у обследуемых младших школьников посредством борьбы мотивов, так как саморегуляция завышенная, они готовы  по требованию соблюдать все правила и достичь цели. Они мотивируют свою целенаправленность, но не очень четко действуют.

Таким образом, проведенное  исследование позволило сделать  вывод о том, что саморегуляция  в исследуемой группе имеет очень низкий 30% уровень,низкий 20% уровень и средний 30% уровень, что говорит о необходимости формирования высокого и очень высокого уровня саморегуляции.

2.2 Программа «Саморегуляция и  результаты программы

 

Формирующий этап исследования.

Цель: предложить и апробировать психолого-педагогические методы направленные на развитие саморегуляции младших школьников в процессе воспитания.

Информация о работе Эмпирическое исследование саморегуляции как психолого-педагогической проблемы в процессе воспитания