Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.
Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5
Определение межличностного общения…………………………………5
Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32
2.1 Организация исследования…………………………………………..…….32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Под эмпатийным потенциалом автор понимает «предрасположенность личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого» [25, с. 121]. При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.
2.2 Анализ результатов
В результате данного исследования было установлено следующее: очень высокий уровень эмпатии имеют 5 человек из 47, что составляет 11% от числа наших испытуемых. Высокий уровень отмечается у 28% подростков (13 человек). Средний уровень эмпатии имеют 57% испытуемых (27 человек). Низкий уровень эмпатии отмечен лишь у двоих подростков – 4%, очень низкий уровень не выявлен. Что наглядно представлено на рис.1.
Все результаты диагностики даны в приложении Б.
Таким образом, в результате диагностики
эмпатии по методике
И. М. Юсупова, у большинства подростков
отмечается высокий и средний уровень
эмпатии, что свидетельствует о том что
в подростковом периоде эмпатийные качества
личности проявляются в высокой степени,
т. к. межличностное общение имеет большую
роль в психическом развитии для данного
возрастного периода.
Рисунок 1 – Диагностика эмпатии по методике И. М. Юсупова
В соответствии с рис. 2 можно проследить, на сколько различными получились результаты.
Больше всего баллов набрали шкалы эмпатии с родителями и животными, т. к. болюшую степень эмпатийности в данном возрастном периоде дети проявляют по отношению к ближайшему окружению, т. е. к самым близким людям. Чуть меньше баллов – шкала эмпатии с малознакомыми и знакомыми людьми, т. к. проявляется высокая потребность в межличностном общении не только с близким окружением но и потребность в общении с более широким кругом лиц (друзья, знакомые). Меньше всего баллов - по шкале эмпатии с героями художественных произведений. Это может быть обусловлено незаинтересованностью детей данного возраста отдаленными предметами и явлениями окружающей действительности, а так же трудностью понимания и восприятия данной категории объектов взаимодействия.
Рисунок 2 - Средний балл по шкалам эмпатии по методике И. М. Юсупова
Для подтверждения выдвинутой гипотезы, мы провели исследование по методике И. М. Юсупова. В результате экспериментального исследования выяснилось, что у большинства подростков отмечается высокий или средний уровень эмпатии, что обусловлено высокой степенью проявления эмпатийных качеств индивидов данного возрастного периода. Большую эмпатию подростки испытывают к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, т. к. эмпатийность в большей степени проявляется у них по отношению к их ближайшему окружению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной
психологии выделилось несколько различных
подходов к пониманию феномена эмпатии.
В настоящее время
Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.
Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.
Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление.
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению. предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его. Подростки с развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении, а значит более гармонично входят в социум.
Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в подростковом периоде, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма.
Чтобы изучить особенности формирования эмпати в подростковом возрасте, было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная база исследования – МОАУ Лингвистическая Гимназия г. Кирова. В исследование участвовали 47 школьников в возрасте 12-13 лет.
Задача диагностики эмпатии у детей раннего подросткового возраста решалась с помощью теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым. Принцип построения методики основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
В результате экспериментального исследования выяснилось, что у большинства подростков отмечается высокий и средний уровень эмпатии. Большую эмпатию подростки испытывают к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям.
Таким образом, гипотеза о том, что чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства. Цель исследования достигнута, задачи выполнены. Однако, для дальнейшего, более полного исследования представляют интерес выяснение таких вопросов, как различие эмпатии на различных возрастных периодах, а так же отличия проявления эмпатии у девочек и мальчиков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Исследование эмпатии как сопереживания (вариант экспресс-диагностики И. М. Юсупова).
Принцип построения методики основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Инструкция
к опроснику экспресс-
Вам нужно оценить каждое из 36 утверждений и свое отразить в таблице крестиком напротив номера соответствующего утверждения. Ни одно из утверждений пропускать нельзя. Если у вас нет своего мнения по тому к иному утверждению, то ставьте крестик в графе «не знаю». Вы должны быть предельно откровенны перед собой, так как ответы не могут быть неправильными. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы, которые первыми пришли в голову.
Стимульный
материал к опроснику экспресс-
1. Мне
больше нравятся книги о
2. Взрослых
детей раздражает забота
3. Мне
нравится размышлять о
4. Среди
всех музыкальных передач
5. Чрезмерную
раздражительность и
6. Больному человеку можно помочь даже словом
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
9: Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное
состояние моих родителей
11. Обычно я равнодушен к критике в свой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. I
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.
15. Когда
я читаю о драматических
16. Родители
относятся к своим детям
17. Видя
ссорящихся подростков или
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне
нравится наблюдать за
22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
27. Человеку
станет легче, если
28. Увидев
уличное происшествие, я стараюсь
не попадать в число
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди
преувеличивают способность
31. Из
затруднительных конфликтных
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь
всегда должна удовлетворять
любые просьбы и чувства
34. Мне
хочется разобраться почему
35. Беспризорных
домашних животных следует
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.
Обработку
результатов следует начинать с
определения достоверности
Лист
ответов опросника экспресс-
№ утверждения |
Ответы |
|||||
не знаю |
никогда или нет |
иногда |
часто |
почти всегда |
всегда или да | |
|
1. В графе
«не знаю» в утверждениях
2. В графе
«всегда или да» в
3. В графе «всегда или да» ответы на следующие пары утверждений: 7 и 17; 10 и 18; 17 и 31; 22 и 35; 34 и 36.
Информация о работе Эмпатия в межличностном общении у подростков