Эмпатия в межличностном общении у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.
Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5
Определение межличностного общения…………………………………5
Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32
2.1 Организация исследования…………………………………………..…….32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа печать.docx

— 110.97 Кб (Скачать файл)

Под эмпатийным потенциалом автор понимает «предрасположенность личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого» [25, с. 121]. При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов исследования.

 

В результате данного исследования было установлено следующее: очень высокий уровень эмпатии имеют 5 человек из 47, что составляет 11% от числа наших испытуемых. Высокий уровень отмечается у 28% подростков (13 человек). Средний уровень эмпатии имеют 57% испытуемых (27 человек). Низкий уровень эмпатии отмечен лишь у двоих подростков – 4%, очень низкий уровень не выявлен. Что наглядно представлено на рис.1.

Все результаты диагностики даны в приложении Б.

Таким образом, в результате диагностики  эмпатии по методике  
И. М. Юсупова, у большинства подростков отмечается высокий и средний уровень эмпатии, что свидетельствует о том что в подростковом периоде эмпатийные качества личности проявляются в высокой степени, т. к. межличностное общение имеет большую роль в психическом развитии для данного возрастного периода.

 

Рисунок 1 – Диагностика эмпатии  по методике И. М. Юсупова

 

В соответствии с рис. 2 можно проследить, на сколько различными получились результаты.

Больше всего баллов набрали  шкалы эмпатии с родителями и животными, т. к. болюшую степень эмпатийности в данном возрастном периоде дети проявляют по отношению к ближайшему окружению, т. е. к самым близким людям. Чуть меньше баллов – шкала эмпатии с малознакомыми и знакомыми людьми, т. к. проявляется высокая потребность в межличностном общении не только с близким окружением но и потребность в общении с более широким кругом лиц (друзья, знакомые). Меньше всего баллов - по шкале эмпатии с героями художественных произведений. Это может быть обусловлено незаинтересованностью детей данного возраста отдаленными предметами и явлениями окружающей действительности, а так же трудностью понимания и восприятия данной категории объектов взаимодействия.

 

Рисунок 2 - Средний балл по шкалам эмпатии по методике И. М. Юсупова

 

 

Для подтверждения выдвинутой гипотезы, мы провели исследование по методике И. М. Юсупова. В результате экспериментального исследования выяснилось, что у большинства подростков отмечается высокий или средний уровень эмпатии, что обусловлено высокой степенью проявления эмпатийных качеств индивидов данного возрастного периода. Большую эмпатию подростки испытывают к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, т. к. эмпатийность в большей степени проявляется у них по отношению к их ближайшему окружению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной  психологии выделилось несколько различных  подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи  не пришли к единому пониманию  этого явления. Определения эмпатии  весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой  работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.

Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического  понимания тяжело травмирует психику  ребенка, оказывает отрицательное  влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.

Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для  полноценного развития способности  сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера  семейных, дружественных отношений.

Эмпатия у подростков может проявляться  по отношению не только к реально  существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности  сознательно или неосознанно  ставить себя на место того, о  ком имеется определенное представление.

Эмпатия оказывает значительное влияние  на характер отношения личности к  внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Для успешного общения  ключевое значение имеет способность  понять себя и понять других людей  по их невербальному поведению. предвидение  поведения другого человека может  быть достигнуто путем понимания  его. Подростки с развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь  взаимопонимания при общении, а  значит более гармонично входят в  социум.

Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в  подростковом периоде, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения  и альтруизма.

Чтобы изучить особенности формирования эмпати в подростковом возрасте, было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная база исследования – МОАУ Лингвистическая Гимназия г. Кирова. В исследование участвовали 47 школьников в возрасте 12-13 лет.

Задача  диагностики эмпатии у детей  раннего подросткового возраста решалась с помощью теста эмпатийного  потенциала личности (метод экспресс-диагностики  эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым. Принцип построения методики основан  на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться  с большой силой не только в  отношениях людей и животных, которые  существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

В результате экспериментального исследования выяснилось, что у большинства подростков отмечается высокий и средний уровень эмпатии. Большую эмпатию подростки испытывают к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям.

Таким образом, гипотеза о том, что чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства. Цель исследования достигнута, задачи выполнены. Однако, для дальнейшего, более полного исследования представляют интерес выяснение таких вопросов, как различие эмпатии на различных возрастных периодах, а так же отличия проявления эмпатии у девочек и мальчиков.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. [Текст] /  
    Г. М. Андреева  — Аспект Пресс, 2008.
  2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. [Текст] /  
    А. А. Бодалев — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. [Текст] / В. В. Бойко — М.: 1996. с. 114-150.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон —  СПб.: Питер, 1998.
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. [Текст] / А. Валлон — М.: Просвещение, 1967.
  6. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков. [Текст] / Т. П. Гаврилова — // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. с. 122-139.
  7. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. [Текст] /  
    Т. П. Гаврилова — // Вопросы психологии. № 2. 1975. с. 147-168.
  8. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. [Текст] /Т. П. Гаврилова — // Вопросы психологии. №2 1974.. с. 107-114.
  9. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруентной эмпатии. [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова— // Вопросы психологии. № 4. 1993. с. 61-68.
  10. Зеньковский В. В. Психология детства. [Текст] / В. В. Зеньковский — М.: Академия, 1996. 348 с.
  11. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. [Текст] / В. В. Знаков — РАН. — М.: ИП РАН, 1994.
  12. Кузьмина В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье.: дис....канд. психол. наук. [Текст] / В. П. Кузьмина Н. Новгород, 1999. 157 с.
  13. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: автореф. дис... канд. психол. наук. [Текст] / В. П. Кузьмина — Нижний Новгород, 1999.
  14. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддитивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Н. С. Курек // Вопросы психологии. № 2. 1997. с. 48-60.
  15. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В. А. Лабунская — Ростов-н/Д. Феникс, 1999.
  16. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного — незатрудненного общения. [Текст] / Ю. А. Менджерицкая — // Практическая психология. № 4. 1999. с. 15-19.
  17. Метельский Г.И. Проявление эмпатии у комсоргов студенческих групп / Педагогические проблемы социальной психологии. [Текст] /  
    Г. И. Метельский — Минск, 1979. с. 83-88.
  18. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию:  дис....канд. психол. наук. [Текст] /Г. Ф. Михальченко  — Гродно, 1989. 182 с.
  19. Николаева Е.И., Купчик В.П., Сафонова A.M. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. [Текст] / Е. И. Николаева, В. П. Купчик, А. М. Сафронова — // Психологический журнал. № 3. 1996. Т. 17. с. 92-98.
  20. Орлов А.Б. Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности. [Текст] / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. № 4. 1993. с. 68-73.
  21. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Текст] / М. В. Осорина — СПб.: Питер, 1999. 288 с.
  22. Пашукова Т.И. Мотивирующая функция эмпатии. [Текст] /  
    Т. И. Пашукова // Исследования мотивационной сферы личности. Новосибирск, 1984. с. 62-70.
  23. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. [Текст] — Л.: ЛГУ, 1990. С. 32-37.
  24. Психология личности. Учебное пособие. [Текст] / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007 — 653 с.
  25. Психология. Словарь. [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  26. Резников Е. Н. Межличностные отношения.  [Текст] / Е. Н. Резников // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
  27. Роджерс К. Эмпатия. [Текст] / К. Роджерс // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ,  984. с. 234-238.
  28. Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста. [Текст] / А. А. Рояк // Вопросы психологии. № 4. 1974. с. 71-83.
  29. Сопиков А. П. Механизм эмпатии. [Текст] / А. П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар. 1977. с. 89-96.
  30. Юсупов И. М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты: автореф.   д-ра психол. наук. СПб. гос. ун-т. СПб, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Исследование  эмпатии как сопереживания (вариант  экспресс-диагностики И. М. Юсупова).

Принцип построения методики основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться  с большой силой не только в  отношениях людей и животных, которые  существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Инструкция  к опроснику экспресс-диагностики  эмпатии

Вам нужно  оценить каждое из 36 утверждений  и свое отразить в таблице крестиком  напротив номера соответствующего утверждения. Ни одно из утверждений пропускать нельзя. Если у вас нет своего мнения по тому к иному утверждению, то ставьте крестик в графе  «не знаю». Вы должны быть предельно  откровенны перед собой, так как  ответы не могут быть неправильными. Над утверждениями не следует  долго раздумывать. Достоверные  ответы, которые первыми пришли в  голову.

Стимульный  материал к опроснику экспресс-диагностики  эмпатии

1. Мне  больше нравятся книги о путешествиях, чем книга из серии «Жизнь  замечательных людей».

2. Взрослых  детей раздражает забота старших.

3. Мне  нравится размышлять о причинах  успехов и неудач других людей. 

4. Среди  всех музыкальных передач предпочитаю  «Современные ритмы».

5. Чрезмерную  раздражительность и несправедливые  упреки больного надо терпеть,  даже если они продолжаются  годами.

6. Больному  человеку можно помочь даже  словом

7. Посторонним  людям не следует вмешиваться  в конфликт между двумя лицами.

8. Старые  люди, как правило, беспричинно  обидчивы.

9: Когда  я в детстве слушал грустную  историю, на мои глаза сами  по себе наворачивались слезы. 

10. Раздраженное  состояние моих родителей влияет  на настроение.

11. Обычно  я равнодушен к критике в  свой адрес.

12. Мне  больше нравится рассматривать  портреты, чем картины с пейзажами.  I

13. Я всегда  все родителям прощал, даже если  они были неправы.

14. Если  лошадь плохо тянет, ее надо  хлестать.

15. Когда  я читаю о драматических событиях  жизни людей, то чувствую, словно  это происходит со мной.

16. Родители  относятся к своим детям справедливо.

17. Видя  ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не  обращаю внимания на плохое  настроение своих родителей.

19. Я подолгу  наблюдаю за поведением птиц  и животных, откладывая другие  дела.

20. Фильмы  и книги могут вызвать слезы  только у несерьезных людей. 

21. Мне  нравится наблюдать за выражением  лиц и поведением незнакомых  людей. 

22. В детстве  я приводил домой бездомных  собак и кошек. 

23. Все  люди необоснованно озлоблены. 

24. Глядя  на постороннего человека, мне  хочется угадать, как сложится  его жизнь. 

25. При  виде покалеченного животного  я стараюсь ему чем-то помочь.

26. В детстве  младшие по возрасту ходили  за мной по пятам. 

27. Человеку  станет легче, если внимательно  выслушать его жалобы.

28. Увидев  уличное происшествие, я стараюсь  не попадать в число свидетелей.

29. Младшим  нравится, когда я предлагаю им  свою идею, дело или развлечение.

30. Люди  преувеличивают способность животных  чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из  затруднительных конфликтных ситуаций  человек должен выходить самостоятельно.

32. Если  ребенок плачет, на то есть  свои причины.

33. Молодежь  всегда должна удовлетворять  любые просьбы и чувства стариков.

34. Мне  хочется разобраться почему некоторые  из моих знакомых иногда задумчивы.

35. Беспризорных  домашних животных следует уничтожать.

36. Если  мои друзья начинают обсуждать  со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую  тему.

Обработку результатов следует начинать с  определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов дано на следующие  номера утверждений опросника:

Лист  ответов опросника экспресс-диагностики  эмпатии

№ утверждения

 

Ответы

   
 

не знаю

никогда или нет

иногда

часто

почти всегда

всегда или да

 

           

 

1. В графе  «не знаю» в утверждениях номер  2, 4, 16, 18, 33.

2. В графе  «всегда или да» в утверждениях  номер 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.

3. В графе  «всегда или да» ответы на  следующие пары утверждений: 7 и  17; 10 и 18; 17 и 31; 22 и 35; 34 и 36.

Информация о работе Эмпатия в межличностном общении у подростков