Эмпатия в межличностном общении у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.
Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5
Определение межличностного общения…………………………………5
Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32
2.1 Организация исследования…………………………………………..…….32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа печать.docx

— 110.97 Кб (Скачать файл)

Эффект  переноса эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись  в отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно.

Трудные»  подростки — это результат  семейных травм: конфликтов в семье, недостатка родительской любви, родительской жестокости, непоследовательности в  воспитании. Дети нередко усваивают  не только положительные, но и отрицательные  образцы поведения родителей, если старшие в семье призывают  к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать  выбор, и он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

Сочувствие  у подростков, сопровождается актом  альтруизма. Тот, кто наиболее чуток  к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и наименее склонен  к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами. Подростки, имеющие близкие  теплые эмоциональные отношения  с родителями, чаще могут делиться с ними своими проблемами (рассказывать ситуации, связанные с проявлением  определенных эмоций, переживаний), и  также чаще слышат о чувствах и  эмоциональных состояниях родителей. Эмпатия у подростков может проявляться  по отношению не только к реально  существующим, но и вымышленным персонажам, что несомненно исключает непосредственность передачи «эмпатийного сигнала», а говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление. Читая о переживаниях персонажа, подростки настолько способны сопереживать ему, насколько хорошо уже понимают его или им кажется, что понимают, что он подходит под некий известный стереотип. По отдельным признакам в ходе повествования подросток судит о переживаниях, согласно своей модели. И это может значительно, до противоположности, расходиться с оценкой тоже же самого других людей.

Эмпатия оказывает значительное влияние  на характер отношения личности к  внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.

В подростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к  полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве  исследований рассматривается как  условие, необходимое для успешного  осуществления процесса межличностного взаимодействия. В. В. Знаков утверждал , что «Секрет успешных отношений между людьми заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном, дружеском, созидающем значении» [13, с. 64].

Мы исходим из понятия, предложенного  И. М. Юсуповым, согласно которому эмпатия - целостный феномен, связующий между  собой сознательную и подсознательную  инстанции психики, цель которого - "проникновение" во внутренний мир  другого человека или антропоморфизированного  объекта. Феномен эмпатии имеет  социально - психологическое происхождение  и многоуровневую структуру с  психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику. Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов [13].

Подростковый возраст характеризуется  И. М. Юсуповым как период маргинальной социализации. Подросток находится  как бы в промежуточном, пограничном  положении между различными социальными  и возрастными группами, что накладывает  определенный отпечаток на психику  человека и может выражаться в  повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. [10].

По мнению Т. П. Гавриловой «К подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом поведения в пользу другого» [8, с. 58].

Данные зарубежных исследований, направленных на изучение эмпатии подростков, говорят  о глубоких связях между эмпатийностью  и нравственным поведением. Нравственные нормы, усвоенные на более ранних этапах возрастного развития, начинают проявляться в поступках и  суждениях. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними  причинами, в то время как дети с низкими показателями эмпатии  дают им экстернальную оценку .

В пубертатном возрасте эмпатийность имеет не только онтогенетические корни. В ходе эксперимента установка на сочувственное отношение к объекту  взаимодействия, заданная извне, способствует появлению и переживанию чувства  вины за наблюдаемое неблагополучие объекта. Подростки, получившие установку на сочувственное отношение к «жертве», ориентировались на справедливое отношение к ней и испытывали более сильное чувство вины, чем испытуемые, не получившие подобного настроя. Интересным является тот факт, что у мальчиков эмпатийные переживания в виде сочувствия оказались сильнее, чем у девочек [21]. При этом следует иметь в виду, что установка на эмпатийное реагирование, задаваемая в искусственно созданных условиях, способствует стремлению глубоко проникнуть в ситуацию и причины поведения объекта в условиях опыта, но это не означает просоциальной, альтруистической направленности личности в целом. Задаваемая эмпатийная установка не является гарантией того, что в реальных условиях те же испытуемые проявят аналогичные эмпатийные переживания при виде страдания другого человека.

По данным И. М. Юсупова, из исследуемой  группы подростков (256 человек), отбывающих наказание в возрастной трудовой колонии, а ранее входивших в  асоциальные группировки, большинство (78%) испытывали чувство «эгоистической удовлетворенности» при виде страданий жертвы. Наряду с этим, автор замечает, что «подобные эмоциональные проявления не являются специфичными для неформальных подростковых объединений с асоциальной направленностью» [18, с. 143].

Таким образом, эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в подростковом периоде, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление. Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

В психологической литературе встречаются разные определения понятия эмпатии. Трактовки этого феномена отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.

В целом  эмпатия – это социально-психологическое  свойство личности, которое представляет из себя совокупность соцально-психологических  способностей индивида, посредством  которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

В современной  психологии уже не оспаривается тот  факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого  человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию.

Эмпатия - это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социальных и социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.

Роль  эмпатии в организации коммуникативной  стороны общения заключается  в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации.

В интерактивной  стороне общения эмпатия выступает  как регулятор взаимодействия, обеспечивая  оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников. Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.

Эмпатийный  человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружаюших, у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения.

Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения  и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового  и юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака.

В подростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружеских  отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве  исследований рассматривается как  условие, необходимое для успешного  осуществления процесса межличностного взаимодействия.

Эмпатия у подростков может проявляться  по отношению не только к реально  существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности  сознательно или неосознанно  ставить себя на место того, о  ком имеется определенное представление. Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения  личности в социум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование эмпатии у подростков.

2.1 Организация  и методы исследования.

 

Цель  исследования - изучение эмпатии в процессе межличностного общения подростков.

Задачи исследования:

    1. Подобрать методический аппарат.
    2. Провести диагностику уровня эмпатии у подростков.
    3. Проанализировать полученные результаты.

Объект исследования – межличностное общение.

Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.

Метод исследования – тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии) И. М. Юсупова.

Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.

Экспериментальная база исследования – МОАУ Лингвистическая Гимназия г. Кирова. В исследование участвовали 47 школьников в возрасте 12-13 лет.

Задача  диагностики эмпатии у детей  раннего подросткового возраста решалась с помощью теста эмпатийного  потенциала личности (метод экспресс-диагностики  эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым (приложение А). Принцип построения методики основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Методика  состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в  специальные бланки и распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.

Информация о работе Эмпатия в межличностном общении у подростков