Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.
Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5
Определение межличностного общения…………………………………5
Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32
2.1 Организация исследования…………………………………………..…….32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.
Общение в межличностных отношениях выполняет ряд функций. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной. В соответствии с этим выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции.
Информационно-коммуникативная
функция общения заключается
в любом виде обмена информацией
между взаимодействующими индивидами.
Обмен информацией в
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику
(оптико-кинетическая система,
- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);
- проксемику
(нормы организации
- визуальное общение (система контакта глазами).
Иногда
отдельно рассматривается как
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Идентификация
— мысленный процесс
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Можно привести
другую классификационную схему
функций общения, в которой наряду
с перечисленными отдельно выделяются
и другие функции: организация совместной
деятельности; познание людьми друг друга;
формирование и развитие межличностных
отношений. Отчасти такая классификация
дана в монографии В. В. Знакова; познавательная
же функция в целом входит в перцептивную
функцию, выделенную Г. М. Андреевой. Сопоставление
двух классификационных схем позволяет
условно включить функции познания, формирования
межличностных отношений и аффективно-коммуникативную
в перцептивную функцию общения как более
емкую и многомерную. При изучении перцептивной
стороны общения используется специальный
концептуально-
По мнению В. В. Знакова «Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью» [9, c. 16]. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого [2].
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».
Таким образом межличностное общение представляет собой процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, которым способствуют механизмы взаимопонимания такие как идентификация, эмпатия и рефлексия.
1.2. Эмпатия в межличностном общении
Многие из феноменов, рассматриваемых
психологической наукой, имеют определенную
предысторию изучения в различных отраслях
философского знания. Аналогичным образом
обстоит дело и с понятием «эмпатия». История
его изучения берет начало в конце XIX —
начале XX вв. в таких философских дисциплинах,
как этика и эстетика. В это время формируется
интерес к явлениям симпатии вчувствования,
который отражен в учениях А. Смита,
Г. Спенсера, А. Шопенгауэра, Т. Липпса,
М. Шелера и др. В этических теориях А. Смита,
Г. Спенсера, А. Шопенгауэра дается определение
симпатии как свойства человеческой души,
необходимого для регулирования взаимоотношений
между людьми в обществе. Т. Рибо, У. Штерн
и М. Шелер акцентируют внимание на выявлении
специфики симпатии как формы отношений
между людьми, предполагающей направленность
на познание личности другого как высшей
ценности. Липпс вводит термин вчувствование,
который определяет как интуитивную познавательную
направленность на объект [6, 7, 30].
Таким образом, в конце XIX - в начале XX вв. в различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с людьми и способствующие пониманию и познанию другого человека. Названные теории дали начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым, кто ввел термин эмпатия в психологическую науку, был Э. Титченер. В настоящее время самым общим и наиболее признанным определением эмпатии становится то, которое приведено в психологическом словаре [25]. Эмпатия толкуется как постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого. Но данное определение не дает необходимого представления о сложности и многогранности эмпатии как психического явления.
Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Эмпатия определяется, во-первых, как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека. При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи Г. Барретт-Леннард, В. Айкес и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу:
1) восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека;
2) экспрессивное
сообщение о возникновении
3) этап эмпатической коммуникации, во время которой эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания [24].
Отечественные психологи А.П. Сопиков и Т.П. Гаврилова выделили следующие фазы эмпатического процесса:
1) восприятие
многообразия открытых
2) построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями [6,7, 30].
Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции в ответ на стимул. Существует несколько видов эмпатических реакций, которые входят в две большие группы:
1) эмпатические реакции в ответ на поведение группы;
2) эмпатические реакции в адрес конкретной личности.
В-третьих, эмпатия
В целом,
эмпатия — это социально-
Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:
1) модальность
ведущего компонента в
2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
3) критерий
диспозиционности эмпатии (
4) критерий
уровня развития эмпатии (
Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А.П. Сопикова. По его мнению, существует три вида эмпатии:
1) эмоциональная,
если доминирует
2) познавательная, если доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;
3) поведенческая, если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь, расчет на его ответную эмпатию [30].
В свою очередь, В.В. Бойко различает следующие виды эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:
1) рациональная
эмпатия, которая
2) эмоциональная
эмпатия, реализуемая
3) интуитивная
эмпатия, включающая в себя
в качестве средств отражения
другого интуитивность,
Существует еще один критерий определения форм эмпатии — это направление эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Различия же между ними заключаются в степени рефлексии над проявляемым эмоциональным состоянием и степенью идентификации с объектом эмпатии [30]. Сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии и оно менее подвержено рефлексии, по сравнению с сочувствием.
Информация о работе Эмпатия в межличностном общении у подростков