Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.
Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5
Определение межличностного общения…………………………………5
Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32
2.1 Организация исследования…………………………………………..…….32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию [24].
Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему [24].
Названные
виды эмпатии рождают разное поведение
по отношению к другому и его
нуждам. В случае личностного дискомфорта
или дистресса человек
Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.
Таким образом, эмпатия — это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социальных и социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д. [24].
Перейдем к рассмотрению функций эмпатии в общении. Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении может быть осуществлено, во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения [1] и, во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.
В психологических
исследованиях традиционно
Роль
эмпатии в организации
1) мотивируя
индивида на получение какой-
2) действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.
В интерактивной
стороне общения эмпатия
Функции эмпатии в жизни конкретного человека следующие:
1) эмпатия, исходящая от
2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого;
3) расширяет представление о жизни других;
4) обогащает собственный
5) развивает личность и систему ее ценностей;
6) несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида [24].
Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытия и получения поддержки [24].
Многими
исследователями, независимо от того,
какой они следуют
Анализ роли эмоциональной и когнитивной сторон эмпатии в связи со склонностью к насилию был проведен в других работах. В этих исследованиях в качестве испытуемых выступали преступники и люди, отличающиеся высоким уровнем агрессивности. В них получены сведения о том, что склонность к насилию связана с нарушением эмоциональной и когнитивной компонент эмпатии. Эти нарушения выражаются в деформации способности распознавать и подражать мимике других людей, в неумении испытывать те же переживания, которые испытывают другие люди. Низкий уровень развития эмоциональной и когнитивной эмпатии наряду с другими факторами обуславливает наличие агрессивных тенденций в поведении личности [24].
Несколько противоположные по содержанию
выводы о связи эмпатии и
Таким образом, эмпатия выполняет:
1) коммуникативные, регулятивные эмотивные, социально-перцептивные функции в процессе общения;
2) эмпатия опосредует личностное развитие участников общения — снимает эмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию;
3) способствует
подтверждению, самораскрытию,
4) эмпатия может выполнять функцию сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровнем развития (например, просоциальная эмпатия).
Если же уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональном отклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.
Далее рассмотрим понятие эмпатийной личности. Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружаюших, у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления [24].
Эмпатийный человек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
Эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты: способность к децент-рации; позитивное видение других; быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия; преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия. Ему присущи: открытость; сензитивность к невербальному поведению другого; чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам; чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом. Для него характерны: эмоциональная стабильность; терпимость в адрес недостатков других. Система отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого.
Таким образом эмпатия как важный межанизм восприятия и социально-психологическое свойство личности представляет собой постижение эмоционального состояния другого человека, вчувствование в его переживания. Эмпатия может быть направлена как на другого человека, так и на самого себя. Она присутствует во всех видах межличностного общения, она влияет на сбор и анализ информации. Эмпатийный человек – индивид с высокой степенью выраженности эмпатии, ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов.
1.3 Особенности
эмпатии в подростковом
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, «потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать» [7, с. 537].
Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Причина этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад.
Спешка
неумение и нежелание выслушать
и понять то, что происходит в
сложном юношеском мире, постараться
взглянуть на проблему глазами сына
или дочери, уверенность в собственной
непогрешимости - вот что в первую
очередь создает
Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. М. В. Осорина считает, что «Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям» [23, с.150].
Информация о работе Эмпатия в межличностном общении у подростков