Эмпатия в межличностном общении у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.
Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5
Определение межличностного общения…………………………………5
Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32
2.1 Организация исследования…………………………………………..…….32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа печать.docx

— 110.97 Кб (Скачать файл)

В современной  психологии уже не оспаривается тот  факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого  человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию [24].

Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему [24].

Названные виды эмпатии рождают разное поведение  по отношению к другому и его  нуждам. В случае личностного дискомфорта  или дистресса человек предпринимает  усилия, направленные на преодоление  своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия «за себя». Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой «за другого» [6].

Вид, форма  проявления эмпатии обусловлены  ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого. 

Таким образом, эмпатия — это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социальных и социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д. [24].

Перейдем к рассмотрению функций  эмпатии в общении. Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении может быть осуществлено, во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения [1] и, во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.

В психологических  исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения (в восприятии человека человеком). В них указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления [7, 22].

Роль  эмпатии в организации коммуникативной  стороны общения заключается  в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:

1) мотивируя  индивида на получение какой-либо  информации с целью усиления  собственной вовлеченности в процесс общения;

2) действуя  в качестве обратной связи  на уже собранную информацию.

В интерактивной  стороне общения эмпатия выступает  как регулятор взаимодействия, обеспечивая  оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников. Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения [24].

Функции эмпатии в жизни конкретного  человека следующие:

1) эмпатия, исходящая от субъекта  эмпатии, увеличивает его способность убеждать;

2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого;

3) расширяет представление о  жизни других;

4) обогащает собственный эмоциональный  опыт;

5) развивает личность и систему  ее ценностей; 

6) несет охранные функции, если  воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида [24].

Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет  в себе функцию подтверждения  его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытия и получения поддержки [24].

Многими исследователями, независимо от того, какой они следуют теоретической  модели объяснения насилия и агрессии, указывается на низкий уровень эмпатии  как на одну из причин проявления агрессии [4]. Группа американских психологов, опираясь на результаты серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпатии, под которой они понимали способность индивида к оценке перспективы происходящего с другим человеком и к ориентации на эту перспективу, отрицательно коррелирует с выбором конфликтных стратегий взаимодействия и такой чертой личности, как агрессивность. Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта конструктивным образом решать конфликтные ситуации. В ситуации очень высокой или очень низкой степени вероятности проявления агрессии, способность индивида к оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственные агрессивные действия. Только в случае, когда степень вероятности осуществления деструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивная эмпатия может выступать как механизм торможения агрессии.

Анализ  роли эмоциональной и когнитивной  сторон эмпатии в связи со склонностью к насилию был проведен в других работах. В этих исследованиях в качестве испытуемых выступали преступники и люди, отличающиеся высоким уровнем агрессивности. В них получены сведения о том, что склонность к насилию связана с нарушением эмоциональной и когнитивной компонент эмпатии. Эти нарушения выражаются в деформации способности распознавать и подражать мимике других людей, в неумении испытывать те же переживания, которые испытывают другие люди. Низкий уровень развития эмоциональной и когнитивной эмпатии наряду с другими факторами обуславливает наличие агрессивных тенденций в поведении личности [24].

Несколько противоположные по содержанию выводы о связи эмпатии и насильственных тенденций во взаимодействии приводятся в работе, посвященной анализу психологических особенностей садистов [24]. В исследовании Дается описание способности к эмпатии садистов, которая выражается в достаточно развитом умении представлять себе страдания и переживания жертвы, которое необходимо преступнику для совершения преступления. Автор объясняет существование этого факта той формой эмпатии, которой обладают садисты. Речь идет о примитивном уровне развития эмпатии, на котором еще нет четкой границы между собственными переживаниями и автономными переживаниями другого. Это, так называемая, эгоистическая эмпатия.

Таким образом, эмпатия выполняет:

1) коммуникативные, регулятивные эмотивные, социально-перцептивные функции в процессе общения;

2) эмпатия  опосредует личностное развитие участников общения — снимает эмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию;

3) способствует  подтверждению, самораскрытию, поддержке  и облегчению страданий объекта  эмпатии; 

4) эмпатия может выполнять функцию сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровнем развития (например, просоциальная эмпатия).

Если  же уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональном отклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.

Далее рассмотрим понятие эмпатийной личности. Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружаюших, у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления [24].

Эмпатийный  человек отличается высоким уровнем  развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.

Эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты: способность к децент-рации; позитивное видение других; быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия; преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия. Ему присущи: открытость; сензитивность к невербальному поведению другого; чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам; чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом. Для него характерны: эмоциональная стабильность; терпимость в адрес недостатков других. Система отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого.

Таким образом эмпатия как важный межанизм восприятия и социально-психологическое  свойство личности представляет собой  постижение эмоционального состояния  другого человека, вчувствование  в его переживания. Эмпатия может  быть направлена как на другого человека, так и на самого себя. Она присутствует во всех видах межличностного общения, она влияет на сбор и анализ информации. Эмпатийный человек – индивид с высокой степенью выраженности эмпатии, ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов.

 

1.3 Особенности  эмпатии в подростковом возрасте.

 

Способность к эмпатии является основой для  дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном  общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет  Г. Крайг, на социальном выводе, «потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать» [7, с. 537].

Одна  из главных особенностей подросткового  возраста - смена значимых лиц и  перестройка взаимоотношений с  взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность  в освобождении от контроля и опеки  родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими  правил и порядков. Причина этого  кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают  о своем ребенке значительно  больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким  он был несколько лет назад.

Спешка  неумение и нежелание выслушать  и понять то, что происходит в  сложном юношеском мире, постараться  взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в собственной  непогрешимости - вот что в первую очередь создает психологический  барьер между растущими детьми. Еще  на один момент исследователи обращают внимание. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: подросток  стал «непослушным», «скрытным» - и  совершенно не замечают позитивного  нового. Одним из таких ростков  является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии  по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе или радость.

Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в  период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения  и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. М. В. Осорина считает, что «Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям» [23, с.150].

Информация о работе Эмпатия в межличностном общении у подростков