Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель. Изучить развитие эмоциональной сферы детей из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Исследовать особенности воспитания детей в неполной семье;
3. Определить формирование эмоционального развития детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной психологии 5
1.1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная семья» 5
1.2.Специфика воспитания детей в неполной семье 10
ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье 14
2.1.Эмоциональное развитие младшего школьника 14
2.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей 20
2.3. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
4 балла – по ходу
работы ученик допускает
3 балла – ребенок воспринимает только часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2 – 3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.
2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.
1 балл – ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.
Подсчитав количество баллов определили уровни саморегуляции. Трое детей (получивших 4-5 баллов за выполненную работу) продемонстрировали высокий уровень саморегуляции; семь детей (получившие 2-3 балла за выполненную работу) показали средний уровень саморегуляции.
Диагностика школьной тревожности. (Е. Амен)
«Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки 1 у меня не совсем обычные. Посмотри, на них нет лиц. Все – и взрослые, и дети нарисованы без лиц (предъявляется картинка № 1). Это сделано специально, для ого чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен будешь придумывать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лица у нас веселые, радостные, счастливые, а когда плохое – грустные, печальные. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще и объяснишь, почему у него такое лицо».
Выполнение задания по
картинке 1 рассматривается как
Затем последовательно предъявляются картинки 2 – 12. Перед предъявлением каждой повторяется вопрос: какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?
Все ответы детей фиксируются.
Обработка данных.
Оцениваются ответы на 10 рисунков (2 – 11). Рисунок 1 – тренировочный. Рисунок 12 выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок закончил выполнение 1 задания позитивным ответом. Вместе с тем, следует обратить внимание на редкие случаи (по нашим данным, не более 5 – 7 %), когда ребенок на 12 карточку дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.
Общий уровень тревожности
вычисляется по «неблагополучным»
ответам испытуемых, характеризующим
настроение ребенка на картинке как
грустное, печальное, сердитое, скучное.
Тревожным можно считать
По итогам диагностики 8 детей показали высокий уровень тревожности; 2 средний уровень тревожности.
Таблица 1
Выборка испытуемых
№ п/п |
Ф.И.О. |
Возраст |
1 |
Андреева Ольга |
9 лет |
2 |
Петрова Вика |
8 лет |
3 |
Умнова Света |
9 лет |
4 |
Смирнова Ирина |
9 лет |
5 |
Симахина Ольга |
8 лет |
6 |
Ошрина Мария |
9 лет |
7 |
Кудрина Олеся |
8 лет |
8 |
Бычкова Анжелика |
9 лет |
9 |
Ерина Оксана |
9 лет |
10 |
Сучкова Дарья |
9 лет |
Таблица 2
Диагностика школьной тревожности
№ п/п |
Ф.И.О. |
Вопросы | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
1 |
Андреева Ольга |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Петрова Вика |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
Умнова Света |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
4 |
Смирнова Ирина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Симахина Ольга |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
Ошрина Мария |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
7 |
Кудрина Олеся |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
8 |
Бычкова Анжелика |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
9 |
Ерина Оксана |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
Сучкова Дарья |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
Таблица 3
№ п/п |
Ф.И.О. |
Баллы |
1 |
Андреева Ольга |
8 |
2 |
Петрова Вика |
4 |
3 |
Умнова Света |
3 |
4 |
Смирнова Ирина |
8 |
5 |
Симахина Ольга |
6 |
6 |
Ошрина Мария |
4 |
7 |
Кудрина Олеся |
6 |
8 |
Бычкова Анжелика |
5 |
9 |
Ерина Оксана |
5 |
10 |
Сучкова Дарья |
4 |
Вывод: анализ результатов исследования показал, что количество позитивных ответов (+), значительно меньше «неблагополучных» (-) ответов. По итогам диагностики восемь детей показали высокий уровень тревожности, двое детей средний уровень тревожности. Таким образом проведенное исследование эмоционального состояния детей ин неполных семей показал высокий уровень тревожности и средний уровень саморегуляции, что свидетельствует о неблагоприятных условиях развитии детей младшего дошкольного возраста.
Формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка – одна из актуальных проблем педагогической психологии. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями. Главной целью воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Для ребенка семья – это целый мир, в котором он растет и развивается. Родители оказывают на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатляемость, отзывчивость на все яркое, необычное.
Дети из неполных семей
не всегда получают полноценного развития
и воспитание. Развод родителей, нестабильный,
конфликтный стиль отношений
в таких семьях искажают условия
ранней социализации, оказываясь причиной
нервно-психических
Дети, воспитываясь в неполной
семье, могут столкнуться с
Чрезмерная опека сына матерью бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей.
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Таким образом, дети из неполных
семей замкнуты, застенчивы, менее
эмоциональны, они не уверены в
своих силах, а некоторые даже
не верят в свои возможности. Они
очень часто пребывают в
Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье