Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить развитие эмоциональной сферы детей из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Исследовать особенности воспитания детей в неполной семье;
3. Определить формирование эмоционального развития детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной психологии 5
1.1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная семья» 5
1.2.Специфика воспитания детей в неполной семье 10
ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье 14
2.1.Эмоциональное развитие младшего школьника 14
2.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей 20
2.3. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

4 балла – по ходу  работы ученик допускает немногочисленные  ошибки, но не замечает и не  устраняет их, качество работы, ее  оформление его не заботит,  хотя желание получить хороший  результат есть.

3 балла – ребенок воспринимает только часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2 – 3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.

2 балла – ребенок воспринимает  лишь небольшую часть задания,  но сразу ее теряет и пишет  палочки и строчки в случайном  порядке; ошибки не замечает  и не исправляет, к качеству  работы безразличен.

1 балл – ребенок не  воспринимает задания и пишет  (или рисует) на своем листе  что-то свое или ничего не  делает.

Подсчитав количество баллов определили уровни саморегуляции. Трое детей (получивших 4-5 баллов за выполненную работу) продемонстрировали высокий уровень саморегуляции; семь детей (получившие 2-3 балла за выполненную работу) показали средний уровень саморегуляции.

Диагностика школьной тревожности. (Е. Амен)

«Сейчас ты будешь придумывать  рассказы по картинкам. Картинки 1 у меня не совсем обычные. Посмотри, на них нет лиц. Все – и взрослые, и дети нарисованы без лиц (предъявляется картинка № 1). Это сделано специально, для ого чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен будешь придумывать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лица у нас веселые, радостные, счастливые, а когда плохое – грустные, печальные. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще и объяснишь, почему у него такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок усвоил.

Затем последовательно предъявляются  картинки 2 – 12. Перед предъявлением каждой повторяется вопрос: какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Все ответы детей фиксируются.

Обработка данных.

Оцениваются ответы на 10 рисунков (2 – 11). Рисунок 1 – тренировочный. Рисунок 12 выполняет «буферную» функцию  и предназначен для того, чтобы  ребенок закончил выполнение 1 задания  позитивным ответом. Вместе с тем, следует обратить внимание на редкие случаи (по нашим данным, не более 5 – 7 %), когда ребенок на 12 карточку дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.

Общий уровень тревожности  вычисляется по «неблагополучным»  ответам испытуемых, характеризующим  настроение ребенка на картинке как  грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 или более подобных ответов  из 10.

По итогам диагностики 8 детей  показали высокий уровень тревожности; 2 средний уровень тревожности.

Таблица 1

Выборка испытуемых

п/п

Ф.И.О.

Возраст

1

Андреева Ольга

9 лет

2

Петрова Вика

8 лет

3

Умнова Света

9 лет

4

Смирнова Ирина

9 лет

5

Симахина Ольга

8 лет

6

Ошрина Мария

9 лет

7

Кудрина Олеся 

8 лет

8

Бычкова Анжелика

9 лет

9

Ерина Оксана

9 лет

10

Сучкова Дарья

9 лет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Диагностика школьной тревожности

п/п

Ф.И.О.

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Андреева Ольга

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

2

Петрова Вика

-

-

-

+

-

+

+

-

-

+

3

Умнова Света

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

4

Смирнова Ирина

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

5

Симахина Ольга

-

+

-

-

+

+

+

-

+

+

6

Ошрина Мария

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

7

Кудрина Олеся

-

+

-

-

-

+

+

+

-

-

8

Бычкова Анжелика

-

+

-

+

+

+

-

+

-

+

9

Ерина Оксана

-

+

+

-

-

-

+

+

+

-

10

Сучкова Дарья

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-


 

В результате проведенного исследования были получены следующие  данные:

Таблица 3

п/п

Ф.И.О.

Баллы

1

Андреева Ольга

8

2

Петрова Вика

4

3

Умнова Света

3

4

Смирнова Ирина

8

5

Симахина Ольга

6

6

Ошрина Мария

4

7

Кудрина Олеся 

6

8

Бычкова Анжелика

5

9

Ерина Оксана

5

10

Сучкова Дарья

4


 

Вывод: анализ результатов  исследования показал, что количество позитивных ответов (+), значительно меньше «неблагополучных» (-) ответов. По итогам диагностики восемь детей показали высокий уровень тревожности, двое детей средний уровень тревожности. Таким образом проведенное исследование эмоционального состояния детей ин неполных семей показал высокий уровень тревожности и средний уровень саморегуляции, что свидетельствует о неблагоприятных условиях развитии детей младшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка  – одна из актуальных проблем педагогической психологии. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями. Главной целью воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Для ребенка семья – это целый мир, в котором он растет и развивается. Родители оказывают на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатляемость, отзывчивость на все яркое, необычное.

Дети из неполных семей  не всегда получают полноценного развития и воспитание. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений  в таких семьях искажают условия  ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствую  возникновению проблем взаимоотношения  подростка с социальным окружением. Частые конфликты, громкие ссоры  в семье вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности  в себе, нездоровья. Все это затрудняет решение воспитательных задач в  условиях неполной семьи.

Дети, воспитываясь в неполной семье, могут столкнуться с определенного  рода трудностями. Дети из неполных семей  обладают более высокой тревожностью по всем факторам тревожности: ситуациям связанными со школой, общением с учителем, ситуациями связанными с представлениями о себе и межличностным общением.

Чрезмерная опека сына матерью бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей.

Отсутствие отца в семье  или человека, его заменяющего, сказывается  на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Таким образом, дети из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее  эмоциональны, они не уверены в  своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они  очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает. Дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными. В первое время после ухода одного из родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки со взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова– М. : Академия, 1997.– 455с.
  2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие – изд.2-е перераб. и доп. [Текст] / В.А. Аверин – М. : Знание, 2001.-377 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева – М. : Аспект Пресс, 1998.-355 с.
  4. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы [Текст] / Ю.П. Азаров – М. : Высшая школа, 1993.-288 с.
  5. Артур, Б. Дети и семейные конфликты [Текст] / Б. Артур, М. Кемме – М. : Просвещение, 1999.-358 с.
  6. Балакирев, В.П. Отрицательные переживания у детей [Текст] / В.П. Балакирев – М. : Педагокика, 1996.-269 с.
  7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М. : Педагогика, 1998.-369 с.
  8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав – М. : Академия, 2002.-542 с.
  9. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В.Н. Белкина – М. : Высшая школа, 2000.-247 с.
  10. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав – М. : Академия, 2002.-542 с.
  11. Валлерштейн, Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. Лабиринты одиночества [Текст] / Дж.В. Валлерштейн, Дж. Келли – М. : ВЛАДОС, 2000.-288 с.
  12. Воспитание детей в неполной семье (перевод с чешского) [Текст] / Под ред. Ершовой Н.М. – М. : Речь, 1980.-208 с.
  13. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк – М. : Просвещение, 1984.-369 с.
  14. Васильева, А.К. Структура семьи [Текст] / А.К. Васильева – М. : Знание, 1988.-222 с.
  15. Выготский, Л.С Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М. : Педагокика, 1991.-288 с.
  16. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования, 2001.-№11.-С.14-26
  17. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность [Текст] / Б.И. Додонов – М. : Наука, 2000.-369 с.
  18. Зубкова, Т.С. Неполные семьи: организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей [Текст] / Т.С. Зубкова – М. : ВЛАДОС, 2003.-256 с.
  19. Иванов, С. Одинокие дети [Текст] / С. Иванов / Воспитание школьников, 1991.-№1.-С.11-25
  20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин – М. : Мастера психологии, 2007.-784 с.
  21. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева – Ярославль, 1996.-255 с.
  22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина – М. : Педагогика, 1997.-302 с.
  23. Кулик, Л.А. Семейное воспитание [Текст] / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов – М. : Просвещение, 1979.-377 с.
  24. Ковалева, Л.Е. Микроклимат семьи [Текст] /Л.Е. Ковалева – М. : Просвещение, 1979.-377 с.
  25. Матейчик, З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье [Текст] / З. Матейчик – М. : Академия, 2003.-308 с.
  26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменалогия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов – 4-е изд., стереотип [Текст] / В.С. Мухина – М. : Академия 1999.-456 с.
  27.   Марова, З. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н.М. [Текст] / З. Марова – М.: Прогресс, 1980.-350 с.
  28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М. : Педагогика, 1989.-705 с.
  29. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье [Текст] / Е.О. Смирнова [и др.] // Вопросы психологии -1999.-№6.-С.11-24
  30. Слепкова, В.И. Психология семьи: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.И. Слепкова, А.А. Костюкевич – Мн. : БГПУ им М. Танка, 2001.-345 с.
  31. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование: пер. с нем. [Текст] / Г. Фигдор – М. : Наука, 1995.-208 с.
  32. Шапиро, Б.Ю. Психология семейных отношений [Текст] / Б.Ю. Шапиро – М. : Педагогика, 2006.-188 с
  33. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В.М. Целуйко – М. : ВЛАДОС, 2003.-344 с.
  34. Целуйко, В.М. Неполная семья [Текст] / В.М. Целуйко – Волгоград, 2000.-302 с.
  35. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб: Издательство «Питер», 1999.-246 с.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье