Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить развитие эмоциональной сферы детей из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Исследовать особенности воспитания детей в неполной семье;
3. Определить формирование эмоционального развития детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной психологии 5
1.1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная семья» 5
1.2.Специфика воспитания детей в неполной семье 10
ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье 14
2.1.Эмоциональное развитие младшего школьника 14
2.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей 20
2.3. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 331 группы

факультета психологии

Гаджалиева Сабина Султалиевна

__________________________

Научный руководитель:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной психологии 5

1.1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная семья» 5

1.2.Специфика воспитания детей в неполной семье 10

ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье 14

2.1.Эмоциональное развитие младшего школьника 14

2.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей 20

2.3. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основной в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Для ребёнка семья –  это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть,  радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения детей в неполных семьях. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей.

Формирование и развитие эмоциональной сферы человека –  одна из актуальных проблем психологической  науки в целом и педагогической психологии в частности. Значительный вклад в решение вопроса о  природе, механизмах возникновения, функциях, классификация эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи. Невозможно переоценить то значение, какое имеют эмоции для индивидуального развития человека, становления личности ребенка и его социализации. Не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками.

Часто взрослым не хватает  времени, знаний, сил, возможностей для  осуществления полноценного развития ребенка в условии неполной семьи. Актуальность проблемы эмоциональной  сферы детей из неполных семей, влияющих на становление личности ребенка  в полной и неполной семье, остается неизменно острой на протяжении всего  развития психологической науки  и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

Предмет. Специфика эмоционального развития детей в неполной семье.

Объект. Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье.

 Цель. Изучить развитие эмоциональной сферы детей из неполных семей.

Задачи:

    1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
    2. Исследовать особенности воспитания детей в неполной семье;
    3. Определить формирование эмоционального развития детей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что отрицательные эмоции формируются в результате действия социальных факторов в неполной семье, таких как отсутствие одного из родителей, социальная атмосфера в семье, причины возникновения неполной семьи.

Методы исследования:

    1. Анализ научно-методической литературы;
    2. Методика диагностики.

 

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной  психологии

    1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная  семья»

 

Семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных  родством и общим бюджетом. Однако такие определения не раскрывают всех сторон данного феномена. Более подробное определение предлагает «Философский словарь»: Семья – вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Основное назначение семьи  – удовлетворение общественных, групповых  и индивидуальных потребностей. Являясь  социальной ячейкой общества, семья  удовлетворяет ряд его важнейших  потребностей, в том числе и  в воспроизводстве населения. В  то же время она удовлетворяет  личностные потребности каждого  своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и  вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Семья объединяет людей разного  возраста, нередко пола, с разными  профессиональными интересами. Это  позволяет ребенку наиболее полно  проявлять свои эмоциональные и  интеллектуальные возможности[6]. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия [24].

В последнее время проблемы, связанные с семьей, приобретают  все большую актуальность в обществе. Современная семья перетерпела  серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь  велики стали роли старшего брата  и сестры, не безоговорочно влияние  старшего поколения. Но самое главное  то, что резко возросло количество разводов – распадается почти  каждый второй брак. А ведь развод –  это сильное потрясения для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей. Родительский дом для  ребенка – первая, главная и  ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает  фундамент человеческих качеств. И  чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, что является семья полной или неполной [33].

Бывают самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием  ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить всю вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. Каждая из этих точек зрения может быть одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Не любая полная семья  является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все  же, наличие в семье обоих родителей  помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его  психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием  детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака  больше у супругов, которые воспитывались  в неполной семье[4].

В неполной семье для будущих  супругов отсутствует главное –  пример брачных отношений. Поэтому  отсутствует для детей – будущих  супругов и родителей – определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для  взаимоотношений мужа и жены. Будущие  мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируется представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [5].

В том, что родительский дом  испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и  формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении  слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу – общественных деятелей, государству  – граждан. Всякий человек, который  может платить этот тройной налог  и не делает этого, виновен, и может  быть более виновен, если платит его  наполовину. Кто не может выполнить  обязанности отца, тот не имеет  права быть им». Неполной называется такая семья, которая состоит  из одного родителя с одним или  несколькими несовершеннолетними детьми. В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака. В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные расстройства. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворенность служит основанием для половины разводов. Большая часть разведенных супругов также отмечает неудовлетворенность физической стороной их жизни[34].

Воспитательные возможности  в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться  с разными вариантами семейных отношений и влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишен необходимых мужских черт: твердости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искаженным – обедненным или, напротив, идеализированным, что приводи впоследствии либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье[29].

Сексологи считают, что уменьшить  число семейных катастроф может  половое просвещение населения, и, прежде всего, молодежи, повышение  их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования  матерей неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у  матерей полных семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности. Все это и объясняет тот  факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель – выходец неполной семьи. Так же есть функционально  неполные семьи. В этой категории  двое родителей, но профессиональные или  другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с  детьми обычно оказывается возможным  только по выходным дням, да и в эти  дни ограничивается несколькими  часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом  благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся в семье и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом. Для более точной характеристики неполной семьи необходимо учитывать следующие факторы, психологически воздействующие на детей:

    1. Кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего родителя, был ли он кем-нибудь заменен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное, - какова личность ребенка;
    2. Каков социальный фон, на котором проходит жизнь неполной семьи (помогает ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живет);
    3. Важна причина возникновения неполной семьи.

Неполные семьи – это  семьи с одним родителем и  детьми. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного  рождения ребенка, смерти одного из родителей  или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютно большинство среди неполных семей [30].

Осиротевшая неполная семья  – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняется взаимоотношение со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье