Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить развитие эмоциональной сферы детей из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Исследовать особенности воспитания детей в неполной семье;
3. Определить формирование эмоционального развития детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной психологии 5
1.1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная семья» 5
1.2.Специфика воспитания детей в неполной семье 10
ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье 14
2.1.Эмоциональное развитие младшего школьника 14
2.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей 20
2.3. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

В подростковом и юношеском  возрасте отношение чувств к предметному  миру восстанавливается на новой  основе: отдифференцировавшись от восприятия, чувства получают вместе с тем все более определенную предметную отнесенность; они организуются вокруг определенных предметных областей и становятся все более стойкими формами предметного сознания, выражая измененное отношение подрастающего человека к миру. Сначала они относятся преимущественно к частным реальным объектам. Затем, не ограничиваясь единичными частными объектами, эмоции распространяются на область общего и отвлеченного; не только вещи, но и идеи начинают привлекать к себе. Происходящий у подростка и юноши процесс включения его в культуру той общественной среды, к которой он принадлежит, влечет за собой расширение и перестройку его эмоциональной сферы. В эмоциональной сфере находит себе отражение все многообразие социальных отношений, в которые включается юноша, и идеология, из которой он исходит. Вместе с тем его чувства становятся и все более индивидуализированными, - они все в большей степени выражают его характер. Все более многообразными становятся проявляющиеся в них индивидуальные различия установок, интересов, идеалов, отражающие индивидуальный путь развития юноши, формирования его личности и ее направленность. В этом процессе формирования личности подрастающего человека существенную роль играет воспитание [2].

Таким образом, воспитание через  эмоциональное воздействие –  очень тонкий  процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы  повлиять на искренность эмоции, а  в том, чтобы надлежащим образом  их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема. Эмоциональное развитие подростка является первоосновой всего его психического здоровья. Задача гармоничного развития подростков предполагает определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

2.2. Условия развития  эмоциональной сферы детей из  неполных семей

 Эмоции очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие подростка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.

Эмоциональные состояния  окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся  по степени интенсивности настроениях  и аффективных состояниях. Эмоциональные  состояния не только зависят от характера  протекающей психической деятельности, но и сам оказывают огромное влияние  на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую  деятельность человека. Эмоциональное  состояние может зависеть от выполняемой  деятельности совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т. д [6].

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и  случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Длительное настроение может  окрашивать поведение человека в  течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно  становится характерным, отличительным  для человека [29].

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые  проявляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно  являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоции в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности [8].

По данным психологов, маленький  ребенок, переживая страх, скорее всего бросится к родителям или к старшему брату или сестре. Но в сознании подростка такое поведение ассоциировано с эмоцией стыда, жить с которой так же трудно, как и со страхом. Поэтому подросток старается совладать со страхом по-другому – старается оценить степени опасности, занять более выгодную позицию, а если это не удается, просто игнорирует угрозу, не придает ей значения. Маленькие дети обычно бегут от опасности в буквальном смысле слова, тогда как старшие дети чаще преодолевают опасность с помощью вербальных средств. По мере развития человек научается различным реакциям на переживание страха, но все эти способы не более чем усложненные модификации одного и того же типа реакции – реакции устранения воспринимаемой угрозы, бегства от нее [20].

Родителям очень важно  понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться  любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности подростка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причем в неполной семье один родитель необязательно должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за двоих» не всегда приносит свои плоды [32].

Глубокий постоянный психологический  контакт с ребенком – это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, в  любом типе семьи, так как……………………

….себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует  подавленную агрессивность, если ребенок  воспринимает отношение взрослого  к себе как негативное, то попытки  взрослого побудить подростка к  общению вызывают у него состояния  смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и подростком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у подростка не только формируется критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная  с раннего детства, встретились  оба типа мышления: и мужской, и  женский. Отсутствие отца в семье, с  чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Усвоение ребенком женских  или мужских моделей поведения  происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы – мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты – девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок [30].

У мальчиков, воспитанных  только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как  словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной  мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном общении. Результат издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформацией личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевой близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения [34].

В неполной семье перечисленные  выше функции выполняет мать, и  не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких  семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении ограничивать сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда [19].

Не всегда личностные взаимоотношения  матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего  детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощрять его  самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание  быть сильным и смелым, развивает  способности рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения  и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни. Таковы некоторые психологические  особенности формирования личности ребенка, характерные психологические  особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов  неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процессе психического развития и личностного становления ребенка [7].

Таким образом, роль родителей  в деле воспитания многопланова и  отражается на формировании личности ребенка. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным  нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и к различным  отклонениям в поведении, состоянии  психологического здоровья.

2.3. Исследование  эмоционально-волевой сферы младших  школьников.

  На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния вхождения в социальную ситуацию. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним.  Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Развитие эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребенок, факторами внутреннего воздействия – наследственность, особенности его физического развития.

Для исследования эмоционально-волевой  сферы младших школьников использовались методики:

    1. Определение уровня саморегуляции;
    2. Диагностика школьной тревожности.

Методика «Определения уровня саморегуляции»

Испытуемому предлагается задание: «На этом листе дан образец  написания палочек:

 |–||–|||–| и т. д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

- пиши палочки и черточки  в такой же последовательности;

- правильно переноси их  с одной строчки на другую;

- не пиши на полях;

- пиши не в каждой  строчке, а через одну».

Время выполнения задания 5 минут.

Анализ проводится по следующим  критериям:

5 баллов – ребенок  воспринимает задание полностью  и во всех компонентах сохраняет  его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом  темпе на протяжении всего  времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после  сигнала, стремится проверить  ее, делает все возможное, чтобы  работа была выполнена правильно  и аккуратно.

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье