Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить развитие эмоциональной сферы детей из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Исследовать особенности воспитания детей в неполной семье;
3. Определить формирование эмоционального развития детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной психологии 5
1.1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная семья» 5
1.2.Специфика воспитания детей в неполной семье 10
ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье 14
2.1.Эмоциональное развитие младшего школьника 14
2.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей 20
2.3. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных  трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье

2.1.Эмоциональное  развитие младшего школьника

 

Эмоции – это особый класс психических состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у подростков в особенностях поведения, организации деятельности и эмоционально-волевой сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.  Умственная деятельность, суждения и высказывания младших школьников о тех или иных явлениях действительности очень часто окрашены яркими эмоциональными переживаниями. В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками.

Функционирование эмоций – одна из важнейших педагогических, психологических и философских  проблем. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции – реакция человека на воздействие  внутренних и внешних  раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Возникновение и проявление чувств и эмоций связано со сложной  взаимосвязанной работой коры и  подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Эмоции – особый класс психических процессов  и состояний, который составляет переживаемые в различной форме  отношения человека к предметам  и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая  форма отражения действительности. Если в познавательных процессах  отражаются предметы и явления, то в  чувствах – значимость этих предметов  и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства  носят личностный характер. Они связаны  с потребностями и  выступают  показателем того, как происходит их удовлетворение [29].

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций –  устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо  выраженный предметный характер, так  как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от определенной сферы, к которой они относятся  их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

Эмоции оказывают большое  влияние на психические процессы. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика условна и все психические явления в ней взаимосвязаны. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный он присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, раздраженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими. Эмоции связаны и с забыванием. Человек забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения. Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее отнимают [20].

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принимаемого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы подростка, облегчает выполнение решения. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек, так же не может быть волевым.

Эмоции – психический  процесс импульсивной регуляции  поведения, основанный на чувственном  отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. «emoveo» -- волную) [17].

У человека эмоции порождают  переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобное, которые играют роль ориентирующих  субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретая сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни [8].

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и  т.п.) являются у человека продуктом  общественно-исторического развития, результатом трансформации их интенсивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций – с другой; это относится также  к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения  между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем  и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных  жестах.

Таким образом, эмоции и эмоциональные  выразительные движения человека –  представляют собой не рудиментарные  явления его психики, а продукт  положительного развития и выполняют  в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль.

К эмоциональным процессам  в настоящее время принято  относить аффекты, собственно эмоции и  чувства. Аффектами называют в современной  психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные  переживания, сопровождаемые резко  выраженными двигательными и  висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. Одна из способностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутым к концу события; в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект [6].

Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное  аффективное состояние, ведет к  аккумуляции аффекта, которая может  разрядиться в бурном неуправляемом  аффективном поведении – «аффективном взрывом».

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный  ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все  другие исчезают, возникновение новых  представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку: наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более  длительные состояния, иногда лишь слабо  проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное  личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей  деятельности и своим проявлениям  в них [10].

Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме – обобщениями – объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и, имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.

Эмоция, получившая достаточную  силу и организованность, приобретает  способность оказывать большое  влияние на функциональное состояние  различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется  в нескольких различных формах:

- в форме выразительных  движений;

- в форме эмоциональных  действий;

- в форме высказываний  об испытываемых эмоциональных  состояниях;

-  в форме определенного  отношения к окружающему.

Эмоциональная сфера, жизнь  чувств проходит у ребенка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многообразия, которые доступны взрослому человеку. Самые ранние эмоциональные проявления подростка связаны прежде всего с органическими потребностями и ощущениями. Потребность в пище, ощущение холода и мокроты, утраты равновесия, давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции подростка эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др. Ласка уже очень рано, через несколько недель после рождения, вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса и периферического кровообращения, большой блеск глаз и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные, кинетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости, - общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание, очень похожее на выражение удовольствия. С возрастающей легкостью движений сопровождающие их положительные эмоциональные проявления увеличиваются [28].

Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии подростка  наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления  начинают вызывать все более многообразные  и сложные чувства. На этой новой  основе возникают новые чувства, отражающие все более сложную  и все более сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции.

Рано проявляется у  ребенка чувство симпатии к близким  людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о нем. Уже в раннем детстве, в преддошкольном возрасте можно наблюдать у детей более или менее ярко выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. С этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у ребенка социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств – самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и похвале и т. д. В дошкольном возрасте детям по большей части свойственна относительно значительная эмоциональная возбудимость и слабая эмоциональная устойчивость. И в этом отношении, конечно, возможны значительные индивидуальные различия, связанные с особенностями темперамента. Но по большей части преддошкольник и маленький дошкольник легко приходят в возбуждение; малейший повод может вызвать проявление шумной радости или печали. Эти чувства так же быстро гаснут, как и загораются; иногда на глазах ребенка еще не просохли слёзы, а на губах уже играет улыбка. Значительная эмоциональная возбудимость дошкольника сказывается и на восприятии, и на мышлении дошкольника; она накладывает отпечаток на все его психические проявления, на весь психический облик ребёнка [9].

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря  этому дети 9-11 лет часто производят впечатление относительно большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, снова часто более возбудимые. При всем том устойчивость эмоциональных проявлений у ребенка в первом школьном возрасте обычно не очень велика. Нет еще в частности устойчивого круга сложившихся интересов.

По своему содержанию чувства  школьника становятся значительно  содержательнее и сложнее. Общее  умственное развитие ребенка под  влиянием школьного обучения сказывается  и на его чувствах, делает их осмысленнее, разумнее, сложнее. Вхождение в школу обычно знаменует новый этап и для эмоциональной жизни ребенка. Значительные сдвиги происходят в процессе развития в дифференцированности эмоций и их объективности. Эмоции становятся менее диффузны. У ребенка эмоциональное отношение к предмету распространяется на все его части и с частей  на весь предмет [2].

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье